Общество 1 дек 2023 1072

«Первые в стране»: школьные лесничества Республики Бурятия: история и современность

В 2023 году исполнилось 50 лет со дня проведения первого республиканского слета школьных лесничеств Бурятии. В рамках торжественных мероприятий, посвященных этой большой дате, Ресурсный эколого-биологический центр провел ряд встреч с ветеранами - основоположниками практикоориентированного, профильного, самого раннего и, по нашему мнению, самого первого в стране движения школьных лесничеств, пишет газета «Бурятия».

В гостях у эколого-биологического центра - Виктор Фёдорович Антропов, инженер-лесопатолог 1 категории, заслуженный лесовод, ветеран лесного хозяйства республики, член Совета общества лесоводов Бурятии, общественный деятель, ему присвоено почетное звание "Хранитель Байкала", а также Лариса Андреевна Васильева, куратор деятельности школьных лесничеств РБ конца XX века.

Виктор Фёдорович - первый, кто собрал материал по всем лесхозам республики и опубликовал в книге «Лесоводы Бурятии» историю лесного хозяйства региона. С Ресурсным эколого-биологическим центром, постоянным куратором школьных лесничеств, Виктора Антропова связывают давние отношения: с первых совместных мероприятий со станцией юннатов, республиканских слетов, до сегодняшних региональных и всероссийских конференций, юниорского лесного конкурса «Подрост». Виктор Антропов сопровождает дополнительное образование школьников лесного профиля. На встрече Лариса Васильева поведала историю школьных лесничеств с точки зрения педагога и методиста, много лет занимающегося вопросами трудового экологического воспитания школьников.

Первые лесничества Бурятии

Появление школьных лесничеств, отмечают Лариса Васильева и Виктор Антропов, обусловлено жесткой практической необходимостью: республике остро не хватало рабочих рук для бесперебойного функционирования питомников лесных культур. Полив, прополка требовали много усилий, но заработная плата была невысокой. Школьники пришли на помощь лесникам. Название тоже появилось не сразу - это были школьные кружки, и зачастую ими руководили бывшие фронтовики, вернувшиеся в лесное хозяйство. Так, Мухоршибирское школьное лесничество возникло ориентировочно в 1952 году под руководством Александра Павловича Сметанникова. Именно эти члены кружка заложили тополиный сквер в Мухоршибири, часть которого сохранилась до сих пор. А вот первый слет школьных лесничеств прошел уже в 1973 году. Тогда общее количество этих объединений приблизилось к 200. Перед республиканским слетом проводили районные, которые позволяли отобрать лучших ребят с навыками уверенных специалистов лесной отрасли. Первый республиканский слет школьных лесничеств прошел в Баргузине, второй - в Кабанском, далее - в Иволгинском районе. Но всегда - на природе, в лесу, в палатках…

У истоков стояли…

Отменные специалисты лесного дела руководили школьными лесничествами. Наталья Павловна Родионова, межрайонный инженер-лесопатолог Северобайкальского лесхоза, курировала эвенкийское школьное лесничество, а оно всегда отличалось своими особенностями: охота – их первое дело. Ольга Николаевна Калмынина, инженер-лесопатолог Джидинского района, Анатолий Дмитриевич Мещенин, лесничий Бабушкинского лесничества Кабанского лесхоза, Иван Федотович Нагаев, лесничий Сулхаринского лесничества Кижингинского района, кавалер орденов Славы, Отечественной войны I степени, «Дружбы народов» - все они оставили глубокий след в работе школьных лесничеств республики и подготовке будущих кадров лесной отрасли. Нельзя не вспомнить главного лесничего Кикинского лесхоза Сергея Георгиевича Усачева. Он и в период перестройки работал, не сбавляя темп. Также успешно трудилась основатель старейшего на сегодня в Бурятии школьного лесничества «Берёзка» Надежда Николаевна Цыпылова. С 1970-х годов и по сей день вчерашние школьники из «Берёзки» становятся специалистами лесной отрасли. Сейчас руководитель этого лесничества – В.А. Грабовская. С 2014 года она подготовила 14 специалистов, 10 из которых трудятся в родном Хандагатайском лесхозе.

