Общество 25 авг 2017 1560

​​Владимир Путин поздравил с 90-летием ветерана из Бурятии

Стальное рукопожа­тие. Военная выправка. Добрый взгляд. Светлые мысли и ясный ум. Это всё о нём - гвардии полковни­ке, ветеране Великой Оте­чественной войны Николае Филипповиче Мадаеве, который, как и прежде, в строю. На днях он отме­тил 90-летие. С волнением принимал поздравления от первых лиц города и даже получил письмо с личным поздравлением президен­та РФ Владимира Путина, сообщает газета «Бурятия».

Гвардеец из последнего призыва

90 лет позади. За пеленой лет остались суровые ис­пытания – фронтовое лихо­летье, потери боевых дру­зей и близких сердцу людей, трудное детство. А детство ветерана войны и труда, полковника-гвардейца Ни­колая Мадаева, прошедшее в небольшом боханском селе Гречехан Иркутской области, было не сахар - и впрямь трудным. Когда Коле исполнилось два года, не стало его матери Анны Дмитриевны Убеевой. Так что сынишку конюх Филипп Петрович Мадаев поднимал на ноги в одиночку.

В шестом классе Коля был вынужден бросить школу: «Война идёт, тяжело учиться, до школы ехать 30 километров».

«В войну я работал в колхозе. Был волоковозом (возил волоки на сеноуборке), трудился на конных граблях и сеноко­силке», - ветеран мыслен­но возвращается в своё военное детство.

С 1941 по 1944 год Нико­лай на родной боханской земле пахал в прямом и пе­реносном смысле: работал от темна до темна, боронил землю, запрягая двух лоша­дей:

«Трудно было в ту пору, приходилось голодать – было дело. В чём с пал, в том и работал».

А потом наступил сорок четвёртый, когда на войну уходили юноши, по сути, безусые мальчишки. К осо­бой категории людей из последнего военного при­зыва относится и Николай Мадаев. Едва боханскому пареньку исполнилось сем­надцать, как его согласно постановлению Государ­ственного комитета оборо­ны за №6784сс призвали на действительную военную службу. Была станция До­мна Читинской области, где Николай обучался в военной авиашколе по подготовке младших авиаспециали­стов. Был и победный май сорок пятого, когда герой нашего повествования окончил авиашколу в Забайка­лье.

«После авиашколы нас направили в боевую дей­ствующую часть, которая дислоцировалась в Монголии. Так я ока­зался в 22-м авиационном истребительном Красно­знамённом полку. Служил в качестве младшего авиаспециалиста – авиационного моториста, помощника авиамеханика… А потом пришла японская война, и наш полк перебросили на фронт», - продолжает Николай Филиппович.

Сержант Мадаев вместе с однополчанами фронтовы­ми дорогами прошёл через китайские города Чанчунь, Вонемяо, Мукден, Дальний (Порт-Артур). Участвовал в Маньчжурской и Хингано-Мукденской наступа­тельных операциях с 9 авгу­ста по 2 сентября 1945 года. Так что о войне Николай Филиппович знает не пона­слышке: он своими глаза­ми видел «самураев», терял в боях друзей. 90-летний гвардеец, как и 70 лет назад, помнит по фамилиям фрон­товых товарищей:

«Помню нашего команди­ра полка майора Алексея Рожкова. Никогда не забуду своего друга и односель­чанина Семёна Фёдорова, с которым служил в одной эскадрилье. Помню ещё од­ного боханца из села Заглик Мишу Халтуева. Были с нами и Коля Пашков, Паша Качаев с Каменки».

«Я в долгу перед государством»

Ветеран не по книжкам знает, что такое коварство и жестокость японских интер­вентов.

«Японскую войну я про­шёл до конца: мы дошли до Порт-Артура. Пом­ню, как ночью с фонарями меняли двигатели. Японцы мало применяли оружие, они в основном под по­кровом ночи вырезали со­ветские подразделения – мечами и кинжалами. На расстоянии 24 км от нас базировался сосед­ний полк со штурмовыми ИЛами. Так там ночью весь полк уничтожили – тихо, без стрельбы сняв охрану. И штурмовой полк остался без обслуживающего персона­ла: остались одни самолёты. В связи с этим в нашем пол­ку усилили меры безопас­ности: у каждого самолёта была своя охрана…», - вспоминает гвардии полковник.

