Общество 28 фев 2018 888

​Екатерина Цыренова: В наиболее уязвимом по зарплате положении оказались учителя школ Бурятии с 110 до 200 учеников

Вопрос о повышении заработной платы педагогическим работникам республики вновь встал на поверку дня у депутатов Народного Хурала Республики Бурятия. Он в очередной раз инициирован руководителем фракции КПРФ в республиканском парламенте Екатериной Цыреновой и поддержан её коллегами. О ситуации с заработной платой в Прибайкальском, Баргузинском и Курумканском районах парламентарий узнала, побывав на прошлой неделе на местах, сообщает газета "Бурятия"

Зачем нужно ехать в районы?

Напомним, в прошлом году депутат Цыренова уже побывала в Баргузинском и Курумканском районах, где ознакомилась с реальной обстановкой дел на местах. Итогом её поездки стал доклад на сессии Народного Хурала РБ, а в рамках «Правительственного часа», заслушали отчёт тогда ещё и.о. министра образования и науки РБ Баира Жалсанова о результатах реализации новой системы оплаты труда педагогических работников учреждений общего образования за 2008-2015 годы.

Нынешняя поездка Екатерины Цыреновой также состоялась в северные районы республики, к ним добавился и Прибайкальский район.

Отметим, что именно нормативно-подушевая система и стала камнем преткновения в спорах между педагогами. Она работает в стране уже не первый год, в республике с 2007 года, и вызывает, по крайней мере, в Бурятии, у части работников образования недовольство. Сегодня нередко можно услышать от представителей педагогического сообщества республики о необходимости возвращения к Единой тарифной сетке или к изменению нормативов. В любом случае при нынешней системе оплаты труда уровень заработной платы не устраивает, пожалуй, большинство учителей.

- Мы ездим по школам республики, узнаём ситуацию на местах, - говорит Екатерина Цыренова. – Интерес этот не случайный, поскольку, когда на последней сессии Народного Хурала рассматривался вопрос по выделенным из федерального бюджета средствам, когда были выделены деньги из федерального бюджета на строительство в Бурятии трёх школ, был поднят и вопрос о повышении заработной платы учителям на четыре процента. Нас волнует, сказалось ли это существенно на зарплате педагогов?

Кроме того, фракция КПРФ по-прежнему обсуждает тему эффективности системы подушевой оплаты труда учителей, и правильно ли сделала республика, когда в 2007 году перешла на неё. Как отметила Екатерина Цыренова, по итогам своей поездки она намерена выступить на ближайшей сессии республиканского парламента (27 февраля - авт.), на которой озвучит выводы, сделанные по результатам своего визита в три района.

А выводы делает она следующие:

- Эта система привела к деградации заработной платы учителей, она не подсказывает, как изменить её в лучшую сторону. Те усреднённые цифры по заработной плате, которые показывают официальные органы, не соответствуют реальной зарплате на местах. Фактически в школах мало кто работает на одной ставке, как правило, 1,5 и более, - подчеркивает депутат.

Проблема есть, её надо решать

В целом многие педагогические работники соглашаются с ней. К примеру, заведующая учебной частью Нестеровской малокомплектной школы Прибайкальского района, в которой на 1 сентября 2017 года было 109 учащихся, учитель с 38-летним стажем Наталья Жаркой отмечает, что на данный момент проблема по заработной плате не стоит так остро. Пока. Ситуация, по её словам, может измениться в ближайшем будущем, если школа выйдет из разряда малокомплектных. А предпосылки для этого есть, поскольку количество обучающихся в ней увеличивается. Казалось бы, надо этому только радоваться, но дело в том, что в этом случае зарплата у учителей упадёт.

- Мы сегодня переживаем за это, - говорит Наталья Жаркой. - Если сегодня учитель у нас получает в среднем 25 тысяч рублей, и то с учётом нагрузок в 1,5 и выше ставки, при высокой квалификации, то при количестве учеников 110 и больше зарплата станет меньше. И какой молодой специалист приедет к нам в деревню на такие деньги?

