Общество 2 авг 2017 4456

​​Герои без звёзд: История о том, как девушка из Ехэ-Цагана шагнула в бессмертие

Газета «Бурятия» продолжает публикацию очерков и статей под рубрикой «Герои без звёзд». Принято решение, что эта рубрика и одноименная акция Издательского дома «Буряад унэн» расширяет границы. С этого дня по этой теме будут размещаться материалы не только о воинах, имеющих отношение к Бурятии, представленных к званию Героя Советского Союза, но так и не получивших высшую степень отличия страны, но и тексты о солдатах Победы, награждённых четырьмя и более фронтовыми орденами, а также о фронтовиках, в том числе снайперах, которые удостоились наград посмертно. ИД «Буряад унэн» будет ходатайствовать, чтобы имена этих бесстрашных воинов были увековечены.

Года полтора назад, прочитав о подвигах Героя Советского Союза, снайпера, казашки по национальности Алие Молдагуловой, я подумал, что обязательно должны быть девушки из Бурятии, воевавшие снайперами в годы Великой Отечественной войны: буряты тоже прирожденные охотники. И начал поиски, которые увенчались успехом. Нашёл наградные листы, сначала на снайпера Цырен-Дулму Доржиеву, а затем на снайпера Валентину Магзолову (возможно, Могзолову). Тогда я не предполагал, что Цырен-Дулма и Валентина воевали в одной дивизии, полку, взводе, более того, несколько дней назад выяснилось, что эти девушки, славные дочери бурятского народа, сражались плечом к плечу в одной снайперской паре, были боевыми подругами…

Шли девчонки. На войну


Во фронтовых документах (наградном листе и донесении о потерях) на имя Цырен-Дулмы Доржиевой о ней - довольно скудная информация. Место рождения – Тамчинский сельский Совет (колхоз «Социализм»), время и место призыва - 28 марта 1944 года, Селенгинский райвоенкомат Бурят-Монгольской АССР, дата гибели – 26 марта 1945 года. Имя, фамилия и отчество героини нашего рассказа в этих документах были искажены. Так, наградной лист на снайпера ошибочно составлен на «Дорожиеву Цырен-Думу Лупцановну».

Из наградного листа следует, что, теперь уже легендарная девушка-снайпер из Тамчинской долины, Цырен-Дулма Доржиева сражалась снайпером роты автоматчиков в прославленной 395-й стрелковой Таманской Краснознамённой ордена Суворова дивизии (714-й стрелковый полк, 24-й стрелковый корпус). Краткое описание её боевого подвига тоже скудное и умещается в четырёх предложениях: из фронтового документа следует, что 26 марта «будучи на охоте, товарищ Доржиева метким снайперским огнём уничтожила 5 немецких солдат, продолжая выполнять свою боевую задачу, была убита пулей фашистского снайпера». Младшего сержанта Доржиеву «за мужество и боевые подвиги» командир 714-го стрелкового полка Тихомиров 29 марта 1945 года представил к награждению орденом Отечественной войны I степени (посмертно). Однако командир 395-й стрелковой дивизии, гвардии полковник Фёдор Афанасьев и командир 24-го стрелкового корпуса, генерал-майор Дмитрий Онуприенко приняли решение наградить её орденом Отечественной войны II степени. Такой приказ датирован 15 апреля 1945 года.

Итак, снайпер роты автоматчиков Цырен-Дулма Доржиева погибла 26 марта 1945 года, успев уничтожить пятерых гитлеровцев. Роковая для девушки из Ехэ-Цагана снайперская дуэль произошла в ходе наступательной Нижне-Силезской операции. По информации из донесения о потерях (от 26.11.1952 года) первичное место захоронения Доржиевой (ошибочно – Доржиева Цирен-Дуня Лубцанова) - Германия, Верхняя Силезия, г. Прибус (ныне польский город Пшевуз), красноармейское кладбище, могила №12. Скорее всего, затем перезахоронение произошло на одном из ближайших воинских кладбищ – в польских городах Жагань или Жоры.

До начала июля этого года мы обладали лишь такой скудной информацией о младшем сержанте Цырен-Дулме Доржиевой. И вот долгожданный телефонный звонок от её близкого родственника, который до недавнего времени не знал о том, что она награждена боевым орденом.