Разменять десятый де­сяток – не поле перейти. Далеко не молодой, в во­енном кителе, человек, не потерявший вкуса к жизни и сохранивший поразительное чувство юмора, спокойно, с расстановкой рассказывает о своей насыщенной собы­тиями жизни – о том, как выжил на войне, как служил после Победы. Как строил большие планы и встретил любовь. А любовь, большая и светлая, пришла к тогда ещё младшему лейтенанту Мадаеву после окончания ускоренного обучения в Ир­кутском высшем военном авиационно-техническом училище (ИВАТУ) – как на­града за всё, что ему дове­лось испытать.

«После ИВАТУ я приехал в родную деревню Скоро­ход. Это был мой пер­вый отпуск - с «золотыми» погонами. Тогда вся деревня кипела: «Коля приехал!», - рассказывает Николай Мадаев.


Армия - настоящая школа жизни

Там-то на заснеженной дороге и повстречал он де­вушку-практикантку – свою судьбу и будущую супругу Валентину.

«Там же, в Скороходе, организовали свадьбу, не свадьбу, а вечеринку. Перед моим отъездом успели рас­писаться. И я уехал в Баду», - про­должает ветеран.

Там, на станции Бада Читинской области (ныне Забайкальский край) слу­жил инструктором практического обучения в школе авиамехаников. Затем его служба продолжилась в ча­стях особой важности: тогда формировались ракетные войска стратегического на­значения. Таким образом, он служил в армии почти три десятилетия.

«Армия мне очень много дала. До сих пор чувствую себя в долгу перед госу­дарством, Вооружёнными Силами, народом», - признался ветеран, самый настоящий полков­ник.

В армии сформировался его характер. Там он состо­ялся как офицер и мужчина, сумел получить высшее об­разование.

Трудное счастье полковника

Кстати, в годы армейской службы Николай Мадаев стал и неплохим спортсме­ном: выполнил норматив кандидата в мастера спорта по лыжам, серьёзно зани­мался десятиборьем. До сих пор по утрам делает заряд­ку, а главное - по-прежнему ходит париться в баню на ПВЗ.

После службы в армии жизнь Николая Филип­повича наполнилась но­вым содержанием: учил уму-разуму детей, рабо­тая военруком в 18-й шко­ле, трудился начальником службы ГО и ЧС в «Бурятэнерго». А когда вышел на пенсию, активно участво­вал в общественной жизни. Принимал участие в торже­ствах по случаю 70-летия Великой Победы в Москве. Кстати, в Белокаменной не стал произносить торже­ственную речь, а прямо ска­зал министру энергетики России Александру Новаку о насущных проблемах жи­телей Бурятии, в частности, о высоких тарифах на элек­троэнергию, а также о том, почему заморозилось стро­ительство Мокской ГЭС.

Пока рассматриваем се­мейный фотоальбом Ма­даевых (запомнилась фо­тография с его супругой Валентиной Александров­ной Макаровой, с которой прожили 46 лет), приходят представители от адми­нистрации города и ми­нистерства социальной защиты – с поздравлени­ями и подарками. Первый заместитель, начальник Управления социальной защиты населения по горо­ду Улан-Удэ Алла Гонгорова и главный специалист Ко­митета по культуре Диана Темникова вручили ви­новнику торжества персо­нальные поздравления от президента РФ Владимира Путина, денежный серти­фикат и ценный подарок. Поздравить полковника пришёл и начальник соци­ально-пенсионного обеспечения военного комисса­риата Железнодорожного и Советского районов города Улан-Удэ Батор Мархаев.

«Папа сохраняет бодрость духа и ясность ума. Мы гордимся нашим отцом», - говорит дочь ветера­на Ирина Шойжалсанова.

А настоящий полковник Николай Мадаев был тро­нут вниманием со стороны властей и журналистов и признался:

«Я и не предполагал, что доживу до 90 лет. Получает­ся, что я – счастливый чело­век».

Вполне счастливый, по­тому что вернулся домой живым с войны, воспитал двоих детей, видит, как растут его пять внуков. И снова ждёт, когда наступит самый светлый праздник – День Победы.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также