В первый день Достопочтимый Жадо Ринбоче тепло приветствовал многочисленных участников учений, прибывших из разных стран, чтобы получить столь редкие посвящения. Жадо Ринбоче сказал: «…если человек, получив тантрические учения, не смог правильно практиковать, это все равно лучше, чем прожить жизнь и не получить ни одного посвящения…».
Несмотря на занятость, Ринбоче согласился ответить на наши вопросы.

— У нас в Бурятии много людей интересуется буддизмом, и мы хотели задать несколько вопросов. Расскажите, пожалуйста, об учениях сутры и тантры, об их взаимосвязи и основных различиях.
— Я впервые был в Бурятии в 1992 году. Был в Иволгинском дацане и увидел, что в этом месте действительно очень сильно развивается буддизм. Я увидел, что у людей этого региона очень большая связь с буддизмом, у них была видна их сила веры, которая продолжается в течение многих лет.
И сейчас я начну с ответа на ваш первый вопрос.
В учениях Будды в Ганжуре есть более ста книг, многие из них связаны с сутрой, также очень много книг связаны с тантрой. Некоторые говорят, что тантра в буддизме была взята из иноверческих школ Индии того времени - у тиртиков, но это неправда. История гласит, что впервые Будда сам лично даровал учение тантры на юге Индии, в Амравати, в местности Дрепун Чотен. И когда он передавал посвящение Калачакры в этом месте, одновременно с этим же посвящением, он давал в других местах посвящение других четырех тантр.
Для практики тантры очень важно проходить перед этим основную базовую практику, которая связана с сутрой. В первую очередь это три основы пути: отречение, бодхичитта и мудрость постигающая пустотность. Для дальнейшего развития в практике тантры это является базой.
И как часто говорит Его Святейшество Далай Лама XIV в современном мире, очень важно делать подход через логику, не просто через веру, а именно через логику, поэтому для такого подхода очень важно правильное понимание буддизма.
— Правда ли, что на нашу землю придут тысячи будд, но учение тантры будут даровать только несколько из них? И почему все-таки эти учения называются тайными?
— Это правда, из тысячи будд только несколько будут даровать учение тантры. Доказательство этому есть через тексты и через логику. Логическое доказательство этого гласит, что последний будда говорил, что «я буду выполнять те же самые действия, которые выполняли прошлые будды». И по этой логике мы понимаем, что прошлые будды, например, Будда Шакьямуни, давал тантру, соответственно, и последний будда тоже будет давать точно такие же учения, которые давали прошлые будды, в том числе и тантру. И также Лама Цонкапа, оставил пожелание, когда «я приду на эту землю в качестве будды, я буду передавать тантру».
И поэтому такие будды, как Будда Шакьямуни, Лама Цонкапа, последние будды, они будут давать учения. И по поводу того, почему не все будды даруют учения по тантре, ответ на этот вопрос заключается в том, что все зависит от силы учеников. Для того, чтобы передавать тантру, нужны соответствующие ученики. Не каждый ученик является подходящим сосудом и обладает способностями для правильного понимания тантры. Соответственно, не всем ученикам можно даровать такие учения.
Тантра дарована не для того, чтобы мы устраняли какие-то препятствия и достигали каких-то временных сиддх, а в первую очередь для быстрого достижения просветления — не проходя долгий путь в течение нескольких кальп, а за одну жизнь достигая просветления, поэтому это учение называется тайным.

