Общество 21 июн 2024 3243

«Уроки родного языка»: учителя из Бурятии и Калмыкии обменялись опытом

Родной язык - это выражение самосознания и связи поколений. Он тесно связан с историей этноса, обеспечивает его единство и становится залогом его оригинальности: он формирует неразрывную связь между его носителями и служит основой для любого народа, пишет газета «Бурятия».

Решение этой достаточно серьёзной и важной проблемы подвигло к тому, что назрела необходимость встреч учителей-практиков родного языка разных национальных регионов Российской Федерации.

Калмыцкая делегация в составе 21 педагогов прибыла на поезде в Улан-Удэ из Читы после четырехдневной работы с коллегами в Агинском Бурятском округе Забайкальского края. Нас ожидали новые встречи и такой же плотный график педагогических будней: снова уроки, мастер-классы, круглые столы, обсуждение проблем и задач совершенствования системы изучения и преподавания родных языков, распространение и обобщение передового опыта в сфере изучения родных языков и культур народов Калмыкии и Бурятии.

Наша практическая работа с бурятскими коллегами в течение двух дней осуществлялась на пяти творческих площадках: ГБОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1», МАОУ «Бурятская гимназия № 29», МОУ «Сужинская общеобразовательная школа», ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», МБОУ «Ацагатская СОШИ». На каждой площадке очень тёплая, трогательная встреча. Исполнение национальных песен, народных танцев, произношение приветственного благопожелания, традиционное подношение хадаков в знак особого почитания и уважения - все это было настолько близко, понятно и тепло, потому что у калмыков принято также встречать родных, самых дорогих и долгожданных гостей.

За два коротких дня мы посетили большое количество уроков, творческих педагогических выставок, мастер-классов коллег из Бурятии. Девять педагогов из нашей делегации также дали открытые уроки и мастер-классы, как в классах начального блока, так и в старших классах.

По мнению всех членов делегации, с первых минут общения с коллегами из Бурятии волнение уходило и начинался привычный ритм работы. Каждому из нас удалось найти точки соприкосновения с новой аудиторией, эффективно реализовать цели и задачи своих уроков, максимально заинтересовать и вовлечь учеников в учебный процесс. Дети активно участвовали на каждом этапе урока, демонстрировали открытость, любознательность, коммуникабельность - самые ценные качества обучающихся. И в этом - мастерство настоящего учителя, - и того, кто пришёл в совершенно незнакомый класс, и того, кто в системе, неустанно работает с ребятами, умело формируя и развивая в них чувство уверенности в своих знаниях. На уроках царила атмосфера доброжелательности. Можно сказать, что уроки шли на трёх языках: русском, калмыцком и бурятском, это придавало уроку особую языковую образность. Всё было предельно понятно, интересно и познавательно, как для учеников, так и для нас, всех учителей родного калмыцкого и бурятского языков.

Слева направо: проректор по организации образовательной деятельности БРИОП Баярма Цыретарова, учитель родного (калмыцкого) языка и литературы Тугтунской СОШ имени Б.Б. Дорджиева Гол Серятыров, ведущий специалист отдела среднего профессионального, регионального образования и науки минобрнауки Калмыкии Баира Агуляева

Надо отметить, что ещё больше сближало нас с бурятскими коллегами - это, прежде всего, задача сохранения и развития родных языков, актуальнейшая на современном этапе. Наши коллеги щедро делились с нами своими педагогическими мастерскими, успешными наработками, передовыми практиками. Также мы увидели творческий и плодотворный союз учителей родного бурятского языка и ученых-словесников. Большое количество справочной, методической и научной литературы, бесспорно, способствуют успешной практической работе учителей на уроках, укрепляя, развивая и совершенствуя их педагогическую деятельность.

За два коротких дня мы не только достаточно много поработали, но и стали очень близки. Создался, можно сказать, сплочённый коллектив единомышленников, потому что как никто другой понимаем, что родной язык - это выражение самосознания и связи поколений, что он тесно связан с историей этноса, формирует неразрывную связь между носителями и служит основой и показателем духовности для любого народа. Наши коллеги из Бурятии тщательно продумали и досуг для дорогих гостей. Надолго у нас в памяти останутся выступление ансамбля «Наран», развлекательная программа в культурном центре «Степной кочевник». Мы искренне восхищались первозданной красотой природы Бурятии, умению местных жителей сохранять эту красоту, гармонично сочетая её с национальной культурой. Посещение озера Байкал - самого древнего и по праву священного озера в мире, и Иволгинского дацана произвело для нас огромное впечатление. Хотя многие из нас ранее побывали в этих местах, тем не менее заново испытываются удивительные чувства от сопричастности и уникальности этих сакральных мест.

Уезжая из Бурятии, каждый из нас увозил теплоту, душевность своих коллег из Бурятии. Мы стали ближе и роднее друг другу не только по своей профессиональной деятельности, но и по родству языка, традиций, культуры, образу мышления. А такое единство - более крепче, оно неразрывно.

Фото на память в БРИОП

СПРАВКА

Межрегиональный семинар по разным направлениям стратегии развития родных языков и литературы «Родной язык и литература в школьном образовании и поликультурном воспитании: региональные практики образовательных организаций Республики Бурятии и Республики Калмыкии» организован кафедрой методики преподавания общеобразовательных дисциплин ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики».

Семинар в Бурятии продолжил серию выездных мероприятий, которые в течение двух лет пройдут в республиках Бурятия, Калмыкия и Агинском Бурятском округе Забайкальского края в целях реализации Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации.

Бурятию представляли ученые, преподаватели, специалисты ГАУ ДПО РБ «БРИОП», ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова», учителя родного (бурятского) языка и литературы, директора и завучи школ. Всего в семинаре приняло участие более 150 человек. Делегация учителей и специалистов из Калмыкии включала 21 человек, представляющих организации девяти районов республики и г. Элисты.

В ходе работы межрегионального семинара было представлено 10 открытых уроков и 15 мастер-классов учителей-родноведов двух республик.

Автор: Александра САНДЖИЕВА, преподаватель Калмыцкого филиала ФГБОУ ИВО «Российский государственный университет социальных технологий»

Фото: БРИОП

Читайте также