Фото предоставлено Николаем Бадмаринчиновым
Под руководством доктора буддийской философии, досточтимого Геше Джампа Тинлея 21 августа завершается «Байкальский ретрит-2019» вблизи села Заречье Кабанского района, сообщает газета “Бурятия”.
По своему охвату нынешний ретрит, как и все предыдущие, является всероссийским. В нём участвуют члены буддийских просветительских центров, образованных с середины 1990-х годов Геше Джампа Тинлеем в более чем 20 городах России.
Всего же на первый лекционный этап ретрита, проходивший с 25 июля по 5 августа, зарегистрировали 1047 человек, из них взрослых - 900. Число участников приблизительно соответствует средним показателям последних лет.
На 2-й этап, предполагающий индивидуальные ретриты, зарегистрировалось 400 человек. Слово «индивидуальные» здесь употребляется, скорее, как пожелание. Пока же в реальности участники разбились на несколько групп, занимающихся по отдельности под руководством продвинутых учеников Геше Джампа Тинлея.
Тема ретрита – «Необычная Гуру-йога – союз блаженства и пустоты». Гуру-йога – собственно, практика почитания Учителя, что является началом начал буддийского Учения.
На первом этапе в течение 10 дней участники слушали нынче лекции Геше Джампа Тинлея: 1-я – с 10 до 12 ч., 2-я – с 17 до 19 ч. В остальное время – вечерние диспуты по темам буддийского Учения между командами разных регионов и городов. Это – три буддийские республики: Калмыкия, Тыва, Бурятия, кроме них – Агинский Бурятский округ, а также Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск, Уфа, Красноярск, Иркутск и др.
В свободное время – концерты силами участников из разных регионов, пикники на берегу Байкала с национальной борьбой, демонстрация индийских кинофильмов.
Оздоровление ума
Оздоровление ума требует систематической работы.
«Необычная Гуру-йога – союз блаженства и пустоты» – тема достаточно сложная. Реализовать полностью положения излагаемых в наставлениях Учителя техник оздоровления ума, возможно, удастся единицам из участников. Но важно получить отпечаток этих наставлений, чтобы исполнить их в будущих жизнях. Главное, что в этих лекциях даются детальные сущностные наставления на основе коренного текста – комментария «Сокровищница наставлений, передаваемых из уст в ухо» Качен Еше Гьялцена, одного из величайших махасиддхов и практиков махамудры.
В 1993 году досточтимый Учитель (тогда ещё не Геше) приехал в Россию духовным представителем Его Святейшества Далай-ламы с определённой миссией – содействовать возрождению здесь буддийского Учения в чистом виде. Дальнейшее развитие ситуации в буддийском сообществе России обусловило то, что досточтимый Учитель сосредоточил свои усилия преимущественно на духовном развитии мирян. При этом он разработал чёткую стратегию своих действий и неуклонно её осуществляет. Прежде всего, опорными пунктами своей просветительской деятельности досточтимый Учитель избрал буддийские республики – Калмыкию, Тыву, Бурятию, а также Москву и первое время Петербург. Далее к ним присоединились Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск. Сейчас число регионов и городов, где проводит свою деятельность Геше Джампа Тинлей, перевалило за 20. Буддийские центры, образованные по его инициативе, функционируют сейчас в более чем 20 городах и регионах России. Они объединены в централизованную религиозную буддийскую организацию «Дже Цонкапа», зарегистрированную в Министерстве юстиции РФ.
На основе коренных буддийских текстов досточтимый Учитель составил «Молитву для ежедневных упражнений в медитации». Она была переведена на русский язык, а также на бурятский, калмыцкий, тувинский языки. Несколько лет назад «Молитва» зазвучала и на монгольском языке.
К ясному свету!
Свои первые лекции 1994 года в трёх буддийских регионах, а также в Москве досточтимый Учитель построил в форме комментариев к упомянутой выше «Молитве для ежедневных упражнений в медитации». На основе улан-удэнских лекций июля и сентября 1994 года видный бурятский философ, ныне доктор философских наук Ирина Сафроновна Урбанаева (монахиня Тензин Чодрон) составила и издала в Улан-Удэ в 1995 году книгу «К Ясному свету», популярную и поныне. Это была одна из первых книг Учителя, вышедшая в России. Она представляла собой сжатое и доступное изложение содержания основных положений «Ламрима».
Значительно позже, когда поток сознания учеников более или менее созрел, Учитель стал постепенно, в дозированных формах, передавать ученикам наставления по тантре, для того чтобы они более эффективно работали над очищением своей отрицательной и умножением благой кармы, или, попросту говоря, становились более добрыми и сострадательными.
Байкальские ретриты
Слово «ретрит» происходит от английского слова retreat, что в некоторых значениях переводится как «граница», «уход». Здесь подразумевается внешняя граница,
рекомендуется покидать. Внутренняя же граница – это позитивное состояние ума и пресечение неблагих состояний ума и нето есть граница с. Заречье, которую не благих действий. Само собой подразумевается отказ от алкоголя и табака.
