Общество 8 фев 2019 3333

​​Виражи судьбы и подвиги сержанта Балтырова

Фото из фондов Национального музея РБ

Гарма Григорьевич Балтыров (1913-70-е годы прошлого века) родился в селе Аларь Аларского района Иркутской области. Фронтовик. Снайпер и разведчик. Уничтожил 170 (по другим данным - порядка 300) фашистов. Награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда», знаком «Снайпер». Чемпион республиканского Сурхарбана по национальной борьбе 1935 года.

Жил-был в хлеборобной Алари - давно это было - смышлёный и трудолюбивый мальчишка-крепыш Гарма, которому судьба уготовила море испытаний и проверок на прочность. Он был старшим сыном в семье колхоз­ника Григория Балтырова. Как вспоминал младший брат героя этого рассказа Андрей, Гарму в семье все очень любили: добрым, ласковым, заботливым он рос парень­ком. Очень рано повзрослел. После того, как ушли из жизни родители, все тяготы по заботе о младших брать­ях легли на его плечи. Он и еду братишкам готовил, и воду на себе таскал, и колол дрова. Но всё же оставался ребёнком: играл в «войнушку» и слыл заводилой среди местной ребятни. А ещё любил читать книги. Опережая события, скажем, что именно книги, а точнее, его люби­мая книга «Как закалялась сталь», которую он хранил у сердца, спасла его от неминуемой гибели в бою на пере­довой: на томике в твёрдом переплёте зияла пробоина с застрявшим осколком мины. Этот эпизод был описан из­вестным бурятским краеведом, журналистом, поэтом и писателем Евгением Голубевым, который первым из журналистов республики описал подвиги фронтовика Балтырова, а после войны подружился с ним…

И стал чемпионом будущий герой

В детстве аларский па­ренёк Гарма пристрастился к охоте: мужики частенько брали его с собой белко­вать, не ведая о т ом, что навыки охотника и следо­пыта пригодятся ему во взрослой жизни.

До войны менее деся­ти лет. Начало тридцатых. Аларь. Сквозь пелену деся­тилетий отчётливо выри­совывается тот летний день 1932 года, когда родствен­ники и земляки провожа­ют вчерашнего работника местной коммуны Гарму, он ладно сложен, крепок и настроен, на большие сози­дательные дела - на стро­ительство Улан-Удэнского ПВЗ. В ходе строительства промышленного гиганта Бурятии Гарма, вооружив­шись лопатой, вместе со сверстниками из разных уголков республики копал землю, таскал брёвна. А в 1934 году, когда крупнейшее промышленное предприя­тие республики построили, сын аларского колхозника в короткие сроки освоил профессию слесаря. В сво­бодное от работы время будущий герой войны от­тачивал своё стрелковое мастерство в тире, словно исподволь готовя себя к действиям в сверхэкстре­мальных ситуациях. В то время на его пиджаке сия­ла добрая дюжина значков по стрелковой подготовке: за это в бригаде его в шут­ку называли «маршалом», не задумываясь о том, что на фронте бывший слесарь ПВЗ станет своего рода «маршалом» сверхметкой стрельбы. Другой его страстью была национальная борьба. По информации краеведа Евгения Голубе­ва, слесарь Балтыров воз­главлял на заводе секцию по бурятской борьбе. И не беда, что энтузиасты из-за отсутствия спортзала тренировались на лужайке. Зато желание побеждать у них было хоть отбавляй. Это и доказал в 1935 году заводской тренер Балты­ров, который стал чемпи­оном республиканского Сурхарбана по бурятской борьбе, получив в качестве призовых именные золо­тые часы и бостоновый ко­стюм-«тройку».

В 1937 году его призвали в Красную Армию. Служил в Забайкалье, был курсантом полковой стрелково-пуле­мётной школы. Демобили­зовался в тридцать девя­том. Снова - родной завод, где трудился и мечтал по­ступить в железнодорож­ный техникум. Но вот не­задача: в конце тридцатых резкий, прямой и готовый всегда постоять за себя Гар­ма ввязался в потасовку и «по глупости» получил срок. Перед войной работал куз­нецом в колхозе «Красная Аларь».

Снайпер Балтыров – герой Сталинградской битвы

В октябре сорок пер­вого ушёл на фронт. По окончании дивизионной снайперской школы 6 июля 1942 года влился в состав 2 стрелкового батальона 382 стрелкового полка 84 стрелковой Харьковской Краснознамённой дивизии имени Тульского пролета­риата (66-я Армия, Донской фронт). В ходе Демянской наступательной операции Гарма Балтыров проявил себя храбрым воинов и мет­ким стрелком. И, скорее всего, до начала Сталин­градской битвы истребил 112 немецких солдат и одного вражеского снайпера (пока не установлено, награ­ждался ли за это).

