Из истории села
Поселение Бургуй расположено в центре Закаменского района. Долина, в которой живут бургуйцы, небольшая, окружена с обеих сторон горами. На севере высится священная гора Байса. Вершина этой скалистой громады всегда видится отдельно, внизу же все бывает окутано туманами, словно сидит старый монах, завернутый в белый хадак.
С правой стороны поселения горы довольно низкие и пологие. Бургуй является одним из самых близких населенных пунктов к перевалу Малый Хамар-Дабан. Таких красивых мест очень мало.
Вдали сияющих вершин, находящихся на северной стороне реки Снежная, по-бурятски Удалха, одиноко высится голец Сирота (Үншэн Сарьдаг), покрытый толстым слоем снега и льда. Там и тут торчат стволы засохших деревьев. Оттуда веет холодный проникающий воздух. С другой стороны сияет своими вершинами голец Хамни-Хаан. Рядом огромное возвышенное плато Бугата Болдог, где в старину паслись сотни изюбров. Из села Бургуй на хорошей лошади можно добраться до Хамар-Дабана за короткое время, сделав отдых у барисана «Мэнгээн төөбии». Там надо обязательно остановиться, заварить чай и саламат, провести обряд охотников «Сан Хүллэхэ» и только потом дальше продолжить свой путь по длинному спуску Урда-Оглог в долину Снежной.
Само село окончательно оформилось в 1953 году, когда туда перекочевали жители долины Хасуурта - место расположения колхоза «Улан-Баатар». Тогда в селе Бургуй насчитывалось 1300 человек.
Школа, построенная в 1933 году и закрытая в 1941-м, опять начала работать после войны в 1946-м, но в том же году снова закрылась из-за вспышки кори. Из-за той болезни в Бургуе умерли семеро детей.
Испытав тяжелейшее голодное и холодное время войны, люди были полны решимости построить новую, счастливую жизнь. Однако не получилось - не хватало специалистов, руководителей, техники и просто людей, особенно мужчин. 1946-1947 годы были неурожайными. Не было семян, лошадей, продуктов, инвентаря, кузницы. За недоставки государству хлеба колхоз числился самым отсталым. И только в 1948 году удалось получить хороший урожай, заработала единственная водяная мельница, построенная в 1939 году. И все же колхоз не смог подняться на ноги. Часто менялись председатели. Стало много случаев пьянства, единственный маленький магазин работал днем и ночью, там продавали красные кислые вина из деревянных бочек.
В 1959 году Бургуй был передан Хамнейскому колхозу им. XXII партсъезда в качестве 3-й бригады. Это было связано с тем, что Хамнейский колхоз буквально развалился. Почти все колхозники, потомки казачьего сословия, выехали в Закаменск (тогда процветал Джидакомбинат), Улан-Удэ и другие места, где стали рабочими заводов и фабрик с высокой зарплатой. Усановская молочная ферма, которой руководила Сурма Дашеевна Дашеева, осталась без доярок. Тогда райком КПСС и райисполком приняли решение объединить три села - Бургуй, Хамней и Хуртага. При этом хуртагинцы остались у себя в селе, а бургуйцы приняли на себя главные обязательства, стали работать в животноводстве и полеводстве вновь созданного колхоза.
В 1960 году из Бургуя угнали в Хамней почти все маточное поголовье скота, оставив молодняк на некоторых гуртах фермы. Новая животноводческая ферма в Хамнее была крупной, здесь содержалось 450 голов КРС. Уехал в Хамней и более работоспособный состав колхозников. Постепенно в Бургуе опустели и дальние животноводческие стоянки, исчезли полевые конные дороги и переходы через реку Хамнейку.
В 1963 году колхоз имени XXII партсъезда стал совхозом «Хамнейский» с отделениями в селах Бургуй и Хуртага.
С 1959 по 1992 год специалистами совхоза (главный агроном, главный инженер, зоотехники, ветеринарные работники, доярки) были бургуйцы. В мясном животноводстве работало немало скотников, пастухов. Табуны обслуживались также бургуйцами.
В 1987-1992 годах директором совхоза был Владимир Будажапович Соктоев, которого затем избрали главой Закаменского района.
Бургуй превратился в тихий населенный пункт, где жили пенсионеры и безработные. Ни в докладе районных руководителей, ни в районной и республиканской печати - нигде на долгие годы село не упоминалось.
Возвращаясь к жизни поселения в составе совхоза Хамнейский, надо добавить, что присоединение Бургуя в качестве третьего отделения совхоза не дало ничего хорошего, скорее, наоборот, усугубило дальнейшую деградацию и ухудшение положения среди населения. Период перестройки положительных результатов не дал.
Священная книга «Юм»
В 1917 году, в год отречения царя Николая II от престола, был построен бунхан (часовня) Жамсаран сахюусана по совету лам из монгольского монастыря «Гандантэгченлин» в местности, которая называется «Гал эрдэнитэй газар» (букв. «Место священного огня»). Туда поместили изображение Жамсаран сахюусана, нарисованное на каменной плите размером 70 на 45 см. Несмотря на то, что с тех прошло уже более 100 лет, оно сохранилась до наших дней. Нарисовал его талантливый художник Жалсан зурааша, погибший во время репрессий 1937 года.
