Общество 26 янв 2024 1754

«Следом за дедом, на БАМ»: путь простой бурятской семьи, вложившей достойный вклад в строительство магистрали века

В начале строительства БАМа местным молодым людям попасть туда было непросто. Было указание местных властей не принимать их без путевки на объекты всесоюзной стройки, дабы не оголять кадрами сельское хозяйство и производство республики. В числе страстно желающих попасть на БАМ была и семья Гомбоевых: Николая, машиниста электровоза Улан-Удэнского локомотивного депо, и Генриетты, воспитателя детсада, пишет газета «Бурятия».

От Байкала до Амура

Десять лет с начала стройки длилась дорога на БАМ для молодой семьи. Возможно, так и не попали бы, если бы дед Бато в 1930-х годах не проложил дорогу на Северобайкалье для своих потомков. А дело было так.

Бато Доржиев, уроженец с. Барагхан Курумканского района, однажды принял для себя резкое решение переехать на северный берег Байкала и, не откладывая в долгий ящик свою задумку, забрал с собой маленькую дочку Анну, сел на старенький пароход и прибыл в Нижнеангарск. Построил небольшой домик в с. Душкачан и начал новую жизнь.

Рыбачил с колхозом, растил дочку, пока случай не завел его в Давшу, Баргузинский заповедник.

…Однажды во время весенней нерповки на Байкале треснул лед, и люди стали проваливаться в воду. Бато с товарищами ринулся на помощь. Среди спасенных оказался Зиновий Францевич Сватош, первый директор заповедника. Решительный, смелый мужчина понравился ему, и он пригласил Бато работать «стражником», иначе, инспектором по борьбе с браконьерами. Работа пришлась по душе, и Бато верно служил на страже уникальной природы, животного мира Байкала, пока не началась Великая Отечественная война.

В 1942 году Бато Доржиев ушел на войну, вернулся в 1945-м с Восточного фронта с ранениями и боевыми наградами. Продолжил свою службу в заповеднике, да так, что стал прототипом героя рассказов известного бурятского писателя Михаила Жигжитова «Ущелье семи волков» и «Моя малютка Марикан» в образе охотника Бимбы.

Тем временем подросла дочь Анна. Она и уговорила отца вернуться в родной Барагхан. Пришлось отцу уступить просьбе любимой дочери, вернуться в родные края, отдав Северобайкалью около 20 лучших годов своей жизни.

Вернулся, открыв дорогу своим потомкам на северный берег моря, где спустя четверть века начнется великая стройка железнодорожной магистрали, по которой пойдут поезда от Байкала до Амура.

…Та самая Анна, выросшая на севере Байкала, а теперь Анна Батуевна, мама Генриетты, любила рассказывать детям о жизни с отцом «на том берегу». Библиотекарь по образованию, кроме своих наблюдений и воспоминаний, много читала о любимом суровом крае, не понаслышке знала о непростой жизни людей, с которыми выросла и подростком вместе тянула невод в рыболовецком колхозе в годы войны.

И понятно рвение на БАМ молодого поколения семьи деда Бато, но им никак не удавалось осуществить свою мечту. Но и вправду в народе говорят: «Мечтать не вредно, вредно не мечтать».

Гомбоевы попали на БАМ. Другим путем - через Восточный участок. Однажды в аэропорту Улан-Удэ Николай познакомился с мужчиной, вылетающим в Тынду. При разговоре с Иваном Безлюдовым выяснилось, что он работает на одном из участков БАМа, на ст. Джамка. Поведал, что там остро требуются специалисты-энергетики. Даже пообещал помочь в трудоустройстве.

Ждать пришлось недолго, так как товарищ оказался человеком слова. Осенью 1982 года глава семейства Николай Гомбоев уже был на месте, устроился на работу, даже получил двухкомнатную благоустроенную квартиру и вызвал к себе семью.

Одной семьёй

О годах жизни в Хабаровском крае Генриетта вспоминает с большой теплотой и любовью. Особенно запомнились люди - непосредственные, искренние, добрые сердцем и душой.

Как, например, бабушка Клавдия Ивановна из Хабаровска, приютившая у себя в квартире бурятку по имени Генриетта, с которой познакомилась на вокзале. Их дружба продолжалась долгие годы. Даже, когда Гомбоевы переехали в Северобайкальск, Клавдия Ивановна связала пуховый платок и прислала в подарок Гетте, заботясь о том, чтобы ей было тепло на холодном севере.

И тетя Шура, с которой познакомились в Чагдомыне, приезжала к ним в гости в Джамку, как к родным людям. Друзья из Волгограда, Хабаровска, Казани, Ургала, Читинской и Амурской областей, с которыми жили душа в душу, одной семьей, у которой «не дом и не улица, а общий адрес: «Советский Союз».