- Моя тётя Цырен-Дулма Лубсановна родилась в Тамчинской долине, недалеко от села Ехэ-Цаган, -  Юрий Лубсанов, племянник навечно оставшейся молодой девушки-снайпера, заметно волнуется. – Мы не знали, где, при каких обстоятельствах она погибла и, конечно, не знали, что она была награждена орденом Отечественной войны II cтепени (посмертно).

Снайперскую школу окончила с отличием

Вскоре при встрече Юрий Лубсанов пояснил, что его тётя, младшая сестра его отца, фронтовика Ринчин-Доржи Лубсанова, родилась в местности Зун-Тамча, что буквально в километре от священного места Тамчин обоо.

И вот на днях вместе с Юрием Ринчиндоржиевичем, его сыном Александром и племянниками Михаилом и Зоригто довелось побывать на малой родине солдата Победы Цырен-Дулмы Доржиевой в Тамчинской долине, которая с высоты птичьего полёта похожа на огромную чашу, посреди которой сакральное место - Тамчин обоо. Дух захватывает от привольной благодатной Тамчинской долины, где до войны радовалась жизни, училась в школе и работала в колхозе «Социализм» внучка скотовода-середняка Лубсана Доржиева (Шогомбын Лубсана). Здесь она со своими подружками бегала босиком по росистой траве, помогала родителям, пасла небольшую отару. Трогаю землю, по которой когда-то ходила Цырен-Дулма, - тёплая: нагрелась от июльского солнца.

- Вот здесь, в чистом поле, прошли детство и юность моей героической тёти, - охватывает взглядом просторы благословенной долины Юрий Лубсанов. – Выросшая в степных краях, она, скорее всего, винтовку не видела. Но её записали в снайперы: часто туда брали азиатов, которые обладали выдержкой, хладнокровием.

Наверное, Цырен-Дулма и была такой - выдержанной, спокойной девушкой, к тому же отличалась хорошим здоровьем: отбор в снайперы был жёстким. А ещё бесстрашная ехэ-цаганская девушка была с мужским складом характера: выросла вместе с четырьмя братьями.

В селе Ехэ-Цаган, что в нескольких километрах от бууса (семейно-родового места) Доржиевых – Лубсановых, на обелиске павшим воинам прикасаюсь к выпуклой надписи: выбито имя Цырен-Дулмы Доржиевой, правда, она там значится как Лубсанова Ц.-Д.Д. Из этого небольшого улуса на фронт ушли 111 человек, более половины из них пали смертью храбрых на полях сражений. Наряду с мужчинами воевали и ехэ-цаганские женщины.

- Во время войны на фронт ушли из нашего села подруги Цырен-Дулма Доржиева, Цырен-Дулма Данзанова и Цырен-Жигмит Будаева, - рассказывает уроженка Ехэ-Цагана Екатерина Жамбалова. – Данзанова и Будаева служили в железнодорожных войсках.

Увековеченное имя девушки-снайпера


Затем в разговор вступает ветеран труда, дочь известного фронтовика, кавалера двух орденов Славы Гармажапа Лубсанова – Хандацу Лубсанова:

- Перед уходом на фронт, как рассказывала её подруга Цырен-Бутид Мункуева, Цырен-Дулма расплакалась. Видать, чувствовала, что не вернётся. Мой отец как-то сказал, что с этой войны трудно домой живым вернуться.

У обелиска в Ехэ-Цагане Юрий Лубсанов, вспоминая эпизоды, связанные с его тётей, рассказал:

- Весной сорок четвёртого, по рассказу моего отца, один из земляков на вокзале в Иркутске видел, как моя тётя, садясь в вагон, сказала, что едет в снайперскую школу.

Действительно, бесстрашная девушка, которая ушла на фронт добровольцем и, как стало известно недавно, училась в знаменитой Центральной женской школе снайперской подготовки (ЦЖШСП), которая базировалась в подмосковном Подольске.

После восьми месяцев обучения во втором наборе девушка из Тамчинской долины, получив звание «младший сержант», поскольку сдала выпускные экзамены на «отлично», с 69 другими снайперами была отправлена на 1-й Украинский фронт. Вместе с уроженкой Аларского района Валентиной Магзоловой, бичурянкой Кларой (Клёрой) Карпенко, иркутянкой Галиной Шипулиной (Коротких) её определили в знаменитую 395-ю Таманскую стрелковую дивизию. По воспоминаниям ныне здравствующей Галины Романовны Шипулиной, до Бреста девушки ехали в двух вагонах-теплушках, добирались до фронта целый месяц.