Самые теплые воспоминания у коллег сохранились о Михаиле Климовиче Булдакове - методисте по работе со школьными лесничествами станции юных натуралистов. Лариса Андреевна и Виктор Фёдорович отмечают, что школьники из Бурятии неоднократно становились участниками всероссийских слетов школьных лесничеств. На практике за каждым лесничеством был закреплен питомник площадью до 50 га, и работа ребят была реальной, ощутимой. В памяти коллег - лесничества 13-й школы г. Улан-Удэ с руководителем Людмилой Николаевной Вый - настоящим энтузиастом своего дела, работоспособной, душой болеющей за лес.

Работа у нас такая!

Основное отличие школьных лесничеств того времени - малое количество исследований и преобладание практических работ. Мерная вилка, буссоль, меч Колесова, различные высотомеры - вот основные инструменты юных лесничих. Ребятам давали задания: как правильно заглублять саженец, какой стороной повернуть меч, как подрубить корневую систему сеянца. Внимание руководства республики было приковано к школьным лесничествам - это и учеба, и трудовая практика, и большая польза для леса, природы, да и для людей в целом. Земфира Анатольевна Пирогова, замминистра просвещения республики, постоянно посещала слеты и лично отслеживала все достижения детей, а также их дальнейшее трудоустройство.

Большую помощь оказывали Назар Ермилович Медведев, Алексей Дмитриевич Голоушкин, министр лесного хозяйства Республики Бурятия с 1989 по 2000 год. И какие кадры были среди лесников! Так, в Курумканском лесхозе заложен лесной питомник, не имеющий аналогов. В нем выращивалось до 4 млн сеянцев высочайшего класса. Не было сорняков и болезней, потому что технология выращивания была особенной. На посевное поле завозили древесные отходы, раскладывали толстым слоем и поджигали; почва термически обрабатывалась от всех болезней, сорняков, грибковых спор. Сеянцы сажали в высокие гряды, полив производился напуском по бороздам. Всю эту систему - особую технологию выращивания здорового посадочного материала с минимальными затратами человеческого труда - придумал Александр Фёдорович Кузьмин, руководитель Курумканского лесхоза. Нельзя не вспомнить и известные династии лесников - например, Матвеевы в Леоновском лесничестве, братья Нагаевы из Сулхары Кижингинского района. И подобных историй достаточно много.

Вообще, в 1980-х годах движение школьных лесничеств достигло максимального рассвета. Между школами районов в лесхозах проводились слеты школьных лесничеств. Специалисты лесхозов принимали активное участие в мероприятиях со школьниками. Лучших членов школьных лесничеств командировали на всероссийские слеты: Майю Бальжинимаевну Гендунову в 1979 году - на ВДНХ, Татьяну Геннадьевну Какуркину и Марину Викторовну Капустину в 1985-м - в Ленинград. В дальнейшем свою жизнь они посвятили служению лесному делу.

 Татьяна Геннадьевна Какуркина (Леонова) трудилась начальником отдела арендных отношений РАЛХ. Анна Гавриловна Вылегжанина (Пашинская) стала замдиректора филиала ФГУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса Республики Бурятия». Марина Капустина, выпускник Зун-Муринского школьного лесничества Тункинского района, прошла славный трудовой путь от лесничего до заместителя министра природных ресурсов Республики Бурятия, а сейчас трудится директором Департамента лесных ресурсов Байкальской лесной компании. Марина Викторовна с большой теплотой отзывается об опыте работы в школьном лесничестве.

- С Татьяной Какуркиной мы познакомились на республиканском слете. Затем нас направили в Ленинград, и мы договорились о том, что вместе поступим в Ленинградскую лесотехническую академию. Но родители решили по-другому, и мы поступили в Красноярск на лесохозяйственный факультет Сибирского технологического института, после окончания которого так и остались на всю жизнь в лесной отрасли. С 1983 года я являлась членом школьного лесничества Зун-Муринской средней школы. Руководитель - Зинаида Митрофановна Шведова - и определила мой жизненный путь. Я работала мастером леса, инженером лесного хозяйства. С 2007 по 2016 год - в Республиканском агентстве лесного хозяйства начальником отдела использования лесов. С 2016 по 2021 год - в министерстве природных ресурсов РБ (замминистра, курировала лесной блок). С 2021 года по настоящее время - директор Департамента лесных ресурсов Байкальской лесной компании. В итоге, в лесном хозяйстве без перерывов 31 год. А если добавить 5 лет «лесной учёбы» да плюс 4 года в школьном лесничестве, получится 40 лет. Если бы не школьное лесничество, этого бы не произошло, так как из моих родных никто не работал в лесном хозяйстве. Но вот что значит правильная профориентационная работа педагога! Как надо суметь завлечь, заинтересовать, привить любовь к природе!

