Общество 12 дек 2024 3392

«Две войны сержанта Ринчинова»: близкие бережно хранят память о нём

«Темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…», - тихо, проникновенно поет сын фронтовика, известный ученый-эколог, геоботаник Бимба Намзалов. Рассказывает «Бурятия».

Бимба Намзалов хранит память об отце

© фото: Фото Аркадия Батомункуева

Эту же песню когда-то, в перерывах между боями негромко, задушевно пел его отец, фронтовик Дондок Ринчинов.

- Отец по-своему оригинально пел и бурятские песни, исполнял, вибрируя голосом, народные перепевы, иногда посвистывая, - говорит сын фронтовика.

Необыкновенный певческий талант, природная музыкальность - не основные качества воина Ринчинова. Главное, Дондок Ринчинович был на редкость бесстрашным воином. Он был готов на самопожертвование ради спасения боевых товарищей, ради Победы.

Наш разговор льется неторопливо, как река Иволгинка. Беседуем с Бимба Батомункуевичем о его отце и деде, о том, как фронтовой разведчик, скромный и храбрый сержант большой войны Ринчинов на своих плечах вынес все тяготы войны, чтобы приблизить Победу.

Бил врагов

Дондок Ринчинов родился на следующий год после Октябрьской революции в привольной долине реки Иволга, в бурятском улусе Хойто-Бэе. Ему суждено было пройти через две войны, превеликое множество преодолений и преград и с честью выдержать все испытания.

В 1936 году он окончил Иволгинскую 7-летнюю школу. В октябре 1939-го призван в ряды РККА Кяхтинским РВК: влился в 178-ю стрелковую дивизию, сформированную на Алтае в сентябре того же года. В январе 1940-го в составе подразделения этой дивизии направлен на Карельский перешеек: бил белофинов в ходе советско-финской войны.

- О финской войне отец не любил говорить, - вспоминает Бимба Намзалов. - Говорил, что с белофиннами было трудно воевать: они - хорошие лыжники, быстро появлялись и быстро исчезали. После советско-финской войны началась Великая Отечественная, и отец ушел на свою вторую войну.

Согласно приказу 213-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона (оиптд), 21 июля 1944 года Дондок Ринчинов награжден медалью «За оборону Москвы». Под Москвой сражался в 693-м стрелковом полку 178-й стрелковой дивизии. А затем - уже в составе 213-го оиптд той же 178-й Кулагинской Краснознаменной стрелковой дивизии (21-я Армия, Ленинградский фронт) воевал до весны 1945 года. То есть две войны он прошел «от» и «до» в составе ставшей для него родной 178-й стрелковой дивизии!

Судя по фронтовым документам, старший сержант Ринчинов громил фрицев в ходе Ржевско-Вяземской и Смоленской наступательных операций, штурмовал мощный оборонительный узел фрицев - Кулагинские высоты и хорошо укрепленный город Новосокольники. С мая 1944 года Дондок Ринчинов бил фашистов на Ленинградском фронте. Воевал на Карельском перешейке и освобождал Выборг.

- Отец воевал в отделении войсковой (дивизионной) разведки, - продолжает рассказ об отце Бимба Намзалов. - Он особо выделял солдата из Белоруссии. Летом 1943 года под Смоленском папа и еще трое его боевых друзей, включая того белоруса, получили опасное и ответственное задание - проникнуть в тыл врага. Там нужно было найти в прибрежной полосе подбитый фашистами наш катер, где остались ценные документы со стратегически важной информацией. Помимо этого, надо было забрать оттуда инвентарь и оружие. Пробирались ночами, короткими перебежками. В катере нашли пакет с документами, который взял отец. Решили прихватить с собой пулемет, предварительно разобрав его на части. Обратный путь был более трудным. Нашу разведгруппу заметили немцы, и фашистский самолет начал охоту на советских разведчиков: на низком бреющем полете трижды пикировал на них. Беспрерывно тарахтел вражеский пулемет. Вокруг свистели пули. Отец и его друзья петляли, передвигаясь зигзагами, и прятались в кустарниках и канавах. И сумели, вернувшись без потерь, доставить ценный пакет в штаб.

Доподлинно неизвестно, представлялся ли он за тот героический поступок к ордену, но точно - никакой награды за него не получил. И все-таки свою выстраданную, заслуженную потом и кровью награду - орден Славы III степени - разведчик Ринчинов получил в июле 1944 года: по совокупности двух подвигов. Как гласит наградной лист, 11 июня 1942 года в бою за одну из деревень Сестрорецкого района Ленинградской области Дондок Ринчинов «заменил выбывшего из строя наводчика и огнем своего орудия с открытой ОП уничтожил 1 противотанковую пушку, подавил огонь двух станковых пулеметов и уничтожил до 15 солдат и офицеров противника». Через два года Дондок вновь отличился. На это раз в боях за город Выборг и высоту 38.0: «огнем своего орудия с открытой ОП подавил огонь трех станковых пулеметов и уничтожил до 25 солдат и офицеров противника».

Встреча героя

День Победы старший сержант Ринчинов встретил в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом. Бимба Батомункуевич рассказал тронувшую меня до глубины души историю о том, как встречали на улан-удэнском вокзале солдата-победителя его близкие.

Старший сержант Дондок Ринчинов. Фото из семейного архива Намзаловых

- Говорят, летом сорок пятого старший брат моего отца Гымнин-Дарма и его зять Эрдэни-Доржо были настолько рады возвращению с фронта Дондока, что встречали моего отца на бричке, запряженной парой белых, как снег, лошадей! - вспоминает Бимба Батомункуевич.

Ну а после войны фронтовик-орденоносец трудился на родной земле, в одном из крупных хозяйств района - в колхозе «Коминтерн»: был парторгом, возглавлял 2-ю тракторно-полеводческую бригаду.

- Папа был очень общительным, умел ободрить колхозников, и они его любили, уважали, - рассказывает Бимба Намзалов. - Из-за того, что я учился в интернате, мало общался с отцом. Никогда не забуду, как мы с ним ездили в город и смотрели кинофильм «Вдали от Родины», а на обратном пути купались в Иволгинке. Помню, что отец все время настраивал меня на учебу. Он пополнял свою личную библиотеку. И эти ценные книги, конечно же, мне пригодились. Когда я учился в восьмом классе, меня усыновил мой дед - Батомунко Гармаевич Намзалов, который почти 30 лет был главным бухгалтером колхоза. Отец рановато ушел из жизни, в 1967 году: ему было всего 49 лет. Я, мой брат и сестра, наши дети бережно храним память об отце глубоко в наших сердцах. Когда вместе с внучкой ходил в Бессмертном полку с портретом папы, было такое ощущение - как будто отцы и деды рядом с нами шли. Подумал, наверное, отец по этой улице ходил. А 9 Мая для нашей семьи - необыкновенно большой праздник. В этот день на нашем столе обязательно стоит большая фотография отца - наша семейная реликвия. Поминаем (поставив на стол рюмку водки, накрытую хлебом) папу и деда, который воевал на Восточном фронте.

Эх, был бы сейчас рядом солдат Великой Победы Дондок Ринчинов, не сомневаюсь, гордился бы своими детьми и внуками, которые в своих сердцах хранят память о нем. Радовался бы за своего старшего сына Бимбу Батомункуевича Намзалова, который немалого добился в жизни: стал уважаемым человеком, ученым, доктором биологических наук, профессором.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: Фото Аркадия Батомункуева