Общество 7 окт 2017 2631

​Хамбо лама. Мысли вслух.

Иволгинский дацан – это главный буддийский монастырь России и один из глав­ных туристических объектов Бурятии. Однако есть в нём интригующая тайна – это нетленное тело Хамбо ламы Итигэлова. Чтобы увидеть бурятское чудо, поклониться ему, люди приезжают со всего света.

А наискосок от Дворца XII Хамбо ламы Итигэлова находится простой дом его преемника и охранника, как он себя называет, дом действующего XXIV Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Можно назвать его и резиденцией, но для такого термина он слиш­ком прост. Да и к иерарху заходят запросто. У него нет приёмной, секретаря, и у него не переводятся посетители – от президента РФ до пришедшей за благословением деревенской старушки. Некоторые столичные гости приходят в оторопь от такой простоты и гостеприимства иерарха. Им невдомёк, что это в традициях кочевников.

Если он не на хурале (молебне) или не на выезде, то у него идёт приём. Длится он с утра и до вечера. А это весьма сложная и утомительная практика, всех надо принять, посоветовать, посочувствовать, направить или позвонить, благословить, а с некоторыми и сфотографироваться. Впрочем, если он занят переводом книг или составлением комментария к посланиям Итигэлова, ему бывает не до гостей. И дверь в таких случаях может быть заперта изнутри. Однако в моём случае все получилось как нельзя более удачно, и мне удалось задать несколько вопросов Хамбо ламе…

- Досточтимый Пан­дито Хамбо лама, как вы оцениваете основные на­правления работы Сангхи в последние годы? Проект «Социальная отара», кон­курсы бурятского языка и так далее.

- Мы взвалили на себя две очень трудные зада­чи. Это сохранение и раз­витие бурятского языка и возрождение села через реализацию проекта «Со­циальная отара». Здесь никаких сомнений нет. Битва за язык и номадное хозяйство будет долгой и упорной. Говорить, что мы победили, будет преждев­ременно. Сейчас это две мои главные задачи, на решение которых не хватит всей моей жизни.

- Что вы скажете о ситуации вокруг выстав­ленного на продажу не­достроенного культового комплекса? Под статьями с заголовками «Дацан по дешёвке» появились ком­ментарии: «Попробуйте, рискните в той же Калмы­кии или Тыве выставить на продажу храм. Это даже представить себе невозможно. А у нас в Бу­рятии, которую мы пред­ставляем всем как центр буддизма, это как бы в порядке вещей».

- Здесь неправильно применён термин – да­цан. С юридической точки зрения, там располагается буддийская община, но не дацан. В СМИ неправильно называют это религиоз­ное сооружение дацаном. Исторически у нас было 47 дацанов, и учрежда­ли их только Хамбо ламы. Это только их прерогатива. Поэтому нельзя постро­ить любой дом и назвать его дуганом или дацаном. Так же и на Лысой горе располагается Тибетский культурный центр и ничего более. Это ни в коем случае не дацан.

- Похоже, ситуация в Мьянме стабилизиру­ется, страсти улеглись. Но дело не только в этой стране. Можно вспомнить расстрел статуй Будд в Афганистане, случай в Калмыкии и так далее. Как буддисты должны реагировать на всё это и другие подобные эксцес­сы? Если к тому же у буд­дистов могут возникнуть проблемы, так, в соцсетях гуляет ролик, где некие бородачи избивают буд­диста в Москве.

- Я категорически про­тив использования таких моментов на религиозной почве. Те, кто делают это, должны быть жёстко на­казаны. Россия - это мно­гонациональная и много­конфессиональная страна, и поэтому мы не можем допускать подобные кон­фликты.

Но в России мало по­следователей Тхеравады (направления в буддизме, распространённого в стра­нах Южной и Юго-Восточ­ной Азии. - авт.). Вряд ли они могут вот так свобод­но ходить по московским улицам. Надо уточнить, действительно ли это про­изошло у нас. Мы желаем скорейшей стабилизации ситуации в Мьянме. Рос­сийские буддисты вы­ступают за диалог, цель которого - найти мирное решение, устраивающее обе стороны. При этом обе стороны должны проявить максимум сдержанности, чтобы не допустить крово­пролития.

- Как вы прокоммен­тируете бурные события вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда»? Это фильм, рассказываю­щий о романе наследни­ка российского престола Николая Романова и ба­лерины императорского театра Матильды Кше­синской. Он уже два года находится в центре обще­ственного внимания. Для буддистов эта история интересна тем, что особы российских императоров и вообще глав страны по­читаются как воплощения Божества Белой Тары.

- Я не видел и не хочу смотреть этот фильм. Ду­маю, скандал вокруг него раздут специально. Такая реклама или антирекла­ма выгодна прокатчикам. Ведь запретный плод всег­да сладок.

