Общество 1 авг 2019 3803

​​Чернорабочий Победы: бурятский сапёр Андрей Бардаханов не ошибся ни разу

Словно прикасаясь к подвигу, ещё и ещё раз перечитываю наградные листы бурятского офицера-сапёра, отрывок из книги «Без права на ошибку» его одно­полчанина и боевого друга Василия Ре­пина, в котором описывается главный подвиг нашего земляка, сообщает газета «Бурятия».

Пытаюсь представить, какими были война и мир лейтенанта, который, по сути, ещё мальчишкой шагнул в настоящий фронтовой ад и три года был на передо­вой, где коварная смерть ходила за ним по пятам. В короткие минуты затишья герой этого повествования писал письма домой, мол, всё в порядке, бьём ненавистного врага. И вспоминал свою малую родину – небольшой улус Зурцаган Эхирит-Булагат­ского района Иркутской области, который сегодня, увы, входит в перечень исчезнув­ших деревень.

Здесь, в Зурцагане, который старожи­лы называют райской долиной и землёй 33 родников, в семье крестьянина родился Андрей (Айдай) Бардаханов. Судьба стала испытывать его на прочность сызмала: не успел он родиться, как ушёл из жизни его отец. Времена тогда были смутные, голод­ные, и потому его мама ради детей вышла замуж за местного кузнеца Бахрушку.

От своих сверстников маленький Ан­дрей отличался тягой к знаниям. Несмотря на то, что в их семье едва хватало средств на жизнь, он сумел окончить сначала Бай­тогскую начальную, а затем - Усть-Ордын­скую среднюю школу. Успел после школы поработать учителем, а потом в 1941 году в Улан-Удэ поступил в Бурят-Монгольский пединститут. Казалось бы, дорога к знани­ям открыта, учись да учись лейтенант.

Но грянула война, и вчерашний второ­курсник пединститута стал курсантом Чер­ниговского военно-инженерного училища, эвакуированного в Иркутск. Из-за того, что враг был на подступах к Москве, пришлось учиться по ускоренной программе. В марте 1942 года Андрею присвоили звание лейте­нанта и отправили на фронт. В самое пекло войны. «Для меня война, если иметь в виду непосредственное участие в боях, началась в марте 1942 года под Москвой», - вспоми­нал фронтовик Андрей Бардаханов.

- Дядя говорил, что война - это рабо­та, - сказала в беседе с корреспондентом «Бурятии» близкая родственница героя без звезды Александра Мадаева.

В мирное время Андрей Бахрушкинович признавался, что сапёрная работа на фрон­те - чёрная, неблагодарная и не очень вид­ная. Не зря же фронтовой корреспондент Илья Эренбург назвал сапёров солдата­ми-тружениками, чернорабочими победы. Война для лейтенанта Бардаханова - это когда свинцовый дождь косил наших сол­дат, когда рядом гибли друзья-однопол­чане, когда ночью разминировали поля на пределе человеческих возможностей, ког­да каждый день - один на один со смертью. Там, на передовой, лейтенант не думал о наградах и славе, просто честно выполнял поставленные перед ним задачи.

Молодому лейтенанту Андрею Барда­ханову - двадцать один. Вчерашний студент пединститута на передовой, как следует из наградного листа, в составе 114-го особого мото-инженерного батальона проявлял образцы стойкости и отваги в Смоленской области, где бои велись не на жизнь, а на смерть. За первый же свой подвиг на войне герой этого повествования получил одну из высших наград СССР - орден Красного Знамени, которую за просто так никому не давали. Летом 1943 года он, рискуя жизнью, выполнил опасное задание «по сопрово­ждению танков за отступающим противни­ком» в Смоленской области.

«В сражении за город Духовщину осо­бенно отличился взвод лейтенанта Барда­ханова, - об этом подвиге перед строем рассказал комбат Мирзоев. - Под ураган­ным огнём врага сапёры проделали про­ходы в минном поле и на броне танков ворвались на позиции гитлеровцев, в руко­пашной схватке очистили от врага первую траншею. Бардаханов получил тяжёлое ра­нение, но не покинул поля боя».

Уже после войны Андрей Бахрушки­нович вспоминал, что его первую боевую награду ему лично вручил командующий первым Прибалтийским фронтом генерал армии Иван Баграмян. После выписки из госпиталя он вернулся в свою часть. И сно­ва - тяжёлые бои, полная опасностей фрон­товая жизнь сапёров.

