Общество 1 ноя 2024 3855

В Бурятии почтили память жертв политических репрессий

Шли тридцатые годы. Смутное было время, тяжелое. «Помню я «черный ворон», эту страшную машину, - вспоминала наша землячка, советская и российская поэтесса, писатель Елена Хоринская (Котвицкая). - Ночью каждый звук, каждый стук - напряжение… каждую ночь ждали». Рассказывает газета «Бурятия».

Спасаясь от репрессий, Елена Евгеньевна уехала в Свердловск. Но многим не удалось спастись: были расстреляны, отбывали срок и сгинули в лагерях. Так советский и российский ученый-востоковед, государственный и общественный деятель Базар Барадийн арестован в феврале 1937 года как «участник контрреволюционной шпионской организации», затем осужден и расстрелян. 20 лет просидел в ГУЛАГе Пандито Хамбо лама Мунко Цыбиков. В начале 1930-х годов арестовали неграмотную крестьянку Долгор Цыдыпову. Осудили и отправили в колонию массовых работ (КМР) за то, что принадлежала казацкому сословию. У нее было двое малолетних детей, но кого это тогда волновало! Тысячи оклеветанных граждан, исковерканных, сломанных судеб. И сегодня мы говорим: такое не должно повториться.

Трагическая история

«Хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список и негде узнать». Эти слова из поэмы «Реквием» выстраданы Анной Ахматовой, на себе испытавшей ужасы тех лет, и вполне могли бы стать девизом акции «Возвращение имён». Патриотическое мероприятие прошло 30 октября в День памяти жертв политических репрессий. В нем приняли участие замруководителя Администрации Главы РБ и Правительства РБ - председатель комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Михаил Харитонов, депутат Народного Хурала РБ Виталий Лыгденов, председатель Бурятской ассоциации жертв политических репрессий Лидия Соколова, уполномоченный по правам человека в Бурятии Юлия Жамбалова.

- Мои родители из Закаменского района, - поделился с нами трагической историей своей семьи Михаил Бичиханов. - В 1931 году их сослали в Красноярский край. Мой отец из семьи казаков. Дед был казачьим офицером, а прадед - станичным атаманом. Их репрессировали. Дедушка Дамдин-Цырен расстрелян как «организатор казачьего контрреволюционного мятежа». Мой прадед, будучи в ссылке в Красноярском крае, сказал моему отцу, чтобы убежал, мол, всё равно все погибнем. И мой отец Петр убежал. Он полгода добирался до Санаги! А потом его снова арестовали и сослали в Черемхово, где я родился.

Нельзя переписать

- Бурятская ассоциация объединила людей общей судьбы, детей тех, кто вместе с родителями перенес все тяготы и лишения, выпавшие на долю, десятки лет неся клеймо детей «врагов народа», - подчеркнула Лидия Соколова. - Одна из задач ассоциации - сохранение исторической памяти о самых сложных, самых трагических страницах в истории нашей страны, в истории нашей республики - о периоде политических репрессий. Наряду с защитой прав и интересов невинно пострадавших граждан, представители ассоциации занимались и занимаются большой работой - увековечением памяти репрессированных людей. Наш нравственный и гражданский долг - помнить о тех, кто в расцвете сил ушел из жизни в те лихие годы, помнить о тех, кто мог бы стать «золотой» элитой России.

На митинге в День памяти жертв политрепрессий

По словам Лидии Соколовой, за эти годы ассоциацией разработаны и успешно реализованы 22 проекта и программы, одним из результатов которых стало возведение мемориала жертвам политрепрессий, издано 9 томов Книги памяти, куда внесено более 15000 имен, а по инициативе районных отделений - четыре Книги памяти. Сейчас основная деятельность ассоциации - историко-познавательная работа с молодым поколением.

- Мы ощущаем здесь, у мемориала, тепло, свет. Они остались от наших предков, родных, близких, которые прожили трудную жизнь, но не сломались, остались верны своей стране, своему долгу, своим семьям, - отметил на митинге Михаил Харитонов. - Огромная благодарность вам за ту работу, которую эти 30 лет вы делали. Мы с вами должны бороться за то, чтобы эти печальные страницы в истории нашей страны больше никогда не повторялись.

- Сегодня наш долг - помнить и чтить, сохранять историческую память о тех страшных событиях, которые произошли в истории страны и республики, - сказал Виталий Лыгденов. - Историю нельзя забыть, нельзя переписать. И поэтому сегодня наш общий долг - все это пронести и передать молодому поколению, чтобы были такие трагические события, когда по ложному обвинению, доносу страдали безвинные люди, их семьи, дети. Такие события не должны повторяться.

На митинге в очередной раз прошла акция «Возращение имён». «Я здесь потому, что не хочу, чтобы впредь хоть кому довелось пережить подобное». Под этими словами могли бы подписаться все присутствовавшие на митинге.

Народная акция

29 октября 2007 года, в 70-ю годовщину Большого террора, в Москве у Соловецкого камня состоялась первая акция «Возвращение имён» памяти жертв политического террора. В тот день зачитали имена тех, кто был расстрелян в Москве в 1930-х годах. С тех пор она проходит в регионах России.

Девять лет назад по инициативе Бурятской ассоциации жертв политрепрессий и БГУ к этой акции присоединилась наша республика. С 30 октября 2015 года жители Бурятии, сменяя друг друга, основываясь на материалах семи томов Книги памяти жертв политических репрессий, ежегодно читают имена наших земляков, безвинно пострадавших в 1930-1950 годы.

Справка

30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Трагедия первой половины XX века коснулась судеб многих граждан страны, попавших в жернова массовых арестов, выселений, расстрелов. Памятной датой послужили события 30 октября 1974 года: тогда политзаключенные мордовских и пермских лагерей объявили голодовку в знак протеста против политических репрессий в СССР. Официально День памяти жертв политических репрессий впервые был отмечен в 1991 году в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР.

 Всего за годы Большого террора осуждены 1,3 млн человек, из которых 682 тысячи расстреляны. В предвоенное время жертвами массового террора становились не только военачальники, партийное руководство, но и так называемые «кулаки». В бесконечном потоке репрессированных оказывались простые люди, собиравшие от голода колоски на полях или оставшуюся после уборки колхозную картошку. В лагеря попадали и за невыполнение нормы трудодней, нарушение трудовой дисциплины. С особой жестокостью расправлялись со священнослужителями.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: с сайта Egov-buryatia.ru