- Досточтимый Панди­то Хамбо лама, в ситуации с этим фильмом проявило себя доселе неизвестное Христианское государ­ство, название которой ассоциируется с печально известным ИГИЛ - Ислам­ским государством (организация, запрещенная в России). Могут ли появиться радикально настроенные буддисты?

- При определённых ус­ловиях всё возможно. На­пример, если в стране бу­дет хаос, то исключительно для защиты себя. Было же ведь в нашей истории тео­кратическое государство в Кижинге. Но нужно всегда помнить, что Бурятия – не­отделимая часть Россий­ского государства, которое, несмотря на различные исторические катаклизмы, было, есть и будет.

- Летние учения Геше Тинлэя собирают на бере­гу Байкала около тысячи практикующих будди­стов. В течение несколь­ких дней они слушают лекции и медитируют. На­мерены ли в наших даца­нах практиковать подоб­ные семинары?

- Если наши препода­ватели, которые обучались в Гоман дацане в Индии, пожелают, то, пожалуйста. Они на высоком уровне передают свои знания сту­дентам буддийского уни­верситета в Иволгинском дацане. Если у них будет время, мы будем только помогать. Я всегда гово­рю, что бурятский буддизм вполне самодостаточен на протяжении столетий и достиг небывалых вы­сот. Пример Хамбо Ламы Итигэлова и других наших великих лам говорит сам за себя.

- Прошло больше года, как появилось Буряад ФМ-радио. Как вы оцени­ваете его работу?

- Нормально оцени­ваю. Сейчас слушаю мень­ше, чем в начале. Самое главное, у нас произошёл огромный сдвиг в созна­нии. Теперь никто не бо­ится и не стесняется вы­ступать на своём родном диалекте. Мужчины не должны забывать язык, впитанный с молоком ма­тери. Если человек будет ломать свой язык, то всё равно на чужом диалекте он не сможет так же хоро­шо говорить, как говорят его носители.

- Как вам пришла в го­лову его уникальная кон­цепция?

- Испокон веков буряты делятся на пять основных групп: селенгинские буря­ты, хонгодоры, хоринцы, булагаты и эхириты. Чем ближе люди живут, тем больше перенимают друг у друга традиции, обычаи и язык. Поэтому ничего но­вого в этом нет.

- Вы ввели в оборот слово Сагаалха, а не Са­гаалган. Как укореняется слово Сагаалха – пере­шагнуть время?

- В бурятском языке говорят Сагаалха, а не Са­гаалган. Буква «н» здесь прилеплена искусственно, так же, как мы говорим хони (овца), а не хонин, мори (конь), а не морин. И когда слово Сагаалха пе­ределали в Сагаалган, оно потеряло свой изначаль­ный смысл – Сага алха - перешагнуть время, что мы и делаем регулярно, отмечая наш Новый год.

- Вы говорите, что сон­гол - это избранный чело­век. Кем считать жителей Кяхтинского и Селенгин­ского районов, которые идентифицируют себя в качестве сонголов?

- Первый Пандито Хам­бо лама Дамба-Даржа За­яев назвал сонголами тех, кто отказался от своих ро­до-племенных делений в пользу буддизма. То есть сонголы - это те, кто живёт по буддийским правилам и понятиям. Сонгол - э то избранный человек, сон­гол - это человек, который отказался от своего рода. Поэтому не нужно путать два понятия: селенгинские буряты и сонголы.

- В 2002 году Хамбо лама Итигэлов дал знать через Бимба ламу о вре­мени своего прихода, а спустя десять лет через вас дал знать о своей готовности давать Уче­ние. То есть проявить три обычные составляющие человека: тело, речь и ум. И вы дали задание Бимбе ламе записывать его По­слания. Как Итигэлов дал вам знать об этом?

- В 2011 году я попросил Бимба ламу информиро­вать о внешнем и внутрен­нем состоянии Хамбо ламы Итигэлова. Проявляет ли он каким-то образом радость, недовольство или ещё что- то. В 2012 году я попросил Бимба ламу узнать, смо­жет ли Хамбо лама Итигэлов что-то сказать нам. По буддийской практи­ке лама сам не может проявлять своё желание. Только по просьбе выше­стоящих лам. И в 2012 году он стал давать послания, и я попросил наших пре­подавателей Буддийского университета комменти­ровать их. Так, прекрасно осознавая огромное вли­яние духовного состояния Хамбо ламы Итигэлова на буддистов, мы получили уникальную возможность через его Чойжин ламу Бимбу Доржиева обре­тать ежедневное краткое и ёмкое учение. Тем самым мы можем воспринять всё знание Ламы, которое он обрёл за 12 жизней, по­могая всем живым суще­ствам, находящимся в трёх мирах. Позднее я сам стал выкладывать эти послания сначала в Твиттере, а затем с 2016 года на Фейсбуке.

- Досточтимый Пан­дито Хамбо лама, что вы пожелаете нашим читате­лям?

— Занимайтесь духов­ной практикой и совершен­ствуйтесь. Да будет благо!

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Читайте также