И вот почти через 79 лет после подвига Героя без Звезды я - на малой родине храброго офицера. В моих руках - уникальные материалы на Феногена Шурыгина, бережно хранящиеся в краеведческом музее Новоильинского агротехнического лицея: его ордена, красноармейская книжка, фотографии. Смелый открытый взгляд, мужественное лицо уверенного в себе молодого человека, который навсегда остался 23-летним. Пытаюсь представать, каким человеком был в жизни герой-офицер, как он шел в атаку впереди своих подчиненных, как мерз в окопах, вгрызался в дрожащую землю фронтов, как вдохновенно играл на баяне в тесных землянках и вел в атаку бойцов…
Воодушевлял бойцов на подвиги
Колыбель героя без Золотой Звезды - село Новая Брянь Заиграевского района - уместилась в межгорной долине реки Брянки. Здесь-то 102 года назад в крестьянской семье Ивана Семеновича и Феклы Калиновны Шурыгиных появился на свет будущий невыдуманный герой. Малыша нарекли Феногеном (родные и близкие звали его Геннадием). Сын Ивана Шурыгина, сначала учившийся в Илькинской школе, а затем в Новоильинской семилетней школе, не доставлял хлопот родителям: рос старательным, тянущимся к знаниям пареньком.
Над Новоильинском - бездонное мирное небо. Шагают в школу ребятишки, как когда-то по этим улицам спешил на уроки комсомолец Феноген Шурыгин. В этом селении перед войной он принимал активное участие в общественной работе, в художественной самодеятельности, ходил в драмкружок, играл на гармони, балалайке, гитаре. Виртуозно катался на лыжах. По окончании школы у него была самая что ни на есть мирная профессия - киномеханика: после окончания курсов в Новосибирске он «крутил» фильмы в местном клубе. Строил планы на будущее. Но помешала война. В ноябре 1941 года был призван в ряды РККА. В мае 1942 года окончил Барнаульское военно-пехотное училище. Боевое крещение получил под Вязьмой в июле сорок второго. Первую боевую награду - орден «Красной Звезды» - лейтенант, командир роты автоматчиков 1234 стрелкового полка 370 стрелковой дивизии (2-й Прибалтийский фронт) получил за подвиг, совершенный 19 декабря 1943 года в ходе Невельской наступательной операции у деревни Демешкино. В тот день лейтенант Шурыгин заменил выбывшего из строя командира роты автоматчиков и, как указано в наградном листе, «своим личным примером воодушевлял бойцов на подвиги». Один из самых отважных фронтовиков Бурятии Феноген Шурыгин, прошедший фронтовыми дорогами от Вязьмы до Одера, семь раз раненный, контуженый, за 17 месяцев войны был удостоен семи (!) боевых наград - трех орденов Отечественной войны, двух «Красной Заезды», Красного Знамени и Александра Невского. Полководческий орден он получил, в частности, за то, что в ходе Люблин-Брестской операции после успешного форсирования Западного Буга, был ранен, но с поля боя не ушел.
Дважды его посмертные награды понижались. Так, в 21 мая 1945 года он вместо ордена Суворова третьей степени был награжден орденом Отечественной войны первой степени (представлен к награде 18 апреля 1945 года). 29 апреля сорок пятого командир стрелковой роты 1230 стрелкового полка 370 Бранденбургской Краснознаменной ордена Кутузова второй степени стрелковой дивизии капитан Шурыгин был (также посмертно) представлен к званию Героя Советского Союза. Просто так и абы кого к высшей степени отличия СССР не представляли. Этот героический поступок, достойный Золотой Звезды, Феногена Шурыгина отражен в его наградном листе и описан его однополчанином Александром Деряевым.