Андрей Бахрушкинович Бардаханов (1922-2013) награждён четырьмя боевыми наградами – двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, нагрудным знаком «Отличник народного просвещения».

Солдат Победы

Свою вторую награду – орден Отече­ственной войны II степени - наш земляк по­лучил за храбрость и мужество, проявлен­ные в начале 1944 года. Тогда Бардаханов в составе десантного отряда был заброшен в тыл врага, где вместе с боевыми друзьями выполнил сложное задание: взорвал мосты и заминировал дороги.

О подвиге, совершённом отважным са­пёром при форсировании Западной Двины, в своей книге «Без права на ошибку» пове­дал его однополчанин Василий Репин: «…Я к тому моменту дошёл до Бардаханова. Он находился в отбитой у врага траншее. Сапёры вместе с пехотинцами отразили яростную контратаку. В трёхстах метрах от нас уже горели шесть «пантер». Но около 10 танков двигалось прямо на батарею… Однако пушки продолжали уничтожать танки и наступавшую за ними пехоту вра­га. Раненые не покидали орудий. Внезапно вражеский снаряд разорвался буквально у орудия… Пушка замолчала. И тогда к ней бросились мы с Бардахановым… Втроём мы встали у пушки. Старший лейтенант действовал решительно и чётко, как за­правский батареец. Поймав вражескую машину в перекрестие, Бардаханов дёрнул за шнур. Снаряд угодил, видимо, в бензо­бак. Танк моментально объяло пламенем». За этот подвиг в районе белорусского го­рода Лепеля комбат Мирзоев представил Андрея Бахрушкиновича к высшей степени отличия СССР. Под резолюцией «достоин звания Героя Советского Союза» последо­вательно подписались комбат Мирзоев, командир 29-й инженерной бригады, под­полковник Кузнецов, заместитель коман­дующего - начальник инженерных войск 6-й Гвардейской армии генерал-майор Ку­линич. И всё же в итоге награду старшего лейтенанта Бардаханова понизили - скорее всего, «постарались» особисты. И вместо Золотой Звезды Героя он получил орден Красного Знамени.

День Победы он встретил за Кенигсбер­гом. Демобилизовался в августе 1945 года. Наотрез оказался стать кадровым военным и по возвращении домой первым делом восстановился в Бурятском пединституте, успешно окончил историко-филологиче­ский факультет.

Учитель от бога

После восемь лет работал в школах Окинского и Тункинского районов. В сере­дине 50-х годов вернулся на малую ро­дину: трудился директором Тугутуйской средней школы, заведующим районо Эхи­рит-Булагатского района, директорствовал в Усть-Ордынской школе № 2. С 1972 по 1983 год руководил Гаханской средней школой. Педагогический стаж у Андрея Бахрушки­новича, солдата Победы и учителя от бога, - 42 года! Среди его учеников – выдаю­щийся государственный деятель и политик Владимир Саганов, кандидат философских наук Василий Осипов.

- Таких людей, как мой дядя, сейчас мало. Его у нас все любили и уважали. Он был очень спокойный, - рассказывает о герое без звезды Александра Мадаева. - Многим своим землякам он помогал по­ступать в институты. Помогал родственни­кам, покупал ребятишкам подарки. Помню, как он в своей родной деревне тихо шёл и напевал - «На позиции девушка провожала бойца…». В последние годы держал скот. Приезжал в родную деревню, садился на коня и, посадив ребятишек, ехал по полю.

Андрей Бахрушкинович, который счи­тал себя счастливым человеком, и его жена Серафима Тимофеевна воспитали троих де­тей. Герой боёв за Духовщину с воинскими почестями похоронен в родной деревне Зурцаган. В память о герое на здании шко­лы в Гаханах установлена мемориальная доска. К сожалению, его имя в Бурятии пока не увековечено.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

Из рассказа внука Андрея Бахрушкиновича Бардаханова - Андрея Александрова, завкафедрой автоматизации производственных процессов Иркутского госуниверситета путей сообщения:

- С детства я запомнил его самым образцовым дедом - спокойным, благоразумным человеком, который обладал серьёзной выдержкой, всегда внимательно слушал. Он ходил и про себя напевал песни. У него был очень чуткий глаз даже в 90 лет: когда я к нему приезжал, он, например, отмечал, что я вырос. Мой дед, когда ему было под 90 лет, ходил за коровами, телятами, занимался этим с лёгкостью и непринуждённостью. И у нас, внуков, формировалось такое же отношение к труду.

Фото предоставил Андрей Александров

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также