Танковые десантники в атаке
Солдат Великой Победы Илья Яковлев – особый персонаж спецпроекта ИД «Буряад унэн» «Герои без звёзд» и истинный герой Великой Отечественной войны. Особый - потому что наш земляк за подвиги, совершённые в годы войны, стал полным кавалером ордена Славы, сообщает газета «Бурятия».
Вплоть до 2015 года на своей малой родине в Иволгинском районе Илья считался без вести пропавшим, пока автору этих строк не удалось отыскать в рассекреченных архивах Минбороны РФ его наградные листы: таким образом, Яковлев стал 12-м полным кавалером ордена Славы, имеющим отношение к Бурятии. Улыбнулась удача –во время войны штабисты в наградных листах тщательно вымарывали домашний адрес и место жительства представляемого к награде. А в случае с Ильёй Яковлевым в наградном листе на орден Славы II степени его довоенный адрес и фамилия его родной сестры чудесным образом сохранились.
70 лет считался без вести пропавшим
В «Книге памяти Бурятии» (том 6-й) об Илье Степановиче Яковлеве всего-навсего несколько строк: «1909 г.р., село Кокорино, русский, колхозник, пропал без вести в 1943 г.» (в некоторых источниках ошибочно указывается, что он родился в селе Калёново и в городе Улан-Удэ). На самом же деле родившийся в 1914 году кокоринец (его имя высечено на памятнике погибшим воинам в с. Кокорино), крестьянский сын Илья Яковлев с боями дошёл до Берлина, встретил Победу в госпитале и ушёл из жизни 26 мая 1945 года…
30 апреля 1945 года, Берлин. Представляю, как в логове врага с неба падал «дождь» из пепла и копоти. Падал на броню советских танков. Автоматчик-танковый десантник сержант Яковлев взял наизготовку автомат ППШ и улыбнулся. Позади на Зееловских высотах благоухали сады. Казалось бы, несовместимый запах сирени и пороха. Быть может, тогда наш земляк, ехавший на броне танка, вспоминал, как по-настоящему пахнет весной в родной Гильбиринской долине – не так, как здесь, в мрачном городе смерти. В сущем берлинском аду младший сержант Яковлев поправил каску и попытался разглядеть в бинокль рейхстаг сквозь пелену серо-чёрного дыма. Позади - более 1400 дней войны. Впереди почти к километре по прямой из берлинского района Тиргартен смутно виднелся рейхстаг. Команда – в атаку, а потом вдруг во время перебежки вдоль руин резко кольнуло в левом бедре - чертовски обидно быть раненым в двух шагах от рейхстага. Это был последний бой танкового десантника из Бурятии Яковлева. А потом - полевой подвижный госпиталь №5712, где, скорее всего, он частенько вспоминал о родной деревеньке.
Родное село истинного героя войны укромно раскинулось на левом берегу реки Баян-Гол в лесистом распадке у отрогов Хамар-Дабана. Здесь, в благодатной Гильбиринской долине, он родился и вырос. К сожалению, пока мало что известно о его довоенной жизни. Неизвестно, где он трудился, почему оказался в Амурской области (призывался военкоматом города Свободный), ждала ли его дома невеста. По всей вероятности, окончив Кокоринскую начальную школу, трудился в сельхозартели им. Ворошилова. До войны Илья Степанович какое-то время жил за Удой, по улице Подкаменской вместе с сестрой Екатериной Степановной Толстихиной. Так вышло, что из ближайших родственников героя никого в живых не осталось, и поэтому до сих пор не найдена его фотография.
Благодаря фронтовым документам, представлениям к наградам его боевых товарищей, воспоминаниям однополчан из легендарного моторизованного батальона автоматчиков 65-й танковой Волновахской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады (11-й танковый корпус), в составе которого воевал Илья Яковлев, удалось проследить боевой путь героя. А дорога эта была неблизкой. Двадцативосьмилетний уроженец Бурятии в 1942 году держал путь на Запад.
Берлин. Май 1945 года. Однополчане Ильи Яковлева. Фото из фотоальбома Якова Кретинина
Его имя пока не увековечено в Бурятии
На передовой, судя по документам, он оказался в середине июня 1943 года. Из военно-пересыльного пункта Кировского райвоенкомата рядовой Яковлев (беспартийный, образование – 4 класса) попал в самое пекло войны - под Курск. Поднимался в атаку вместе с однополчанами из моторизованного батальона автоматчиков. «Человеком на броне» назвал кто-то из фронтовых корреспондентов автоматчиков танкового батальона. По сути, рядовые и сержанты из танкового десанта были дружной фронтовой семьёй. Локоть к локтю сражались в батальоне воины разных национальностей: русские Илья Яковлев, Виктор Грошев, Николай Гутнин, Николай Щеканов, Михаил Краснов, Александр Клинков, якут Дмитрий Петров, забайкалец с хамниганскими корнями Григорий Пешков, татарин Равиль Камаев, бурят Дашил Ханьгаев (Ханьгоев).
