Общество 22 ноя 2023 5220

Война и мир кавалера ордена Александра Невского из Бурятии Андрея Мурги

Москва, Орёл, Могилёв, Гомель, Белосток, Варшава. Свой личный вклад в оборону и освобождение этих и других городов в годы Великой Отечественной войны внес Андрей Мурга - до войны учитель, а на фронте храбрый офицер-минометчик, кавалер пяти боевых наград, в том числе ордена Александра Невского, пишет газета «Бурятия».

© фото: предоставлено Валентиной Мурга

Андрей Степанович, прошедший путь от сержанта до капитана, форсировавший Нарев, Друть и другие реки - один из более 150 офицеров нашей республики, награжденных этим полководческим орденом.

Четыре награды за полгода войны

Корреспондент «Бурятии», изучив рассекреченные документы минобороны РФ и побеседовав с дочерью героического офицера, узнал о судьбе и малоизвестных фактах биографии одного из выдающихся фронтовиков, чья жизнь связана с Бурятией.

1937 год. Донецк. В то суровое и смутное время в одной из школ города трудился обыкновенный учитель истории, а затем завуч, уроженец Житомирской области Андрей Степанович Мурга. Донецкий школьный учитель не ведал о том, что скоро обретет вторую родину, а через четыре года окажется в самом пекле войны.

- Папа летом 1937 года, отучившись в Донецке на рабфаке на горного мастера, вместе с группой молодых специалистов приехал в Бурятию, - рассказывает дочь фронтовика Валентина Андреевна Мурга. - По приезде в Улан-Удэ его направили на прииски, кажется, в Закаменский район. И ему здесь очень понравилось: все, кто с ним приехал, вернулись в Донецк, а папа решил остаться в Бурятии, которая стала для него второй родиной. В 1939 году в Улан-Удэ он встретил свою судьбу, мою маму Анастасию Федоровну. Для того времени отец был очень образованным человеком, его выдвигали на разные высокие должности, но во власть он не рвался. Поехал в поселок Новоильинск Заиграевского района и работал на лесоучастке. А тут началась война. Оставив дома жену и двух дочерей Тамару и Людмилу, он ушел на фронт.

Андрей Мурга (нижний ряд, пятый слева) со своими земляками и коллегами. Фото предоставлено Валентиной Мурга

Согласно фронтовым документам Андрей Мурга в действующей армии с 1942 года. Местом формирования части была Монголия. Командование выяснило, что во время срочной службы до войны он был моряком-артиллеристом на Черноморском флоте, и его направили в дальневосточную береговую артиллерию. Как указано в именном списке части, он служил в 4-ом зенитно-артиллерийском полку (зенап) ТОФ. Судя по фронтовому документу, он из этой части выбыл 29 ноября 1942 года: сопровождал своих однополчан до Москвы. Передав в столице вверенные ему личный состав и вооружение, он должен был вернуться на Дальний Восток. Однако Андрей Мурга написал рапорт, чтобы остаться на Западном фронте. Его просьба была удовлетворена, и вскоре он оказался на передовой. Сначала служил сержантом, помощником командира взвода минометной роты первого стрелкового батальона 1343 полка 399 стрелковой дивизии (48 Армия, Брянский фронт).

Свою первую награду - медаль «За отвагу» - Андрей Степанович, как указано в строке в наградном списке, получил за подвиг, совершенный им 21 апреля 1943 года. Тогда сержант Мурга получил специальное задание комбата вынести кем-то оставленное противотанковое ружье с сильно обстреливаемой врагом высоты в районе деревни Егоровка под Орлом. С этой задачей он справился, несмотря на грозящую опасность для его жизни. За полгода войны храбрый минометчик получил еще четыре боевые награды (!). Главная из них - орден Александра Невского (к июлю 1944 года он уже был лейтенантом в должности командира минометного взвода).