— Могут ли принимать участие в таких учениях начинающие буддисты?
— Можно, но нужно понимать, что для практики тантры есть также различные виды учеников: высшие, средние, низшие. Есть самый минимум, которым должен обладать ученик, практикующий тантру. В первую очередь это чистое прибежище в трех драгоценностях, второе – искреннее желание принести пользу живым существам в виде бодхичитты, третье – устремление к достижению просветления во благо всех живых существ и желание пробудить свою природу будды, т.е. ясный свет, проявить его в состояние просветления. Это минимальные базовые качества, которые нужны для практики тантры.
— Сейчас Вы даруете большие учения-посвящения, расскажите о них. В первый день учений вы сказали, что те, кто приехал на эти учения, являются счастливцами, потому что человек, приняв эти посвящения, даже если он не сможет сдержать обеты и попадет в низшие миры, это все равно лучше, чем прожить жизнь, не приняв ни одного посвящения.
— Так и есть. Рассказы об этих учениях пришли от пятого Далай ламы, Лобсанга Гьяцо. У пятого Далай ламы с самого детства были чистые видения различных божеств и эти видения были не такие как во сне. Это были именно прямые видения, он видел божеств как людей вживую и обучался у них. И от такой великой личности до нас пришли эти учения. С одной стороны эти учения были дарованы 600 лет назад, и может показаться, что это было давно. Но на самом деле в историческом масштабе это было недавно.
С самого детства он проявлял такие необычные способности. Он действительно был великим мастером, он написал много комментариев на различные разделы буддизма: Праджняпарамиту, Мадхьямику, Абхидхармакошу, Абхидхарму и Винаю. И это на самом деле очень непросто — опровергнуть чужие неправильные воззрения, написать своё верное воззрение. И если говорить по сегодняшним меркам, его можно назвать профессором.
Помимо того, что он был величайшим мудрецом, он был мастером в текстах, не только в теоретическом понимании, а именно настоящим практиком. Например, у него есть текст комментария Ламрима. Известна история, как ученик, который медитировал 11 лет на Ламрим, увидев и прочитав его книгу, сказал, что, если бы он изначально получил эту книгу, ему не пришлось бы 11 лет сидеть в медитации.
Далай Лама V был превосходным практиком тантры и когда он получил чистые видения и посвящения различных божеств, в силу этих чистых видений и соответствующей практики, он смог устранить препятствия и принести благоденствие не только Тибету, но и всему миру.
Эти учения были переданы нам Его Святейшеством Далай Ламой XIV здесь, в этом же месте. И когда ты это вспоминаешь, что впервые они были переданы 600 лет назад, это не кажется долгим сроком. Нам повезло получить эти учения непосредственно от Далай Ламы XIV (в 2005 г. - прим.авт). Есть ощущение получения очень близкого благословения, потому что это было не так давно и это ощущение подобно тому, как мы вспоминаем своих родственников, наших родителей. Мы ощущаем связь ближе, чем связь с предыдущими поколениями предков. И сейчас, когда мы получаем эти учения, они пришли к нам, начиная от пятого Далай Ламы до четырнадцатого Далай Ламы не прерываясь, поэтому есть ощущение очень близкой связи.
В силу такого близкого благословения, мы имеем возможность, даже если не сможем в чистоте практиковать эти учения, но оставив отпечатки, в ближайшее время проявив их, мы сможем быстро достичь просветления, это точно, сто процентов.

— Спасибо вам огромное за ответы. Что Вы можете пожелать читателям сайта burunen.ru, наших газет «Бурятия» и «Буряад үнэн» и всем интересующимся буддизмом?
В первую очередь мои пожелания заключаются в том, чтобы вы следовали учению Будды, буддизму, и здесь есть две причины для этого. Первое, с одной стороны - это ваша культура, традиция, которую вам нельзя потерять. Второе, эта причина для молодого поколения. Она заключается в том, что сейчас Его Святейшество Далай Лама постоянно объясняет и показывает связь между буддизмом и наукой, что говорит о том, что буддизм не является какой-то древней, старой, уже неактуальной религией. Наоборот, она является современной религией, которая идет в ногу с современной наукой. И если достичь этого понимания, то это будет подобно двум крыльям.
Одно, когда вы следуете буддизму, ваше понимание буддизма, и ваше понимание науки, это как два крыла. Благодаря им вы сможете изменять свою жизнь, ваша жизнь будет становиться счастливой, вы сможете приносить пользу своему региону, своей стране, своему городу, селу, и это принесёт большую пользу абсолютно всему тому, что связано с вами.

— Спасибо вам огромное. И последний вопрос. Если из тысячи будд придут только несколько будд, которые будут давать учения тантры, можно ли достичь просветления, изучая только сутру?
— Как говорится в тексте тантры, все прошлые будды объясняли это, все будущие будды будут объяснять это, и все нынешние, настоящие будды объясняют это, говорится в этой сутре и в этой тантре.
И здесь объясняется, что все будды всегда будут давать учения тантры. И если мы будем размышлять о том, что можем ли мы достичь просветления только через сутру, очень трудно. Если подумать через логику, это будет невозможно.
Но, опять же, из тысячи будд только несколько будут давать учения тантры. Но не нужно отчаиваться и падать духом, что мы не сможем получать учения тантры в будущем. Мы сможем получать. Почему? Потому что, когда говорится, что из тысячи будд только несколько будд будут давать учения тантры, речь идет только про этот мир. Но существует множество других миров, других вселенных, где пребывают также будды, поэтому в других местах будут разъяснения тантры во всех временах. Будды всех трех времен просветлялись в силу практики тантры.
Оюнтуя Алымбаева
г. Маклеодганж. Индия
Апрель 2025г.
Фото: Оюнтуя Алымбаева








