Общество 19 окт 2025 40264

Испытано на себе: как я съездила в Монголию, чтобы отремонтировать машину (фоторепортаж)

В начале лета мы с подругой долго планировали поездку в Монголию. Но наши отпуска не совпали, и в последний момент подруга передумала. Как быть? У меня оставалась всего неделя, и я решилась на рискованный шаг. Тем более что скоро похолодает и выпадет первый снег, и мне совсем не хотелось вступать в зиму с незакрытым гештальтом.

© фото: предоставлено автором

Я отправилась в Улан-Батор одна, чтобы привести в хорошенький вид свою «Тойоту Витц», которую я ласково называю Малышечкой. Я, конечно, не настолько безрассудна, чтобы отправиться в дальний путь без подготовки. Мы с Малышечкой прошли полную диагностику: от балансировки колес до проверки рулевого управления и ходовой части. С этим у меня все в порядке, я знала это еще в начале осени, когда прошла техобслуживание. Но, как говорят, береженого Бог бережет. И, собственно, я ехала в Монголию с одной целью, чтобы освежить внешний вид моей Малышечки. За четыре года, что вожу машину «Тойота Витц», с ней случалось всякое: кто-то задевал меня, открывая дверь, однажды ранней весной из-за внезапно растаявшего снега, превратившегося в наледь перед порогом узкого гаража, я не смогла туда заехать. В итоге моя Малышечка получила сильные царапины. Многие говорили, что мне пора сменить машину, что она выглядит старой и уставшей. Но я была довольна даже таким видом моей Малышечки. С ней нет проблем при парковке, она встанет где угодно. И самое главное, она экономичная - мало расходует бензин. В основном езжу на ней по маршруту дом - работа и совершаю поездки по городу, в Иволгинский и Эгитуйский дацаны.

Как я готовилась к поездке? Первым делом связалась с друзьями-монголами, с которыми училась в Иркутском университете и жила в одном общежитии. Рассказала им о планах поехать в Улан-Батор и покрасить там машину в некоторых местах, даже отправила видео, где показала, какую работу хочу сделать. Попросила друзей узнать стоимость таких услуг в Улан-Баторе. А наши цены я заранее разведала в местных автомастерских.

И вот утро 3 октября. С рассветом, к семи утра, я села за руль. Сказала своей Малышечке, что нас ждет долгий путь. В дорогу взяла термос, бутерброды и разную еду. Знала, что не буду терять время в кафе в Алтан-Булаге и за сто километров от Улан-Батора.

Я рассчитывала прибыть в Улан-Батор к семи вечера, учитывая возможные пробки в столице Монголии и прохождение таможни. На нашей границе я задержалась почти на два часа: машин было много - около 15-20, половина из которых с нашими номерами, половина - с монгольскими. Монгольскую таможню прошла минут за 15-20. Таким образом, почти два часа я потратила на две таможни. Проезжаю Алтан-Булаг, на часах - 12:30 дня. Впереди - 350 км пути, а позади - 230 км от Улан-Удэ до Кяхты.

На монгольской таможне

Путь до Дархана, который составляет 120 километров, занял почти три с половиной часа. Это единственная двухполосная дорога по пути до Улан-Батора. За ней местные дорожники тщательно следят. Если на трассе появляется яма, они сразу же её заливают, не раз в дороге попадались дорожники. Но так было не всегда. Помню, как выглядела когда-то дорога от Сухэ-Батора до Дархана: в колдобинах и ямах, почти таких же, как у нас на многих трассах.

Три часа на 120 километров - это много. Перед Дарханом произошла авария: столкнулись большегруз и грузовик, заблокировав дорогу. Местные гаишники организовали реверсивное движение, позволяя проезжать то тем, кто едет в Дархан, то тем, кто возвращается оттуда.

Проехав город Дархан, я оказалась на четырехполосном шоссе. Две полосы - в одну сторону, две - в другую. Между ними, как и вдоль полос по обеим сторонам, металлическое ограждение. Так до самого Улан-Батора.