В 1913-1916 годах один из замечательных людей долины Хамнея Рандалай Ранжил три года собирал подношения - хандиб. Собрав достаточно средств, он съездил в южную Монголию и западный Китай и купил самый лучший экземпляр книги «Юм» того времени - нартанское издание с крупными и четкими буквами, полный комплект, состоявший из 21 тома. Ранжил вернулся через шесть месяцев, и это был настоящий подвиг. Книги приехали целыми и в полной сохранности, и это - несмотря на долгую и дальнюю дорогу, дожди и снега, реки и озера, горы и перевалы, разбойников и бандитов.
Книги завезли на вершину горы Номто нуга и оставили в бунхане Жамсаран сахюусана. Потом комсомольцы и воинствующие атеисты сняли все шелковые жанчи (ткани), в которые были завернуты тома, и сшили из них платки и рубашки, но сами книги не тронули. А бунхан был разрушен, разобран и увезен в артель, и из него построили красный уголок.
Долгие годы верующие тайком от властей хранили и заботились о книгах, и так им удалось дойти до нас. Священные книги находились иногда в сараях, иногда в пустом доме, порой у старых людей. Только в 1982 году управляющий отделением Василий Санжиевич Тогмитов построил из досок маленький отдельный сарай с шиферной крышей, за что люди с благодарностью его вспоминают.
Есть предположение, что когда в селе находится такая святыня «Юм», то появляются люди очень талантливые, умные, рождаются умельцами. Это можно посмотреть на примере нашего села: родились и выросли большие мастера серебряных и золотых дел: Галдан Тубшинов, художник, рисовавший изображения Будды и бодхиса тв, Жалсан Зурааша, создававший из местной глины статуэтки бурханов и религиозные атрибуты.
Династия златокузнецов
Галдан Тубшинов по настоянию Цанид-хамбо ламы (закаменцы его называли Гүшиг хамба) Агвана Доржиева принимал участие в создании внутренних отделок в Санкт-Петербургском дацане, статуи Будды, но работа не сохранилась, хотя, возможно, и до сих пор хранится в каких-нибудь музейных запасниках. В частности, он сделал большую дверную ручку из чистого серебра. Сын Галдана Тубшинова Бато Галданович - заслуженный деятель культуры Бурятской ССР занимался чеканкой из серебра и золота, создал квартал молодых дарханов-чеканщиков в поселке Исток.
Следует добавить, что Галдан Тубшинов, будучи уже в возрасте, создал ганжар - универсальный охранный знак храма, имеющий вид цветка лотоса, в котором находится конусообразный священный сосуд бумба, золотой и новейший, для первого Цогчен дугана Иволгинского дацана в 1946 году. В этом же дугане позднее был открыт первый российский буддийский университет «Даши Чойнхорлин» имени первого Пандидо Хамбо ламы Дамба-Даржа Заяева. В Иволгинском дацане сохранились созданные им божества, в том числе меч Гомбо сахюусана «Жамын hомон».
Кроме того, Галдан Тубшинов был в числе лучших чеканщиков при изготовлении подарков к 70-летию Иосифа Сталина. Трубка для курения табака, бурятский сдвоенный нож и огниво были покрыты золотом холодным способом, которым, кроме него, не владел ни один мастер. Это был секрет ото всех.
Бургуй был богат и другими талантливыми людьми. К примеру, в первые годы перестройки директор Бургуйской средней школы Валерий Цырендоржиевич Цыбиков первым в районе награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Участник Великой Отечественной войны Цырен-Дондок Жамсаранов и его двоюродный брат Гомбо Заятуевич Дымпилов на вершине горы Байса Хангай построили молитвенный барабан Мааниин хүрдэ, который вращался с помощью ветра. И много других не менее талантливых художников, чеканщиков и мастеров взрастил Бургуй.
Возрождение
В 2008 году в Бургуе построили cубурган, который считается одним их самых красивых во всей Закамне. Гармоничность его видна всем, кто его посещает. Построили его по проекту народного художника Бурятии, автора герба Республики Бурятия, бургуйца Николая Дарицыреновича Батуева. Туда же был перенесен и сарайчик, построенный Василием Тогмитовым, в котором хранилась священная книга «Юм». Он располагается около cубургана.
С этого времени жизнь в селе начала налаживаться: размножается скот, засеиваются поля, дети учатся в современных условиях в школе и детском саду после капремонта, действует отремонтированный сельский Дом культуры. Талантливых ребят много, они занимаются в пришкольном кружке изобразительного искусства под руководством столь же талантливого учителя Олега Ивановича Цыденова. Бургуйские школьники со своими работами занимают призовые места на муниципальном и региональном уровнях.
Аюр-Зана Тудунов награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
Сегодня я обращаюсь к власти нашего района и села, населению села Бургуй, выходцам нашего села, всем верующим: выполним наказ предков, сохраним священную книгу «Юм». Для этого необходимо построить соответствующее помещение в бурятском стиле (возможно, восьмистенный) со всеми атрибутами буддийской религии: столиком, лампадой, жертвенными чашками, хэнгэрэг-барабаном и другими необходимыми предметами культа, а также определить место для лам и хувараков. Поскольку cубурган построен народным художником республики, территорию и дорогу к нему следует сделать красивой и ухоженной, а вокруг святыни - соорудить забор (из железных решеток с красными кирпичными столбиками), сделать мостик через овраг. Также восстановления требует бунхан и сохраненное изображение Жамсаран сахюусана, молитвенный барабан Мааниин хүрдэ. Необходимо возродить и самое первое, уважаемое родовое священное обоо - Тужын обоо, разрушенное в 1937 году. Тогда наш субурган и молитвенный дом с священной сутрой «Юм» станет местом поклонения и молитвы, местом силы и энергии, а наше село будет процветать!