Десантники были живыми мишенями для врага: они одними из первых шли в атаку и брали огонь на себя. Люди на броне спешивались, шли в бой, расчищая дорогу фронтовым друзьям. Наградные документы свидетельствуют о том, что плечом к плечу с Ильёй Яковлевым сражался уроженец Саха (Якутия) Дмитрий Петров (одними приказами они были награждены всеми тремя орденами Славы). Кто был на войне, тот знает, чего стоило тогда трижды заслужить эту солдатскую награду. Получилось так, что тяжело раненный в Берлине Дмитрий Петров выжил на войне и вернулся домой. Его именем названы школа, улица в Якутии. А вот имя его боевого товарища, тоже полного кавалера ордена Славы Ильи Яковлева (со дня Победы минуло почти 73 года!) пока в Бурятии никак не увековечено.
До лета 1944 года подвиги нашего земляка не были отмечены наградами. А в августе 44-го комбат майор Фриллейн перед строем прикрепил к его гимнастёрке, как говорят фронтовики, «первую Славу» - III степени. Награда была заслуженной. В ночь на 20 июля отважный бурятский танковый десантник переправился на противоположный берег Западного Буга (недалеко от посёлка Опалин Волынской области). Сумел там закрепиться. Под ураганным огнём врага доставлял патроны. Вместе с однополчанами уничтожил 27 фашистов и подавил огневую точку врага. Удерживал переправу до похода основных сил батальона.
Два ордена так и не получил
Второй орден Славы Илья Яковлев также заработал потом и кровью. Наш земляк и его друзья, освободив Украину и Польшу, в начале сорок пятого громили врага в Германии. 2 марта у населённого пункта Треттин на берегу Одера (ныне польский населённый пункт Држечин) сержант Яковлев подбил гранатами вражеский танк «фердинанд», затем первым ворвался в посёлок и в уличных боях истребил 11 гитлеровцев, пленил 13 солдат и двух офицеров.
16 апреля 1945 года началась одна из самых кровопролитных операций войны – Берлинская. В ней участвовал и отважный бурятский автоматчик, получивший к тому времени звание младшего сержанта. 20 апреля, как отмечено в приказе, подписанном комбатом Фриллейном, Илья Яковлев проявил «исключительный героизм и бесстрашие». Он подполз к вражескому дзоту, откуда вёлся мощный огонь из стрелкового пулемёта, забросал амбразуру гранатами, уничтожил гарнизон с противотанковой пушкой. Затем в рукопашной схватке с немецкими автоматчиками на улицах города Хоэнштейн уничтожил троих и захватил в плен двух гитлеровцев. 21 апреля экипаж танка, на броне которого был и сержант из Бурятии, въехал в Берлин. Советские танки пробивали стены домов, давили технику противника. А танковые десантники выкуривали немцев из подвалов, уничтожали «фаустников», сеяли панику среди врага. 23 апреля Илья Яковлев и другие танкисты и автоматчики взяли Марцен, 24 числа направились на Лихтенберг, а 25-го вместе с бойцами из других подразделений окружили Берлин. В Берлине младший сержант Яковлев и другие танковые десантники штурмом брали каждый дом, этаж, подвал. Там, в пылающем городе в одном из боёв бойцы батальона попали в окружение, но ценой жизни нескольких солдат всё же вышли из него. 30 апреля, когда Берлин пал, а Гитлер покончил собой, Илья Яковлев был тяжело ранен в районе Тиргартена.
Три цифры, обведённые в кружок. Это мартиролог смертей во фронтовом документе под названием «Алфавитная книга умерших. Полевой подвижной госпиталь №5212».Под цифрой 572 значится Илья Степанович Яковлев. Согласно документам из госпиталя, бурятский фронтовик получил «сквозное пулевое ранение левого бедра с бабочкообразным переломом берцовой кости. Умер от сепсиса 26 мая 1945 года». Фронтовые врачи, как ни старались, не смогли спасти Героя. Впрочем, о том, что он стал полным кавалером ордена Славы, Илья Яковлев так и не узнал: приказ о награждении третьей «Славой» вышел через пять дней после его ухода из жизни – 31 мая 1945 года. Известно, что Герой из Кокорино так и не получил два ордена Славы.
Из Иволгинского района на фронт ушли более шести тысяч человек, больше тысячи не вернулись из боя. Среди них - герой нашего повествования Илья Яковлев. Согласно Книге памяти, на полях былых сражений навсегда остались близкие родственники Ильи Степановича – Глеб Матвеевич Яковлев и Елизавета Матвеевна Яковлева, которые считаются без вести пропавшими.
СПРАВКА
Илья Степанович Яковлев (1914-1945) родился в селе Кокорино Иволгинского района Бурятии. На фронтах Великой Отечественной войны сражался в составе моторизованного батальона автоматчиков 65-й Волновахской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова танковой бригады. Награждён орденами Славы трёх степеней.
P.S. Редакция газеты «Бурятия» обращается ко всем, кто обладает информацией о фронтовике из с. Кокорино Илье Степановиче Яковлеве, а также сведениями о фронтовиках - Дагбе Жабаевиче (Джабаевиче) Базарове родом из Тункинского или Окинского района, уроженце Селенгинского района Александре Владимировиче Ларионове, уроженце Улан-Удэ Владимире Алексеевиче Китаеве, родившейся в Кабанском районе Калерии Иосифовне Рыльской, уроженке Аларского района Валентине Аюшеевне Магзоловой (Селивановой), проживавшем в Улан-Удэ Алексее Максимовиче Аксёнове, с просьбой позвонить по телефону 8(914) 838-74-45.