Особенно меня впечатлило сетчатое ограждение вдоль трассы от домашних животных. Раньше его не замечала. А ведь мы знаем, как опасны ночью ослеплённые фарами лошади, вылетающие на дорогу. Сколько аварий с летальным исходом для водителя, пассажиров и животных происходит из-за этого!

Бесчисленные стада домашних животных на просторах Монголии

Меня поразило круговое движение в населенных пунктах на пути в Улан-Батор. Весной прошлого года, когда мы ездили туда с братом, как раз шли дорожные работы, которые явно готовили круговое движение. На нем монголы не жалели цемента при укладке лежачих полицейских. Получились широкими под метр - полтора и высокими, около 15-20 сантиметров. Перекатиться через них на маленькой машине - непростая задача, главное, что за сотни метров до них стоит знак об ограничении скорости до 60 км, затем - до 40, а потом - до 10 км. Похоже, в Монголии нет единого стандарта при укладке такого дорожного покрытия. Лежачие полицейские внушительных размеров уложены и в столице Монголии, на центральных улицах, во дворах. Очень редко по пути в Улан-Батор встречались сборно-разборные конструкции, в основном из асфальтобетона, окрашенные в черно-белый цвет, а где-то - даже в красно-белый.

По ночному Улан-Батору

В столицу Монголии я заехала на закате. Это время суток всегда недолюбливаю: фонари ещё не зажглись, а всё вокруг тонет в полумраке. Для меня важные знаки - слева промышленная зона с грудой металлолома, после нее я не должна пропустить поворот налево на перекрестке четырех дорог. Вокруг темно, ничего не разглядеть. Главное - не отставать, ехать в потоке машин. Здесь скажу, что этот приезд в Улан-Батор стал третьим на моей Малышечке. Дважды мы с братом приезжали сюда, меняясь за рулем. В крайний раз мы были в апреле прошлого года по его срочным делам. Я всегда знала, что главное - не пропустить поворот налево на оживленной развязке с регулировщиком. В этот раз я, кажется, пропустила регулировщика или еще что-то. Показалось, что еду целую вечность. На улице уже давно включили освещение. И какой же была моя радость, когда увидела вывеску с обозначением поворота на улицу Москва - Москва гудамжа. Я повернула за машинами и попала в довольно длинный тоннель. Никогда раньше не проезжала по тоннелю в Улан-Баторе. Возможно, его открыли недавно, или я просто не знала о нем. Почему обрадовалась этой вывеске? Знаю, чтобы попасть в центр города, нужно проехать микрорайон Москва-Сити, где находится улица Москва. После этого ориентироваться стало проще: по средней полосе доеду до универмага «Их дэлгуур». Там мне нужно перестроиться на левую полосу и развернуться, чтобы через несколько перекрестков повернуть напротив школы, направо к гостинице. Ехать днем - одно, в темноте - другое. Улицы в Улан-Баторе широкие, в потемках я не могла разглядеть знакомые здания. В потоке машин боялась потерять темп, а в голове вертелась мысль: если ничего не знаешь, держись средней полосы. Так с молитвами и песнями проехала через знаменитую монгольскую пробку, добираясь до гостиницы «Хараа» почти два часа. Страшно ли было? Нет. Проехав столько километров в одиночку, я уже ничего не боялась. Если бы не нашла нужную гостиницу, остановилась бы в любой, что попалась по пути.

И ещё: стереотип о том, что монголы водят грубо, подрезают и сигналят, на мой взгляд, устарел. Пару раз мне сигналили, когда стояла на светофоре и решала, повернуть налево или ехать прямо. А если и подрезали, то аккуратно, прижимались почти вплотную, включали поворотник, чтобы показать, что хотят встать передо мной.

У нас же, мне кажется, водят опаснее. Могут подрезать в любой момент, если между машинами есть интервал хотя бы в два метра.