Новая история

К сожалению, летопись школьных лесничеств республики отличается достаточной нестабильностью. Сложные периоды в стране также отразились и на их работе. К 2010 году школьных лесничеств осталось 8, полноценно функционировали из них лишь 3-5. С 2019 года в Бурятии началась активная работа по восстановлению системы школьных лесничеств. Именного тогда вышло распоряжение Правительства РБ № 126-р от 12.03.2019 года, включающее План мероприятий («дорожную карту») по развитию школьных лесничеств региона.

Качественное межведомственное взаимодействие Республиканского агентства лесного хозяйства и Ресурсного эколого-биологического центра позволило в кратчайшие сроки сформировать более 40 объединений - как на базе ранее действовавших, так и новых, образованных практически во всех районах. Большую роль в сегодняшнем развитии школьных лесничеств сыграл Пётр Степанович Мордовской.

Члены школьного лесничества «Берёзка» с Петром Мордовским на слёте школьных лесничеств-2022

В должности заместителя председателя Правительства РБ он всегда поддерживал работу школьных лесничеств, лично принимал участие в проведении слетов, был председателем оргкомитета, обеспечивал формирование призового фонда. И сегодня эта крепкая связь не теряется. Руководитель Республиканского агентства лесного хозяйства с 1992 по 2022 год Александр Викторович Мартынов, нынешний руководитель РАЛХ Сергей Геннадьевич Борошноев вместе с директором Ресурсного эколого-биологического центра Виктором Николаевичем Тимофеевым работали над восстановлением ранее действовавших и созданием новых школьных лесничеств. Сегодня реестр объединений школьников, занимающихся лесной тематикой, включает 44 школьных лесничества. Ребята, как и 50 лет назад, работают в лесу, занимаются таксацией, профилактикой незаконных рубок, изучают особенности лесных пожаров, принимают участие в конкурсах и акциях. В 2019-2020 годах команды из Бурятии «Ая-Ганга» и «Дети Байкала» принимали участие в специализированной лесной смене «Амурский бархат» ДЦ «Океан», заняли по два призовых места в различных номинациях конкурсных испытаний. В 2022-2023 годах руководители старейших лесничеств «Берёзка» (Хандагатайский лесхоз) и «Лесовичок» (г. Гусиноозёрск) стали призерами всероссийского лесного конкурса «Подрост».

Школьное лесничество «Ая-Ганга» Курумканского района за работой

Деятельность школьных лесничеств широко освещается в СМИ и поддерживается минобрнауки РБ и РАЛХ. У всех лесничеств отдельные оборудованные кабинеты, многие получили спецоборудование в рамках нацпроекта «Образование».

Более 70 лет насчитывает история школьных лесничеств Бурятии. Почти 2000 школьников республики помогают лесникам закладывать питомники лесных культур, занимаются природоохранной и лесовосстановительной деятельностью, учебно-исследовательской и проектной работой, экологическим просвещением разных слоев населения, профилактикой лесных пожаров и озеленением населённых пунктов своей малой родины.

По мнению директора ФГБУ «Рослесинфорг» Александра Мартынова, именно Ресурсный эколого-биологический центр играет объединяющую роль в деле функционирования школьных лесничеств (организация мероприятий, методическое сопровождение, координация деятельности лесничеств и многое другое); начиная со станции юных натуралистов и по сей день связь образования и лесной сферы крепка и перспективна.

Но мы отлично понимаем, что вектор развития любого процесса - упорный труд и правильные волевые решения. Школьные лесничества нуждаются в постоянной модернизации образовательного процесса, повышении квалификационного мастерства педагогов, обновлении программ, их содержательного наполнения. И нужно очень постараться разработать качественную региональную программу, которая много лет может служить модельным образовательным документом. В целях закрепления достигнутого результата, поступательного, качественного роста деятельности школьных лесничеств необходимо четкое межведомственное сотрудничество, крепкие знания, уверенные цели, хорошее финансовое обеспечение, повышение мотивации лесхозов и лесничеств, совершенствование профориентационной работы. И тогда с таким настроем и командой единомышленников всё получится!

Автор: ГБУ ДО «Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия», Республиканское агентство лесного хозяйства

Фото: предоставлено РЭБЦ РБ

Читайте также