А потом были тяжёлые бои под Сталинградом. За полгода боёв за город на Волге наш земляк занял достойное место в когор­те легендарных снайперов Сталинградской битвы. Как писал корреспондент газе­ты 8 4 стрелковой дивизии Игорь Реформатский, зимой 1942 года ему посчастливилось выйти «на охоту» вме­сте с Гармой Балтыровым. Бурятский воин при помощи верёвочки, привязанной к нехитрому приспособлению (рычагу), приподнимавше­му шапку, сумел уничто­жить вражеского снайпера. Однажды наш земляк трое суток пролежал на морозе и всё-таки сумел ликвидиро­вать вражескую «кукушку». О мужестве и бесстрашии сибиряка, истребителя немцев, ходили легенды. Как-то, по рассказу его со­служивцев, он сопровождал комбата в рекогносциров­ке местности. По дороге к кургану советская группа наткнулась на немецких автоматчиков. Балтыров не растерялся и 1 7 меткими выстрелами уничтожил 17 диверсантов.

За подвиги, совершён­ные под Сталинградом, снайпер Балтыров, отправив на тот свет порядка 135 (по другим данным - 170) фрицев, получил два ор­дена - Красного Знамени и Красной Звезды. Только за одну неделю (конец сентя­бря - начало октября 1942 года) он истребил 85 окку­пантов! После боёв в Ста­линградском котле бурят­ский мастер меткого огня вдруг перестал получать награды - словно не вое­вал больше. Почему? Ответ на этот вопрос я получил в прошлом году, обнаружив в Государственном архиве РБ интересный документ и проанализировав всю име­ющуюся о прославленном снайпере информацию.

Из наградного листа (представление к ордену Красной Звезды) Гармы Балтырова: «…Умело производит выбор и маскировку места своего расположения… Лично храбр, в бою хладнокровен…».


Гарма Балтыров на охоте

Рисунок художника Д.А. Баторова предоставлен краеведческим музеем Аларского района

Неравный бой длился сутки

В битве на Волге снай­пер из Алари получил вто­рое ранение. А по возвра­щении из госпиталя ушёл в разведчики. Служил, как писал в своём письме его однополчанин Анатолий Болотов, в 687 стрелко­вом полку 141 стрелковой Киевской Краснознамённой ордена Богдана Хмельниц­кого дивизии. Будучи раз­ведчиком Гарма Балтыров также совершил множество подвигов, за что представ­лялся к наградам и получал их. Но в одном из рейдов по глубоким немецким ты­лам с лучилось непредви­денное: группу советских разведчиков обнаружили немцы, после чего целые сутки длился неравный бой с фашистами. В результате - плен, допросы, пытки. И всё же Балтырову удалось совершить побег и, прой­дя через фильтрационный лагерь и проверки СМЕРШа, вернуться к своим…

У реки Сейм под Курском разведчик Балтыров взял своего первого «языка». Ночью бурятский воин вы­звался незаметно забрать оружие у купавшихся в реке немцев. Это ему удалось сделать. Более того, он су­мел взять живым фрица: резким движением свалил его на землю, заткнул рот носовым платком (вот где пригодилась ему борцов­ская подготовка!) и доставил его в штаб. И после наш героический земляк не раз попадал в переделки, из которых чудом выбирался живым. Однажды на Укра­ине в районе Шепетовки сержант Балтыров ворвался во вражескую землянку и с помощью друзей сумел взять очередного «языка». Лучшие качества разведчи­ка старший сержант из Ала­ри проявил в Польше в июле 1944 года в районе городка Мендзыжец, где на желез­нодорожной станции неза­метно подполз к вагону и бросил в него «лимонку». За этот подвиг, как писал Анатолий Болотов, разведчик Балтыров был награждён орденом Красной Звезды, а за участие в ожесточённых боях на участке севернее Варшавы - орденом Славы III степени. Отличился при форсировании реки Нарев, а затем - в боях у реки Одер, где получил тяжёлое ране­ние. Был награждён вторым орденом Славы. Однако на­градные листы на развед­чика Балтырова не найдены. По всей вероятности, он был лишён этих наград по причи­не того, что побывал в плену. К слову, через много лет в мирное время аукнется бу­рятскому снайперу и развед­чику факт его пребывания в плену и его две судимости (вторая, как и первая, как рассказывали старожилы, случилась после войны, в общем-то, из-за пустяка - мелкое хулиганство).

- Мы с Гармой Григорье­вичем в 60-е годы ходили к тогдашнему председате­лю Президиума Верховного Совета республики Алек­сандру Хахалову для того, чтобы он ходатайствовал о присвоении Балтырову зва­ния Героя Советского Сою­за, - рассказывает Евгений Голубев.

Но Хахалов отказал, по­тому что узнал о факте пле­нения и судимостях фрон­товика: с такими пятнами в биографии фронтовикам от­казывали в представлении на Героя. Но сейчас, по про­шествии лет, легендарный бурятский снайпер и раз­ведчик достоин того, чтобы память о нём была увеко­вечена - хотя бы на ЛВРЗ можно было бы установить мемориальную доску. 

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также