Общество 8 июл 2019 1503

​​В Бурятии отметили юбилей БАМа

Памятное место для каждого строителя БАМа в Северобайкальске

Сотни бамовцев встретились в Северобайкальске, чтобы отметить юбилей БАМа, вспомнить молодость, пройтись в праздничной колонне по главному проспекту города, а также поделиться опытом с сегодняшними жителями и строителями «стройки века», сообщает ИА Буряад Үнэн.

Памятник строителям БАМа на главной площади Северобайкальска

1 июля эстафетный юбилейный поезд стартовал из Иркутска, сделав остановки на 20 станциях, 7 июля завершил свой путь в Тынде. На бурятском участке, основные праздничные мероприятия прошли в Северобайкальске, где почётных гостей и жителей города приветствовал Глава Бурятии Алексей Цыденов, отметив, что строительство БАМа дало стране новые возможности.

- В первую очередь хочу поздравить БАМовцев, кто пришёл в неосвоенный край, тайгу и болото. Своим трудом вы построили железную дорогу. Романтика была сначала, а после - ежедневный труд в суровых условиях и непогоду. Я благодарю и тех, кто сегодня работает на БАМе и развивает его, кто обеспечивает перевозки грузов, и создаёт возможности для того, чтобы наша страна развивалась, у неё был выход к морю, возможности для развития промышленности и освоения ресурсов. БАМ нужен стране, вы нужны стране. Хочу пожелать вам, чтобы у вас всё было стабильно и хорошо, чтобы было хорошее настроение, а со всем остальным мы справимся, - сказал Алексей Цыденов.

На улицах Северобайкальска многое напоминало о «Стройке века»

На вокзале Северобайкальска, куда пришёл праздничный поезд, почётных гостей встречали сотни жителей. Объятия, воспоминания, слёзы радости, а после под звуки музыки проход по улицам города. В едином строю и ветераны БАМа и те, кто сегодня прокладывает тоннели и мосты в светлое будущее.

Байкало-Амурская магистраль - стратегическая дорога, важнейшая транспортная артерия страны, по которой ежегодно перевозится до 70 млн тонн грузов, а в планах до 2025 года - 200 млн тонн. Развивающийся регион требует новых мощностей и социальных объектов, и всё это заложено в программе развития северных территорий.

- Здесь будет развитие, а когда будет развитие, у людей появляются перспективы. Мы будем развивать социальную сферу, но, в первую очередь, БАМ - это перевозки. И сегодня БАМ получает вторую жизнь, - подчеркнул Алексей Цыденов.

Алексей Цыденов принял участие в юбилейных мероприятиях, посвящённых 45-летию БАМа, и прошёл с ветеранами Байкало-Амурской магистрали в торжественной колонне по главному проспекту Северобайкальска

За 45 лет были построены новые города и сёла, а железная дорога стала для жителей неотъемлемой частью жизни.

- Эта встреча для того, чтобы объединить всех тех, кто причастен к БАМу. Напомнить о героическом труде строителей, где у них прошла молодость, где они начинали и что сделали, проехались по старым местам, и встретились с друзьями, - отметил заместитель начальника Восточно-Сибирского филиала РЖД Александр Паршиков.

От имени депутатского корпуса, с 45-летним юбилеем, БАМовцев поздравил заместитель Председателя Народного Хурала РБ Цырен-Даши Доржиев.

- Для каждого жителя Советского Союза, для всей огромной территории БАМ - это стройка века. Все приехали сюда по комсомольской путевке. Сегодня люди встречаются, вспоминают свою молодость, с каким задором они строили города, дорогу. Большое им всем спасибо. Начинали с палаток, а сегодня создана вся необходимая инфраструктура. Живут и ветераны БАМа, и их дети и внуки. Я хочу поздравить всех участников строительства, они все герои. У меня самые приятные впечатления от встречи с этими людьми, - сказал Цырен-Даши Доржиев.


Цырен-Даши Доржиев встретился с ветеранами БАМа

БАМ строила вся страна, весь Советский Союз, все республики вложили в её строительство свой труд, свою душу и сейчас магистраль дает возможность развиваться всей стране.