Подтверждает её слова начальник управления образования Прибайкальского района Андрей Ляхов, отметивший, что в наиболее уязвимом положении оказались именно школы, в которых обучается от 110 до 200 учеников.

- Проблема в том, что нормативы по оплате труда педагогов по законодательству Республики Бурятия зависят от численности населения в селе, и в этих школах фонд оплаты труда достаточно невысокий, - отмечает он.

Впрочем, как считает Андрей Ляхов, ситуация в районе с размером заработной платой учителей - тема болезненная, но не критическая. В целом по району, по его данным, все индикаторы выполнены, а по уровню зарплаты достигнут показатель 102% от уровня средней зарплаты по экономике в регионе. Конечно, всё это с учётом повышенной нагрузки учителей, стимулирующих выплат, классного руководства, социального пакета.

В лучшем положении оказались школы с большим количеством учеников, к примеру, Баргузинская средняя общеобразовательная школа, в ней сегодня обучается свыше тысячи школьников.

- В принципе, зарплата соответствует средней по району, - рассказывает заместитель директора Баргузинской школы Владимир Настобурский. - У нас все учителя, в том числе и молодые, которых в школе 11, получают достойную заработную плату, и что немаловажно – стабильн, без задержек. По крайней мере, если сравнивать с другими учреждениями бюджетной сферы.

По мнению Настобурского, тут сказались и нормативно-подушевая оплата труда, и северные надбавки.

Такая ситуация характерна, пожалуй, только для больших школ, которых в Баргузинском районе две: в райцентре и в посёлке Усть-Баргузин. В остальных же… Впрочем, она такая же, как в Курумканском и Прибайкальском районах.

Ещё одна проблема, высвеченная в ходе встреч депутата с учительской общественностью трёх районов, – это кадровый голод.

- Конечно, сегодня наша школа полностью укомплектована, - рассказывает Наталья Жаркой. - Но большинство учителей с большим стажем.

Об этом же говорила и.о. начальника управления образования Марина Черданцева:

- Конечно, вопрос о зарплате важен, но нас волнует и проблема с педагогическими кадрами. В некоторых школах не хватает специалистов по английскому языку, химии, математике. Сейчас пока выручают стажисты.

Поэтому, считает она, назрел вопрос о возвращении хорошо забытого старого – распределение выпускников педагогических вузов и квотирование мест в школах. Эту задачу на себя должно взять государство, и уже обращаясь с наказом к Екатерине Цыреновой как депутату, Марина Черданцева попросила её взять этот вопрос на свой депутатский контроль.

И последнее. Говоря об эффективности нормативно-подушевой оплаты труда учителей, многие участники встречи высказали противоречивые мнения. К примеру, в Баргузинской школе она полностью устраивает учителей. По мнению Владимира Настобурского, молодые специалисты даже оказались в более выигрышном положении. Новая система, считает Андрей Ляхов, даёт серьёзные преимущества, в первую очередь, большим школам. В то же время для пограничных школ, с количеством обучающихся от 110 до 200 учеников, необходимо решать вопрос на уровне государства, субъекта, чтобы были какие-то подвижки по увеличению заработной платы.

Другого мнения придерживаются учителя Нестеровской школы, которые считают, что нужно возвращаться к Единой тарифной сетке.

- Была какая-то стабильность, люди знали, сколько и за что они получат, - делится мнением Наталья Жаркой. - Сегодня стимулирующая часть не выполняет тех задач, а учителя у нас всегда работали и работают творчески. Учительская работа – это в первую очередь работа над собой.

Сколько людей, столько мнений. Но едины они были в одном: в каждой из систем есть свои минусы и плюсы, какая из них лучше, судить сложно. Но менять ситуацию нужно, чтобы учителя получали достойную зарплату, чтобы слово «учитель», как и в былые годы, звучало гордо.

Автор: Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также