Общество 30 мая 2019 1649

​​Морская душа: улан-удэнец стал первоклассным комендором

Не думал, не гадал сын по­томственного столяра и плотника Андрея Поповцева - Михаил, с ма­лых лет тянувшийся к отцовскому ремеслу, в 1940 году призванный в армию, что ему придётся служить на Тихоокеанском флоте, и не на военном корабле, а на под­водной лодке «Л-15» - минном за­градителе, сообщает газета «Бурятия».

Торпедист

После окончания школы специалистов по вооружению лишь одного Михаила определи­ли торпедистом на подлодку. Об­щительный, весёлый, смышлёный, как говорится, мастер на все руки, паренёк быстро нашёл общий язык с товарищами. А вскоре ком­сомольцы-подводники выбрали его своим комсоргом.

Началась Великая Отечествен­ная война. Многие моряки уходят добровольцами на фронт. Рвётся туда и Михаил, подаёт заявление капитану третьего ранга В.И. Ко­марову. Но в ответ слышит: «Ты - первоклассный комендор, и нужен здесь! Наши бои ещё впереди…».

И как в воду глядел командир: в декабре 1943 года подводная лодка «Л-15» и ещё одна такая же субмарина «Л-16» отправились в долгий и опасный путь в Заполя­рье - к Кольскому полуострову, в Мурманск. Наш Северный флот вёл тогда ожесточённую борьбу с фа­шистскими рейдерами - эсминца­ми и подводными лодками, нагло хозяйничавшими на северных мор­ских коммуникациях, топившими наши грузовые суда, рыбацкими сейнерами, сжигавшими посёлки, фактории, метеостанции.

У «Л-15» во время перехода штормом сорвало горизонтальные и повредило вертикальные рули, она чудом держалась на плаву. Но, всё же, «стартовав» из Владиво­стока и направившись к берегам Камчатки, оттуда - к Алеутским островам, пройдя вдоль побережья Аляски до Сан-Франциско и выйдя через Панамский канал в Атланти­ку, подлодка добралась до Канады, а затем - до Исландии. Откуда её отбуксировали в Англию, где в те­чение четырёх месяцев ремонтиро­вали в доке.

И только в мае 1943 года Миха­ил и его товарищи по экипажу, со­вершив не менее опасное путешествие по Норвежскому и Баренцеву морям, прибыли в Мурманск.

«Л-15» оказалась первой под­лодкой из шести, отправленных Тихоокеанским флотом на помощь морякам Советского Заполярья. А вот «Л-16» до североморского пирса не дошла: судя по всему, её потопи­ли японские сторожевики.

Без малого два года длилась ратная служба подводника Михаи­ла Поповцева. Подлодка выполняла боевые задания по минированию скандинавских фиордов и шхер, ставила мины на пути вражеских караванов в водах Норвежского моря, охотилась за кораблями гит­леровцев. На боевом счету «Л-15» к концу войны было пять пото­пленных крупнотоннажных су­дов немецкого флота, в основном транспортов с войсками и военной техникой. А ещё более десятка по­дорвалось на минах, поставленных нашими подводниками.

У североморцев тогда была хо­рошая традиция: салютовать залпа­ми по числу потопленных кораблей. А командующий Северным флотом адмирал Головко, лично поздрав­ляя каждого матроса и офицера, вручал командиру подлодки на подносе жареного поросёнка. Позд­нее вспоминая об этом, Михаил По­повцев рассказывал, что флотский поэт Сергей Алымов, не раз бывавший в гостях у экипажа «Л-15», в вахтенном журнале написал: «Не прошло и две недели - поросёнка снова ели!».

Двойной праздник

Возвращавшихся из боевого похода подводников на пирсе вме­сте с другими моряками встречала военфельдшер Вера, которой очень приглянулся молодой торпедист Михаил. Он ответил ей взаимно­стью. В День Победы - 9 мая 1945 года Михаил Андреевич и Вера Васильевна вместе с друзьями от­метили окончание войны и свою помолвку.

В 1947-м кавалер орденов Оте­чественной войны и Красной Звез­ды, медали «За оборону Советского Заполярья» и других медалей Ми­хаил Поповцев вместе с женой и родившимся на Севере сыном вер­нулись в Улан-Удэ. 12 лет Михаил Андреевич проработал в системе профтехобразования, в ГПТУ-13, а в 1959 году пришёл в вагоностоляр­ный цех Улан-Удэнского ЛВРЗ, где и трудился до ухода на пенсию. А Вера Васильевна осталась верна своей медицинской профессии - много лет работала в приёмном покое железнодорожной больницы.

Двух сыновей и двух дочерей вырастили и воспитали фронтови­ки Поповцевы. Старший Александр, как и отец, работал в вагоностоляр­ном цехе, дочь Людмила - в ателье «Одон», сын Анатолий - на прибо­ростроительном заводе, Надежда - на судостроительном. У них растут свои дети, внуки. Продолжается трудовая династия Поповцевых.

Фото sovboat.ru

Автор: Евгений ГОЛУБЕВ

Читайте также