Общество 3 мая 2024 8516

Бледнолицый в Монголии

Наверное, его можно назвать представителем третьей волны российской интеллигенции. Александру Бакалову 27 лет. Он умен, образован и чрезвычайно эмпатичен. За его идеями следуют и россияне, и монголы, потому что ориентированность на нужды общества подкупает  людей независимо от национальности и географии пребывания.    

© фото: из личного архива

Александр Бакалов в столице Монголии личность уже достаточно известная. Причина — его гиперактивность в смысле полезных для людей дел. То он занят «оцифровкой» памятников, то приводит в порядок адресацию Улан-Батора, то докручивает приложение для общественного транспорта. Сам себя он называет бледнолицым. Русоволосый, сероглазый, под метр девяносто ростом, он предпочитает передвигаться пешком и непременно притягивает взгляды прохожих. Удивительно легко общается и с таксистами, и с чиновниками, и с журналистами, не зная при этом монгольского. Его много показывают по монгольскому телевидению, его узнают на улицах. Звезда! «Неугомонный» - называю его я, поскольку «приятельствуем» мы с ним этак года с 2019-го, когда случайно познакомились благодаря протекции Зоригто-ламы из Усть-Ордынского дацана. Путешественник, айтишник, общественник и просто хороший человек — Бакалов из Ангарска.

— Давай все по порядку. Монголия — это одна из точек твоего пребывания?   

Да. Я жил и работал много где и по России, и в Европе, а тут Монголия. Вроде рядом, а я здесь ни разу не был. В ноябре 2022 года меня занесло в проект «Welcome to Mongolia». Меня пригласили на должность проджект-менеджера по технической и рекламной части в рабочей группе, которая занималась развитием российского направления. На момент этого разговора не было вообще ничего: ни сайта, ни соцсетей, ни даже понимания, чем именно таким мы хотим заманить россиян на Новый год в самую холодную столицу мира. То есть надо за полтора месяца все создать с нуля, да еще и людей чем-то сюда привлечь. Если бы мне в России предложили заняться чем-то подобным, я бы убежал, но здесь у меня появился азарт — а давай попробуем, ведь это настоящий хардкор и профессиональный вызов. Мы собрали местных туристических гидов и спросили их мнение. Они сказали, что шопинг-туризм в зимнее время — это единственное, что может заманить массового туриста в Монголию. Мы оттолкнулись от этого и решили организовать акцию, связанную со скидками на шопинг для иностранцев. Идея была в том, чтобы на уровне правительства города утвердить официальную акцию со скидками, которые компании дают на свои услуги всем иностранцам в течение новогоднего периода. После совместного мозгового штурма было решено, что скидки будут предоставляться всем иностранцам без исключения, причем при предъявлении паспорта их страны. Официальные лица Монголии довольно быстро согласовали эту акцию и дали нашей команде карт-бланш на ее продвижение.

Какой это дало эффект? При публикациях в российских СМИ мы специально делали упор на лозунге «получи скидку по российскому паспорту». И, как оказалось, не зря. Народ поехал, заказчик остался доволен.

— Туризм и все, что с ним связано, как бы понятно. А транспорт то при чем?

— Параллельно с работой в предыдущем проекте я начал замечать, что в Монголии огромное количество бытовых вещей меня напрягает. И дело тут не в пресловутой разнице культур, а именно в плохом развитии инфраструктуры. Самой первой вещью, которая вызвала у меня жжение чуть ниже спины, был общественный транспорт. Вообще транспорт в Улан-Баторе — это очень больная тема. Город последнее десятилетие задыхается от одних из самых жестких пробок. Пробки в Москве и Санкт-Петербурге в сравнении — детский сад. Одним из аспектов неудобства пользования общественным транспортом являлось отсутствие нормальных навигационных сервисов в городе. Что я имею в виду? До весны 2023 года и тех пор, пока мы не решили этот вопрос, было невозможно построить маршрут на общественном транспорте на онлайн-картах. То есть нельзя было просто поставить точку А и точку Б, после чего навигатор тебе покажет, на каком автобусе куда доехать и где именно сделать пересадку, как мы это делаем на Яндекс Картах. И мы решили самостоятельно перенести автобусные маршруты на Google Maps. Я решил написать разработчикам UB Smart Bus и предложить для начала хотя бы помочь им поработать над UX приложения. Но ответа не последовало. Недолго думая, я начал искать альтернативные варианты решить эту проблему, и вскоре я наткнулся на Google Transit — это сервис при Google Maps, который позволяет добавлять общественный транспорт на Гугл Карты. Я начал изучать документацию по созданию GTFS-фида. GTFS — это специальный формат группировки данных, который позволяет передавать данные о маршрутах общественного транспорта в картографические сервисы. Разобравшись, я решил, что это вполне посильная задача: списаться с Google, чтобы они открыли мне аккаунт, на первом этапе вручную создать GTFS-фид (данные обо всех маршрутах уже есть в приложении UB Smart Bus) и после этого сделать доступным общественный транспорт города на Google Maps. Короче, меня вдохновила масштабность этой задачи, и я решил действовать.

— Получилось?