Новый адрес семьи Гомбоевых был поистине подаренным им судьбой. Навсегда в памяти остались изумительная природа края, где на реке Амгунь можно было наблюдать нерестовый ход лососевой кеты. По таежной тропинке через заросли дикой черемши и папоротника, по нетронутым брусничным полянам можно было попасть в ущелье Баджал, где можно увидеть цветение (только увидеть, а не сорвать!) настоящего эндемика - сказочного цветка - эдельвейс!

Несмотря на хорошую работу, прекрасные условия жизни, Николай и Генриетта не переставали думать о переезде в Северобайкалье, где некогда трудился их дед Бато и росла мама Анна.

Это случилось в 1985 году. Через «восточный портал» им открылась дорога в Северобайкальск. Николаю удалось устроиться на работу в Энергоучасток, а Гетта, успевшая к тому времени получить диплом о высшем образовании, получила работу по своей специальности в детском саду. Начав с комнаты в «щитовухе», через год получили благоустроенную квартиру. Собралась семья, наконец-то, в одном месте. Позже к ним переехала Анна Батуевна. Николай вернулся на любимую работу - вновь стал водить электровозы, а Генриетта Гармаевна перевелась в детский Центр бурятского языка и культуры, став одним из участников создания этнографического музея, вложила немало труда в становление этого Центра. Оба стали классными специалистами, не раз удостаивались почета и наград.

Николай Гомбоев с друзьями

Обрели новых друзей, много общались с ними, не забывая переписываться с друзьями с восточной стороны БАМа.

Не все гладко было, конечно, в жизни семьи Гомбоевых - строителей БАМа. Они прошли через испытания ожиданием, разлукой, тяжелыми переменами в жизни страны. Много терпения и сил вложили в устройство семьи и воспитание сыновей. Прошли через поиски и находки своего дела, испытали себя на твердость духа, крепость чувств, любви и верности друг к другу.

Испытали счастье, когда сыновья получили образование, женились и одарили их званием «дедушка» и «бабушка».

Все шло своим чередом, пока в 2003 году не нагрянула беда: скоропостижно скончался Николай, остановилось сердце…

Генриетта Гармаевна выдержала все. Силен в ней дух деда Бато, охотника, «стражника» могучего священного озера, матери, подростком тянувшей рыбацкий невод с добычей из Байкала наравне с взрослыми в тылу Великой Отечественной войны, приближая Победу.

Таков путь простой бурятской семьи, вложившей свой достойный вклад в строительство БАМа. Сегодня «баба Гетта» живет в Улан-Удэ. Ведет активнейший образ жизни. Занимается любимым делом: шьет, вяжет, рисует, выращивает замечательные цветы - творческая личность. Не сидится активистке дома. Она - участница ансамбля ветеранов БАМа «Гэсэр».

Генриетта Гомбоева с ветеранами ансамбля «Гэсэр» (вторая справа  в первом ряду)

Генриетта Гармаевна - волонтер. Вместе с друзьями по духу плетет сети, шьет одежду для бойцов СВО, охраняющих рубежи родины. Ходит в школы, рассказывает о строителях БАМа, об их героическом труде, объясняя учащимся, как почетно быть патриотом своей Родины… Такая неутомимая труженица - ветеран БАМа.

Во всех делах ее поддерживают любимые дети - надежные, сильные ребята. Сын Станислав пошел по стопам отца, он - энергетик. А его жена Анастасия - по стопам свекрови, она - музыкальный руководитель в детском садике. Воспитывают 3 сыновей и дочь. Старший сын Станислава - Денис- студент Томского госуниверситета, физик. Второй сын Евгений получил диплом Красноярского авиатехникума, стал специалистом в области управления воздушным транспортом. Двое - еще школьники. Сын Саян остался на БАМе в Северобайкальске, продолжает дело отца - трудится на второй ветке БАМа электромонтажником. А его жена Наталья работает в медицине, на санэпидстанции железнодорожной больницы. Их дочь Долгор также решила продолжить дело родителей. Успешно окончила Иркутский железнодорожный институт, трудится в отделении железной дороги в г. Северобайкальск. У них подрастает сын Михаил, возможно, тоже будущий железнодорожник.

Верным оказался северный путь деда Бато. Он открыл дорогу своим потомкам, наследникам в большую, настоящую жизнь, благословил их на участие в строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Автор: Дарима ДУГАРОВА, ветеран БАМа

Фото: предоставила Дарима Дугарова

Читайте также