И, конечно, как никогда значимо и трогательно звучат воспоминания первопроходцев, тех людей, которые пришли в тайгу 45 лет назад, и своим трудом доказали, что недостижимых целей нет, а мечты сбываются.

- Прилетели мы сюда в мае 1975 года, поставили палатки, жили, начали работать. Первое, что удивило - это комары, столько я их не видел больше нигде и никогда. На строительстве БАМа я проработал 10 лет, и у меня до сих пор самые тёплые воспоминания об этом времени, мы были нужны стране, а это, я считаю - главное. Мы сделали что-то важное для страны, для народа. У меня и дети воспитывались на БАМе. Построили такой красивый город. И когда приезжаешь сюда, смотришь с удовольствием. А в свободное время общались, читали, организовали музыкальный ансамбль, театр. Общение было великолепное, мы жили одной коммуной, все национальности, не было никаких проблем, мы были одна семья. Мы как-то посчитали, что только в нашей бригаде Толи Курочкина было 36 национальностей, - поделился своими воспоминаниями комиссар 1-го Ленинградского отряда «Прометей» Сергей Новосёлов.

Одни из первых строителей БАМа - Сергей Новосёлов и Светлана Кашина

Его подруга, Светлана Кашина, рассказывая о своей стройке, не смогла сдержать слёз, и это были слёзы радости.

- Я приехала из Белоруссии по комсомольской путёвке в 1980 году, были и палатки, и щитовые домики, и вагончики. Город уже строился, размах был просто огромный. С тех пор осталась, вся моя семья здесь, переквалифицировалась в агрономы, и сейчас отвечаю за озеленение Северобайкальска. Воспоминаний много, и они все только самые хорошие, ведь это были наши лучшие годы, молодость, новые знакомства, новые впечатление, желание жить и работать, ощущали нужность своей стране.

Семья Аветисян во время праздничных мероприятий, посвящённых 45-летию начала строительства БАМа

Семья Аветисян встретилась на стройках БАМа более 40 лет назад. Сейчас у них трое детей и пятеро внуков.

- Я приехал сюда в 1977 году, нашёл здесь свою половинку, женился. Пытался уезжать, но вернулся, потому что Байкал, дорога не отпускают. Здесь просто - здорово. Здесь встретил свою Люду, и она похитила моё сердце. Сейчас уже дети, внуки, все здесь живут. Мы настоящая БАМовская семья. Я уверен, что БАМ, Северобайкальск будет развиваться, у него большое будущее, город у нас красивый, а будет ещё краше, - считает Рафаэль Аветисян.

- Первый раз я оказалась на БАМе в апреле 1977 года, цвёл багульник, кругом тайга, Байкал, одним словом - красота. Я сама родилась и выросла в Улан-Удэ, а сюда приехала по комсомольскому направлению. БАМовцы, - это люди особой породы. Никогда не предадут, крепкие, здоровые, выносливые. Дружба на всю жизнь, - рассказала Людмила Аветисян.

Встреча строителей БАМа на вокзале Северобайкальска

Вечером тысячи северобайкальцев собрались на центральной площади, где прошёл торжественный митинг. Глава Бурятии Алексей Цыденов наградил БАМовцев, внёсших серьёзный вклад в строительство дороги, почётными грамотами и юбилейными медалями. После чего состоялся праздничный концерт с участием звёзд бурятской эстрады.

Во время торжественного марша жителям Северобайкальска напомнили, с чего всё начиналось

«Стройка века» не заканчивается. Открываются новые тоннели, новые маршруты, обустраиваются населённые пункты, и люди возвращаются в места, где прошла их молодость. В свою очередь, государство вкладывает серьёзные инвестиции в БАМ, тем самым поддерживает развитие дальневосточных и сибирских территорий.

СПРАВКА.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) - железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный, наряду с Транссибирской магистралью, железнодорожный выход России к Тихому океану. Байкало-Амурская магистраль проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской, Амурской областей, Забайкальскому и Хабаровскому краям, республикам Саха-Якутия и Бурятия. Общая протяжённость магистраль - 4300 километров. В строительстве БАМа за 45 лет активное участие приняло около двух миллионов человек.

Фото Ивана Подберёзкина

Автор: Иван ПОДБЕРЕЗКИН