В гостинице я сразу подключилась к Wi-Fi, чтобы сообщить детям в Иркутске, родным в Улан-Удэ, друзьям из Улан-Батора, что доехала благополучно. Я заставила всех поволноваться, потому что обещала связаться к семи вечера. Теперь решила больше так не делать. Можно было подключить роуминг или монгольскую симку, которую мне дали перед дорогой племянница и её муж, недавно побывавшие в Улан-Баторе. Но делать этого не стала, чтобы не отвлекаться на телефон.

Монголы - мастера парковки

Выбор автосервиса

На следующий день к 11 утра мы были готовы. Я успела обменять рубли на тугрики в обменном пункте «Найман Шарга». Именно поэтому всегда останавливаюсь в «Хараа»: скромненький отель находится в центре города, рядом - обменный пункт, крупные торговые центры, такие как «Их дэлгуур» и «Улаанбаатар», а также рынок «Бумбэгэр». Все четыре дня моего пребывания в столице Монголии курс был стабильным - 43,4 рубля за тугрик.

На улице Улан-Батора

Мы c друзьями посетили несколько автосервисов до четырех часов дня. Как я поняла, здесь автосервисы специализируются на определенной марке автомобилей. На вывесках, например, были указаны «Тойота Камри засвар» или «Тойота Харриер засвар» (слово «засвар» на монгольском означает «ремонт»). Центры по ремонту «Приуса» встречались повсеместно. Нам нужна была покраска, поэтому искали именно такие СТО. Мы проехали четыре таких центра или бокса с вывеской «Вьетнам засвар», оценивая цены и условия. В итоге выбрали ближайший к гостинице, он был всего в трех километрах. Мастером оказался вьетнамец по имени Пужа (Пурбо). Он сказал, что живет в Улан-Баторе уже 13 лет и поэтому так хорошо говорит по-монгольски. После небольшого торга мы оставили мою машину до утра вторника, то есть 7 октября.

Такие СТО встречаются на улицах Улан-Батора

Когда я получила машину, она мне понравилась и по цене устроила. Вьетнамцы устранили все видимые сколы и царапины, но остался один нюанс. Только под солнцем я заметила, что в одном месте не покрасили. Возвращаться из-за этого было нецелесообразно, особенно учитывая, что нужно было заменить шины и подготовиться к поездке домой. В следующий раз поеду к Пуже, чтобы указать на этот недочёт.

Шины в Улан-Баторе намного дешевле, чем у нас

Вот основные выводы, которые я сделала:

  1. Ехать на ремонт в Улан-Батор без предварительного знания цен на услуги нецелесообразно. Плюс ремонта в Улан-Баторе - возможность найти оригинальные запчасти, особенно если вам нужно сделать кузовные работы или заменить крупные детали, такие как двигатель.
  2. Не стоит ехать на ремонт без знакомых в Улан-Баторе. Местные знают адреса автосервисов, кратчайший маршрут проезда к ним, могут позвонить и уточнить об услугах. И отсюда - третий пункт.
  3. Без знания языка и переводчика будет сложно.
  4. Крупные автосервисы в Улан-Баторе не работают по понедельникам. В то же время небольшие СТО, такие как «Вьетнам засвар» и «Япон засвар», работают каждый день.
  5. В Монголии принято торговаться, и цены можно уронить.
  6. В Монголии цены на ремонт ниже, чем у нас.

Наконец, о моих плюсах поездки на ремонт в Улан-Батор. Работы обошлись мне примерно в 2,5 раза дешевле, чем в родном Улан-Удэ. Но самое главное, я получила массу положительных эмоций от, казалось бы, почти привычного путешествия. Впечатления от природы, ландшафта, бескрайних степей, стад овец, коз, КРС и лошадей воспринимались на удивление волнительно, ярко и свежо! Это одиночное путешествие стало проверкой на прочность и веру в себя. У самого дома я взглянула на спидометр. Он показал 1240 километров. Такой путь мы проделали с Малышечкой.

С моими монгольскими друзьями со времен студенчества

Монгольское гостеприимство и ужин с друзьями

В Гандан-дацане скульптура маленького Будды

Автор: Светлана НАМСАРАЕВА

Фото: предоставлено автором