Экскурсия в Усть-Кяхте
О проекте «100 уникальных сёл Бурятии» заговорили полтора года назад. Связан он с именами Ирины Смоляк, Светланы Цыбикдоржиевой и Елены Ширибон. Поначалу определение «уникальные сёла» вызывали лёгкую иронию, поскольку на фоне общей депрессии в сельской глубинке республики оптимистичные настроения к образу бурятских деревень как-то не вязались. Между тем в сетях тут и там начали появляться симпатичные истории о самих деревушках и народных умельцах, которые, как выясняется, не перевелись. С нашим корреспондентом беседует методолог проекта Елена Ширибон.
- Что есть уникальность в контексте вашего проекта?
- Уникальность – это то, что характерно исключительно для данной местности. Люди, личности, в первую очередь, природные отличия, памятники, традиции – их сотни. По сути, уникально всё. Мы разработали нехитрый инструмент определения уникальности территории, который помогает увидеть, оценить по достоинству и в дальнейшем придать стоимость.
Сегодня, когда мир задыхается от штамповки, как раз становятся востребованными наши недооценённые уникальности в том числе. К примеру, в Оке достаточно было чуть перетрясти память, и умение валять из шерсти овец олбоки, шэрдэки, одежду, сувениры уже становится не просто хобби, в ближайшей перспективе – работой. Причём с претензией на эксклюзив. Затем пришла востребованность в ручной нити из шерсти яков. Та же история и в Кяхте с черемуховой рощей и их оригинальными продуктами и сувенирами, в Шибертуе – на малой родине пяти великих поэтов Бурятии. Такие истории есть в каждом районе. Их надо увидеть. И если мы научимся «упаковывать» свою уникальность, равных нам не будет.
Мастерская валяния шерсти. Окинский район
- Откуда цифра 100, и как сейчас поживает проект?
- Сто – условная цифра, подразумевает тиражируемость лучших практик. Поначалу, как всё новое, спотыкалось, подвергалось сомнениям. Кого-то проект раздражал, кого-то вдохновлял. На деле выясняется, что важна каждая общественная инициатива. Глядя на нас, и другие поверили в себя, стали разрабатывать свои локальные проекты. Мы начали проект на голом энтузиазме. Вдохновили поддержка Главы республики, проектного офиса. Сейчас поездки по ближним и дальним сёлам осуществляются за счёт Президентского гранта и части личных средств. Обучение, повышение компетенций – за свой счёт. А в начале проекта мы большой командой – туркомпаниями, партнёрами, журналистами - объездили порядка 40 сёл, встречались с местными жителями. Благодаря известному блогеру Доре Хамагановой многие узнали о проекте. И этот путь «на ощупь» дал нам реальную картину. Есть методика, коммуникации, дистанционно работаем с лидерами и командами. Они тоже появляются не сразу, но появляются.
Опыт ещё раз показал, что живут на селе люди потому, что любят свою малую родину. Не все хотят уехать и не все мечтают быть горожанами. И мотивирует их не обязательно возможность заработать. Зачастую люди нуждаются в востребованности. Просто им нужно немного подсказать, показать, научить, запустить и донести их проект до первых продаж. А дальше они сами всё сделают. Сейчас наши локальные команды – шибертуйцы, окинские мастерицы, кяхтинцы могут сами помогать другим проектам. Приглашайте.
На данном этапе мы помогаем создавать небольшие предпринимательские проекты на отдалённых сельских территориях при помощи разработки и внедрения турпродуктов: обзорных экскурсий, туров, гостевых домов, сувениров, событий и фестивалей. Помогаем и партнёрским проектам.
- Как быть дальше с потенциально уникальными территориями?
- Мы, общественники, как разведчики - сделали первые шаги. Дальше роль государства: мониторинг и изучение процессов, внедрение систем оценки и качества, применение известных технологий и методик, привлечение специалистов-тренеров. И тут роль глав районов и поселений выходит на первый план. Понимание стратегии развития муниципального образования, встроенность в стратегии района и республики потребностей жителей села. Без поддержки глав – можно, но тяжело и долго. Главы Кяхтинского, Окинского районов во многом помогли сдвинуть проекты, и они понимают, что продукты, услуги останутся у них на территориях. Это уже их ресурс и капитал.
Если в стратегию каждого района встроить идею поиска уникальности с определением и развитием точек роста, можно найти ключ к программам поддержки сельских предпринимателей - субсидированию и кредитованию в том числе.
- А ваша личная мотивация?
- Лично мне интересно. Радомир Бошкович - великолепный человек и наставник, который обучает наш коллектив БСМП. Его слова: «Мотивация деньгами, призами приносит краткосрочный результат. Нужно создавать проекты на основе региональных ценностей». Я полагаю, что эти слова понятны людям, которым небезразлична судьба малой родины - Бурятии, родного района, села, деревеньки. Если получится внедрить проекты на основе региональных ценностей, у нас будет эффективный и уникальный инструмент. И для этого не нужны колоссальные средства. Нужны лучшие практики.
В Агентстве стратегических инициатив нас учат «монетизировать» проекты. Монетизация – признак конкурентоспособности проекта. Наши трекеры - Роман Ануфриев, Людмила Булавкина, Ольга Шандуренко и Андрей Крылов учат не ждать грантов и субсидий, а брать и делать. Всё остальное придёт. Человек устроен таким образом, что эмоции являются двигателями развития собственно человека и территории.
- Что ожидать этим летом от наших сельчан?
- Вместе с командой Кяхтинского района проводим фестиваль черёмухи, который перерастёт в приграничное туристическое событие. Весь июль - мастер-классы с целью создания продуктов премиум-класса из полутонкой шерсти бурятских овец в Окинском районе. Преподаватели из Монголии – Тунгалаг и Венгрии – Камала Абдыкадырова - авторитетнейшие в своей сфере специалисты. Начата подготовка к созданию Ассоциации сувенирщиков Бурятии для поддержки предпринимателей - производителей сувениров. Прошли обучение 30 экскурсоводов, они уже проводят экскурсии. Есть задумка открыть онлайн-школу сельского предпринимательства.
- Ближайшее будущее сельского туризма Бурятии?
- У каждого региона свой продукт. Туризм кажется беззаботной сферой - встречай, развлекай. Но это, прежде всего, результат выстроенных производственных процессов. Но что вдохновляет? Понимание, что автомобильный коврик премиум-класса из овчины – это то, что может стать добавочной стоимостью к труду сельчанина. А до того как условный коврик попадёт на прилавок - это длительные процессы развития животноводства. Кроме того, продукт недостаточно доставить до прилавка. Его надо суметь продать, а это дополнительные знания и умения. Сельский туризм может потянуть за собой многие процессы в сельском хозяйстве, и он напрямую повлияет на судьбу села.
- Спасибо и удачи!
Фото предоставила Елена Ширибон