23 июля 1944 года командир 1348 стрелкового полка майор Королев представил командира взвода минометной роты Андрея Мургу к ордену Красного Знамени. Однако вышестоящие инстанции, а именно командир 42 стрелкового корпуса, генерал-лейтенант Константин Колганов и руководство 48 Армии приняли решение повысить награду и наградить его орденом Александра Невского. Действительно, Андрей Степанович совершил подвиг, достойный полководческого ордена. В бою 19 июля 44-го под Белостоком лейтенант Мурга действовал на редкость отважно: как следует из наградного листа, «умело руководил своим взводом, правильно выбирал огневые позиции для своих минометов», и «когда выбыл из строя командир расчета, тов. Мурга сам встал к миномету и лично уничтожил 19 фашистов».

Пламенная любовь к Отечеству

- Папа был ранен недалеко от Берлина, - вспоминает дочь героя-минометчика. - Разорвалась немецкая противопехотная мина. Один осколок попал ему глубоко в висок. Когда отец был в эвакогоспитале без сознания, врачи посчитали, что он уже не жилец. Но, слава Богу, его подчиненные, которые очень уважали своего командира, настояли на том, чтобы тяжело раненного офицера доставили на самолете в Москву. Папа попал в Кремлевский госпиталь, где хирург, оперировавший папу, удивился, что он выжил с таким тяжелейшим ранением. К сожалению, со временем, папа ослеп на один глаз, и поэтому всегда носил белую повязку, которую сшила мама.

После лечения Андрей Степанович вернулся в Новоильинск и, несмотря на вторую группу инвалидности (наотрез отказался сидеть дома без дела), работал начальником местной узкоколейной железной дороги. Впоследствии трудился начальником ОРСа, диспетчером. И везде работал с полной отдачей, на совесть, как и на фронте, заботился о своих подчиненных. С большой ответственностью относился и к общественной работе (Андрей Степанович был народным заседателем в суде), вникал во все дела, ратовал за справедливое судебное решение.

- Папа навсегда остался в моем сердце как глубоко порядочный, исключительно честный человек, - говорит Валентина Андреевна, - Никогда в жизни мы не слышали, чтобы он сквернословил или повышал на кого-нибудь голос. Всегда был подтянутый, с иголочки одетый. Души не чаял в своих пятерых детях. Вообще не пил спиртное (на войне отдавал положенные 100 грамм фронтовых особо отличившимся в боях подчиненным). Папу очень уважали новоильинцы и жители соседнего бурятского улуса, которые, как мама рассказывала, в тяжелые годы войны частенько заходили к нам, и в знак особого уважения к папе делились с мамой продуктами - кто бутылку молока, кто кусок говяжьей печенки отдавал. Помню, отец часто наставлял молодых людей, что все беды в жизни - от водки. А нам говорил: «Учитесь, ведь образованным людям открыты все двери». Все мы, дети, выучились, получили достойное образование. Бережно храним память: 9 мая, в День Победы, собираемся всей семьей и вспоминаем нашего отца, деда, прадеда, который, как мог, приближал Победу.

Дочь героического офицера-минометчика поведала мне и о том, что всю жизнь в Новоильинске семья фронтовика скромно жила в старом доме: Андрей Степанович всякий раз, когда подходила его очередь на улучшение жилищных условий, отказывался в пользу других, мол, «они живут в худших условиях». И в этом был весь Андрей Мурга - в прямом и переносном смысле «железный» фронтовик (всю послевоенную жизнь проживший с 78 осколками в теле!), вынесший на своих плечах все тяготы войны, справедливый, широкой души начальник сибирской «узкоколейки». О таких людях, как Андрей Степанович, говорил русский поэт и офицер Федор Глинка: «Истинный герой отличается простотой нравов и нежностью чувств в мирное время, мужеством и храбростью на брани и пламенной любовью к Отечеству».

Из наградного листа (на орден «Красной Звезды») на старшего лейтенанта, командира минометной роты 1348 стрелкового полка 399 стрелковой дивизии Андрея Мургу:

… В боях с 10 по 16 октября 1944 года в Манувском уезде Варшавского воеводства тов. Мурга умело командовал ротой, минометы его находись в боевых порядках пехоты, а сам тов. Мурга выдвигался вперед и корректировал огонь минометов. Рота под его командованием подавила 8 огневых точек противника, что способствовало продвижению нашей пехоты вперед…

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: предоставлено Валентиной Мурга

Читайте также