Стоял до конца за Родину
По воспоминаниям Деряева, в конце апреля сорок пятого ожесточенные бои шли южнее города Фюрстенвельде. Подразделениям 370 стрелковой дивизии на последнем этапе войны в ходе Берлинской наступательной операции противостояли гренадеры-эсэсовцы и батальон «Фольксштурм». 27 апреля капитану Шурыгина как одному из храбрых боевых командиров полка и приданному его роте пулеметному взводу старлея Ощепкова было приказано овладеть вражеским «опорником» в местечке Зельхов. Командир роты Шурыгин с тремя бойцами прорвался через огненную завесу на окраину селения, но был отрезан от основных сил роты. Будучи тяжело раненым, истекая кровью, «героически отражал натиск фашистов»: сражался с фрицами до последнего патрона и гранаты, оставаясь до последнего вздоха верным воинской присяге. Представление на Героя подписал командир полка, полковник Федор Степанов. Его поддержали вышестоящие инстанции, а именно, - командир 370 стрелковой дивизии, генерал-майор Петр Гавилевский и командир 91 стрелкового корпуса, генерал-лейтенант Федор Волков. Однако заключением Военного Совета 69 Армии мая 1945 года он был награжден орденом Отечественной войны первой степени.
К сожалению, мама Феногена Шурыгина - Фекла Калиновна ушла из жизни, не узнав о подвигах и наградах сына.
- Моя бабушка всю жизнь так и думала, что ее сын Феноген пропал без вести, - рассказывает племянница Героя - Марина Новикова. - Она не знала, где и как он погиб. Только после ее смерти в 80-е годы однополчане моего дяди вышли на сестру Феногена Ивановича - мою тетю Анну Ивановну Матвееву и передали ей дядины награды и документы, которые сначала она отдала в музей Петровск-Забайкальского, а затем - в школьный музей в нашем поселке.
В свое время огромную работу по увековечению памяти о Феногене Ивановиче провела бывший руководитель клуба «Краевед» и экс-заведующая музеем истории имени Николая Цыренова - Светлана Ивановна Сафронова. Еще в советское время юные новоильинские краеведы обратились в Президиум Верховного Совета СССР на имя Андрея Громыко с просьбой рассмотреть вопрос о присвоении Феногену Шурыгину высшей степени отличия СССР. В официальном ответе на обращение школьников сообщалось, что «подвиг, совершенный Шурыгиным Ф.И. командованием оценен, и установить сейчас причину, по которой было принято решение об изменении вида награды, не представляется возможным».
Сегодня память о Феногене Ивановиче хранят в Новоильинском агротехническом лицея, в школьном музее, которым руководит педагог Наталья Спирина. В лицее ежегодно проводится фестиваль военно-патриотической песни памяти Феногена Шурыгина.
Апрель победного сорок пятого. Тяжелые бои юго-восточнее Берлина. Оттуда, из подвала одного из домов в немецком селении, во время короткого отдыха между боями и написал одно из последних писем сестре Анне капитан Шурыгин. В нем он признался, что, не долечившись, убежал из госпиталя в свою часть, «где его тело превращается в сталь». Благодаря письму героя из Заиграевского района, хранившемуся у его сестры, образ капитана Шурыгина становится ярче: он был по-настоящему смелым воином, горячо, беззаветно любил Родину, и за неё был готов стоять до конца. Боевые друзья весной сорок пятого похоронили героического офицера, выпускника Новоильинской школы в небольшой немецкой деревне, у перекрестка двух дорог.
P.S. Автор выражает благодарность за помощь в подготовке этого материала заведующей музеем Новоильинского агротехнического лицея Наталье Спириной.
Из наградного листа на капитана Феногена Шурыгина на орден Суворова третьей степени (награжден орденом Отечественной войны первой степени):
...В бою по расширению плацдарма на западном берегу реки Одер в 2 км западнее Вюсте-Кунерсдорф (Германия) 17.4.1945 года рота, руководимая тов. Шурыгиным, несмотря на превосходство сил пехоты и техники противника, штурмом оседлала железнодорожную линию в районе Босен. В процессе боя истребила 40 вражеских солдат и 9 взяла в плен…