Общество 24 июн 2019 1341

​«Брать и делать»: первые шаги сельского туризма, или «100 уникальных сёл Бурятии»

Экскурсия в Усть-Кяхте

О проекте «100 уникальных сёл Бурятии» заговорили полто­ра года назад. Связан он с име­нами Ирины Смоляк, Светланы Цыбикдоржиевой и Елены Ши­рибон. Поначалу определение «уникальные сёла» вызывали лёгкую иронию, поскольку на фоне общей депрессии в сель­ской глубинке республики оп­тимистичные настроения к об­разу бурятских деревень как-то не вязались. Между тем в сетях тут и там начали появляться симпатичные истории о самих деревушках и народных умель­цах, которые, как выясняется, не перевелись. С нашим корреспон­дентом беседует методолог про­екта Елена Ширибон.

- Что есть уникальность в контексте вашего проекта?

- Уникальность – это то, что ха­рактерно исключительно для дан­ной местности. Люди, личности, в первую очередь, природные от­личия, памятники, традиции – их сотни. По сути, уникально всё. Мы разработали нехитрый инстру­мент определения уникальности территории, который помогает увидеть, оценить по достоинству и в дальнейшем придать стоимость.

Сегодня, когда мир задыхается от штамповки, как раз становятся востребованными наши недооце­нённые уникальности в том числе. К примеру, в Оке достаточно было чуть перетрясти память, и умение валять из шерсти овец олбоки, шэрдэки, одежду, сувениры уже становится не просто хобби, в бли­жайшей перспективе – работой. Причём с претензией на эксклю­зив. Затем пришла востребован­ность в ручной нити из шерсти яков. Та же история и в Кяхте с че­ремуховой рощей и их оригиналь­ными продуктами и сувенирами, в Шибертуе – на малой родине пяти великих поэтов Бурятии. Такие истории есть в каждом районе. Их надо увидеть. И если мы научим­ся «упаковывать» свою уникаль­ность, равных нам не будет.

Мастерская валяния шерсти. Окинский район

- Откуда цифра 100, и как сейчас поживает проект?

- Сто – условная цифра, подра­зумевает тиражируемость лучших практик. Поначалу, как всё новое, спотыкалось, подвергалось со­мнениям. Кого-то проект раздра­жал, кого-то вдохновлял. На деле выясняется, что важна каждая общественная инициатива. Глядя на нас, и другие поверили в себя, стали разрабатывать свои локаль­ные проекты. Мы начали проект на голом энтузиазме. Вдохновили поддержка Главы республики, проектного офиса. Сейчас поезд­ки по ближним и дальним сёлам осуществляются за счёт Прези­дентского гранта и части личных средств. Обучение, повышение компетенций – за свой счёт. А в начале проекта мы большой ко­мандой – туркомпаниями, партнёрами, журналистами - объезди­ли порядка 40 сёл, встречались с местными жителями. Благодаря известному блогеру Доре Хама­гановой многие узнали о проекте. И этот путь «на ощупь» дал нам реальную картину. Есть методика, коммуникации, дистанционно работаем с лидерами и командами. Они тоже появляются не сразу, но появляются.

Опыт ещё раз показал, что жи­вут на селе люди потому, что лю­бят свою малую родину. Не все хотят уехать и не все мечтают быть горожанами. И мотивирует их не обязательно возможность зара­ботать. Зачастую люди нужда­ются в востребованности. Просто им нужно немного подсказать, показать, научить, запустить и донести их проект до первых продаж. А дальше они сами всё сделают. Сейчас наши локальные команды – шибертуйцы, окинские мастерицы, кяхтинцы могут сами помогать другим проектам. При­глашайте.

На данном этапе мы помогаем создавать небольшие предпри­нимательские проекты на отдалённых сельских территориях при помощи разработки и внедрения турпродуктов: обзорных экскур­сий, туров, гостевых домов, суве­ниров, событий и фестивалей. По­могаем и партнёрским проектам.

- Как быть дальше с потен­циально уникальными террито­риями?

- Мы, общественники, как раз­ведчики - сделали первые шаги. Дальше роль государства: мониторинг и изучение процессов, внедрение систем оценки и каче­ства, применение известных тех­нологий и методик, привлечение специалистов-тренеров. И тут роль глав районов и поселений выхо­дит на первый план. Понимание стратегии развития муниципаль­ного образования, встроенность в стратегии района и республики потребностей жителей села. Без поддержки глав – можно, но тя­жело и долго. Главы Кяхтинско­го, Окинского районов во многом помогли сдвинуть проекты, и они понимают, что продукты, услуги останутся у них на территориях. Это уже их ресурс и капитал.

Если в стратегию каждого района встроить идею поиска уни­кальности с определением и развитием точек роста, можно найти ключ к программам поддержки сельских предпринимателей - субсидированию и кредитованию в том числе.

- А ваша личная мотивация?

- Лично мне интересно. Радо­мир Бошкович - великолепный человек и наставник, который обучает наш коллектив БСМП. Его слова: «Мотивация деньгами, призами приносит краткосроч­ный результат. Нужно создавать проекты на основе региональных ценностей». Я полагаю, что эти слова понятны людям, которым небезразлична судьба малой ро­дины - Бурятии, родного района, села, деревеньки. Если получится внедрить проекты на основе ре­гиональных ценностей, у нас будет эффективный и уникальный инструмент. И для этого не нужны колоссальные средства. Нужны лучшие практики.

В Агентстве стратегических инициатив нас учат «монетизи­ровать» проекты. Монетизация – признак конкурентоспособности проекта. Наши трекеры - Роман Ануфриев, Людмила Булавки­на, Ольга Шандуренко и Андрей Крылов учат не ждать грантов и субсидий, а брать и делать. Всё остальное придёт. Человек устро­ен таким образом, что эмоции являются двигателями развития собственно человека и террито­рии.

- Что ожидать этим летом от наших сельчан?

- Вместе с командой Кяхтин­ского района проводим фестиваль черёмухи, который перерастёт в приграничное туристическое со­бытие. Весь июль - мастер-клас­сы с целью создания продуктов премиум-класса из полутонкой шерсти бурятских овец в Окин­ском районе. Преподаватели из Монголии – Тунгалаг и Венгрии – Камала Абдыкадырова - ав­торитетнейшие в своей сфере специалисты. Начата подготовка к созданию Ассоциации сувенирщи­ков Бурятии для поддержки пред­принимателей - производителей сувениров. Прошли обучение 30 экскурсоводов, они уже проводят экскурсии. Есть задумка открыть онлайн-школу сельского предпри­нимательства.

- Ближайшее будущее сель­ского туризма Бурятии?

- У каждого региона свой про­дукт. Туризм кажется беззаботной сферой - встречай, развлекай. Но это, прежде всего, результат вы­строенных производственных про­цессов. Но что вдохновляет? Пони­мание, что автомобильный коврик премиум-класса из овчины – это то, что может стать добавочной стоимостью к труду сельчанина. А до того как условный коврик попа­дёт на прилавок - это длительные процессы развития животновод­ства. Кроме того, продукт недоста­точно доставить до прилавка. Его надо суметь продать, а это допол­нительные знания и умения. Сель­ский туризм может потянуть за собой многие процессы в сельском хозяйстве, и он напрямую повлия­ет на судьбу села.

- Спасибо и удачи!

Фото предоставила Елена Ширибон

Автор: Норжима ЦЫБИКОВА