— Мой знакомый монгол-транспортник помог мне открыть аккаунт Google Transit (Гугл открывает доступ только транспортным компаниям или гос. организациям) и после этого начался интересный челлендж по ручному переносу маршрутов. Суммарно это заняло около месяца, еще три недели Гугл проверял данные. И уже в апреле 2023 года все автобусные маршруты Улан-Батора появились на Google Maps.

Далее я решил записать видео с инструкцией, как пользоваться этим решением. Чтобы все россияне в Монголии узнали, как можно комфортно передвигаться на общественном транспорте:

Зачем я это все описываю? Чтобы показать вам путь, как простое желание улучшить город благодаря поддержке СМИ привело нас к официальной работе с властями. Потому что с этого момента всё и началось — нас пригласила сотрудничать администрация города.

Одним словом, эти меры позволили превратить нашу «пацанскую» идею в реальный городской сервис, которым будут пользоваться сотни тысяч людей ежедневно, а также существенно улучшить пользовательский опыт взаимодействия с транспортом хотя бы на уровне ИТ-решения, раз уж сам транспорт очень некомфортный.

Далее я открыл в Монголии компанию, и мы подписали контракт на эту работу с Агентством по бизнесу и инновациям Улан-Батора.

— А адреса? Что с монгольскими адресами не так?  

— Осложняется все тем, что нумерация присвоена не всем домам, что сами номера присвоены бессистемно, особенно в новостройках, что не на все дома нанесены таблички, а также тем, что этих районов и микрорайонов очень много и все их запомнить тяжело даже для родившегося здесь местного жителя. Удобно ли это самим монголам? Монголы адреса не знают. Максимум свой собственный, да и то только потому, что им каждый месяц приходит платежка за ЖКХ. Из этого исходит главная проблема – хаос с навигацией. Если вы не знаете адреса дома, то вам надо указывать всем известный ориентир (например, ТЦ рядом) и показывать, как от этого ориентира пройти до вашего дома. Отчасти, монголы решают это тем, что скидывают геометку. У них даже при оформлении доставки в интернет-магазине есть специальное поле, куда можно добавить описание или ссылку на Google Maps. Но как быть с экстренными службами (милиция, скорая, пожарная охрана)? Ведь этим службам нельзя скинуть геометку.

Но у адресной проблемы может быть еще один корень, сами монголы неоднократно говорили мне об этом. Проблема использования навигации тут связана не только с адресной системой, но и с традиционным кочевым менталитетом монголов. Надо понимать, что огромное количество сегодняшних жителей Улан-Батора городские жители в первом-втором поколении, поскольку город за 30 лет вырос с 600 тысяч до более 1,7 млн жителей. Когда кочевая семья живет в степи, то там никто не используются адреса. В таких локациях люди описывают место иначе, типа: «Через реку, за большим холмом, на восток до лесной посадки».

Использование адреса в большом мегаполисе вроде Улан-Батора просто необходимо - без этого не может жить ни один современный большой город.

Самый простой выход — хотя бы нанести все эти адреса на онлайн-карту, чтобы люди могли легко найти адрес, вбив его в строку поиска, например в популярный в Монголии Google Maps. К примеру, адрес сейчас выглядит так: Сухэ-Баторский район, 2 микрорайон, ЖК “Ромео и Джульетта”, дом 31. Мы убираем из этого уравнения ЖК. Потому что номер дому присваивается сквозной в микрорайоне и упоминание ЖК ничего не дает. У нас получается: Сухэ-Баторский район, 2 микрорайон, дом 31. Затем мы сокращаем этот адрес в подобном формате: СБД - 2 – 31. СБД - это официальная аббревиатура района, происходящая от “Сүхбаатар Дүүрэг” (Сухэ-Баторский район). В итоге, мы сохраняем всю логику адреса, убираем ненужную единицу (ЖК) и делаем адрес очень компактным. Как итог, его очень легко найти в поиске.

Мы часто разговариваем с Александром и, несмотря на внушительную разницу в возрасте, понимаем друг друга с полуслова. И потом потребность в общении на русском языке всегда присутствует. По этой причине Саша создал проекты «ежесубботних» встреч с монгольскими россиянами. На вопрос «зачем тебе все это надо» отвечает неизменно: если я умею, почему нет? Так он решил сделать QR-коды на памятники, поскольку для иностранцев информация недоступна. Так мы с ним обошли много музеев, сводили информацию воедино. Бакалов с английского, я - с монгольского. А не так давно он свел свои впечатления о жизни в Монголии в единый текст, где можно найти ответы на все вопросы. По ведению бизнеса, по разнице менталитетов, по особенностям быта и многого чего, что может быть интересно всем, кому интересна страна кочевников.

А еще он увлекается буддизмом и постоянно на связи с Усть-Ордынским дацаном, где он однажды провел два месяца.   

Подробно: https://vc.ru/u/487198-aleksandr-bakalov/1134681-kak-vesti-biznes-v-mongolii-v-2024-mentalitet-delovaya-kultura-i-riski-opyt-6-moih-proektov

Автор: Норжима ЦЫБИКОВА

Фото: из личного архива