- По дороге на фронт в Польше моя подружка Валя Магзолова подстрелила козла, - сообщила недавно в телефонном разговоре ветеран войны, снайпер Галина Шипулина. – Мы удивлялись, как Валюша ловко разделывала тушу, умело отделяла кожу от мяса.

После этих слов Галина Романовна подтвердила, что в снайперской школе училась и Цырен-Дулма Доржиева и что она стреляли лучше всех:

- Мы очень переживали, плакали, когда узнали, что немецкий снайпер попал девушке из Бурятии точно между глаз. Это случилось в её первом бою. Цырен-Дулма воевала в одной паре с Валентиной Магзоловой. К сожалению, она успела повоевать лишь чуть больше месяца, но на её боевом счету было пять немецких солдат…

- После войны в наш дом в Ехэ-Цаган приезжали две однополчанки моей тёти, - продолжает Юрий Лубсанов. – Они-то и рассказали моим родителям, что она погибла, и, скорее всего, они-то и передали моему отцу чудом сохранившуюся единственную фотографию с её изображением. Моя мама, пытаясь хоть что-то узнать о тёте, сделала несколько запросов в архивы, но, увы, ответов оттуда не было.

Благо спустя многие годы после подвига, совершённого девушкой из Зун-Тамчи, отыскался её наградной лист, и благодаря этому фронтовому документу восторжествовала справедливость: родные и близкие, земляки младшего сержанта Цырен-Дулмы Доржиевой узнали о её подвиге и посмертной награде, которая спустя семь десятилетий, пусть символически, но вернулась на её малую родину: копия наградного листа будет храниться в доме Юрия Лубсанова как бесценная семейная реликвия.

Сегодня Юрий Лубсанов и другие родственники снайпера Доржиевой, которая навсегда осталась двадцатилетней, всерьёз подумывают о том, как увековечить её имя. Возможно, в недалёком будущем в Ехэ-Цагане появится мемориальная доска, и имя снайпера Доржиевой навечно останется в названии улицы. Как бы там ни было, отважная девушка, шагнувшая в бессмертие в сорок пятом, будет рядом со своими близкими и земляками. Всегда. В их сердцах.

По дороге из Ехэ-Цагана домой я представлял, как в снайперской школе в Подольске о чём-то светлом и хорошем, светясь улыбками, говорили две фронтовые подруги, девушки-бурятки – Валя и Цырен-Дулма, которые весной сорок пятого на той самой великой и проклятой войне шли в бой в одной снайперской паре. И вспомнил слова, начертанные на обелиске в Тамчинской долине: «Память о вас никогда не умрёт».

СПРАВКА

Цырен-Дулма Лубсановна Доржиева родилась в 1924 году в местности Зун-Тамча Тамчинского сельсовета Бурят-Монгольской АССР (ныне село Ехэ-Цаган Селенгинского района Бурятии). Младший сержант Доржиева сражалась в должности снайпера роты автоматчиков 714-го стрелкового полка 395-й стрелковой Краснознамённой ордена Суворова Таманской дивизии. Погибла смертью храбрых 26 марта 1945 года в Нижней Силезии (ныне территория Польши). Награждена орденом Отечественной войны II степени (посмертно).

P.S. Просьба ко всем людям, имеющим информацию о фронтовиках – уроженке Аларского района Магзоловой (Могзоловой) Валентине Аюшеевне, выходце из Закаменского района Лупсанове Санжа Лупсановиче, призывавшемся Селенгинским РВК Ларионове Александре Владимировиче, призванным Тункинским РВК Базарове Дагбе Жабаевиче и Аюшееве Марха Лопсоновиче, уроженце Улан-Удэ Аксёнове Алексее Максимовиче, предположительно баргузинце Коневе Изосиме Ивановиче, уроженце Мухоршибирского района Иванове Тимофее Прокопьевиче, призванном Кяхтинским РВК Верхушине Демьяне Петровиче - позвонить по телефону 8-914-838-74-45.




В материале использовались фото Юрия Лубсанова, Зорикто Лубсанова, Галины Шипулиной.

Автор: Баясхалан ДАБАИН