Русский аналог слова «ретрит» – «затворничество». Сходно по значению бурятское выражение «аглаг даяан», «аглагай бүтээл» – медитация в отдалённом месте, свободном от шума и суеты. Первый Байкальский ретрит состоялся летом 1996 года в Култушной Кабанского района, на старой деревянной базе отдыха Минкульта Бурятии. Там же прошёл второй ретрит, в начале двухтысячных. Оба ретрита были трёхдневными, участники – почти исключительно жители Улан-Удэ. Организаторы – общины «Арьяа-Баала» и «Зелёная Тара», обе основаны Геше Джампа Тинлеем. Первые ретриты всероссийского масштаба прошли в Гремячинске Прибайкальского района в 2007-2008 годах. В 2009 году ретрит проходил на р. Мишиха, за г. Бабушкиным.
И, наконец, благодаря благословению Учителя, а также усилиям и связям тогдашнего председателя общины «Зелёная Тара» Ирины Сафроновны Урбанаевой в 2010 году определилось благословенное место близ с. Заречье (в 2 км за Сухой). В хозяйственном обустройстве территории большую роль сыграли опыт и благая энергия председателя центра «Нара Хажод» («Ваджрайогини») из Агинского Бурятского округа Цыден-Дамбы Нимаева. Первое время участники ретритов жили в палатках. В последующем на средства членов региональных центров были построены относительно благоустроенные дома: «Зелёной Тары», московский, уфимский, тувинский, калмыцкий и т.д. Следует подчеркнуть острую социальную направленность проекта. Трёхразовое питание в столовой стоит 5600 рублей за 10 дней.
Таким образом, отсчитывая от ретрита 2007 года в Гремячинске, нынешний стал 13-м.
Монахи из Индии
Монахи Сэра Мей восхищены деятельностью Геше-ла. Событием для нынешнего ретрита стало участие в нём официальной делегации монастыря Сэра Мей из Индии. Высококвалифицированные геше лхарамбы во главе с Текчен Тулку Ринпоче провели в Доме шаматхи Байкальского медитационного центра обряд возведения и разрушения Мандалы Будды медицины, подношения песка Мандалы нагам (духам-хозяевам) Байкала, освятили построенную здесь учениками Геше Тинлея ступу Примирения (Юндун Чодон). Члены делегации также принимали участие в качестве арбитров-консультантов в вечерних диспутах, проходивших под руководством Геше Джампа Тинлея между командами центров из разных регионов. Не в силах удержаться, они активно вмешивались в ход обсуждения в качестве третьей стороны. Таким образом, присутствующие смогли увидеть живую традицию дебатов тибетских монастырей. Во многом благодаря этому, монахи монастыря Сэра Мей стали ближе и родней участникам ретрита.
Тем более, что досточтимый Учитель Джампа Тинлей сам выпускник этого монастыря. Именно там в 1995 году в присутствии 2000 монахов он успешно защитил степень Геше. И то, что с 2017 года установились связи буддийских центров Геше Тинлея с монастырем Сэра Мей, полезно обеим сторонам, особенно ученикам досточтимого Учителя.
На закрытии общего этапа ретрита 4 августа Текчен Ринпоче с присущей ему непосредственностью изложил свои впечатления от знакомства с деятельностью буддийских центров, основанных Геше Тинлеем.
- Я произношу эти слова не от себя лично, а в качестве представителя монастыря Сера Мей. Я вижу результат работы, которую Геше Тинлей по поручению Его Святейшество Далай-ламы вёл в России в течение многих лет. Сохранить учение Будды можно благодаря обучению и медитации, и Геше Тинлей уделяет много внимания буддийскому образованию и, кроме того, помощи ученикам в развитии шаматхи, и это очень хороший, подлинный способ сохранения буддийского учения в России.
Я посещал много разных стран, видел разнообразные буддийские центры, но нигде не встречал систему, подобную той, что создал здесь Геше Тинлей. Передавая теоретическое учение, он не просто даёт комментарий к каким-то маленьким текстам, он излагает вам самую суть пяти великих трактатов буддийского учения; наставления по развитию шаматхи тоже преподносятся систематически – вот такую образовательную систему я не видел нигде.
Прежде я встречал Геше-ла, но не знал его близко, не знал, что он такой весёлый человек, скромный, обладающий таким багажом знаний. Сейчас, когда мы уже столько общались и узнали друг друга лучше, я понял, что не могу даже приблизиться к нему в плане способностей – достоинства Геше-ла очень велики.
В этом году двенадцать человек садятся в ретрит по шаматхе, а на следующий год – другие двенадцать человек, и это действительно вызывает уважение и восхищение! В дальнейшем, куда бы я ни поехал за рубежом, я буду приводить в пример Геше Джампа Тинлея и его центры, делиться вдохновением, которое я здесь почувствовал, и советовать практиковать так, как это делают в вашем ретритном центре.
У нас в монастыре Сера Мей около двух тысяч монахов, Геше-ла – тоже выпускник Сера Мей, и все две тысячи монахов всегда молятся о том, чтобы были созданы причины и условия для того, чтобы все существа практиковали Дхарму, чтобы достигли просветления. В зависимости от причин и условий у нас возникают разные трудности: болезни, смерть и прочие, и монахи будут молиться о том, чтобы в вашем ретрите таких трудностей не возникло, чтобы вы не испытывали страданий, -сказал Текчен Тулку Ринпоче.
Дом шаматхи уникален
Стоит объяснить слова Ринпоче о 12 учениках, которые сядут в ретрит по шаматхе уже 22 августа и пробудут в нём по январь 2020 года. Дело в том, что это давняя мечта Геше-ла, чтобы его ученики вместе с ним провели в Бурятии шести-, семимесячный ретрит по шаматхе. Популярное объяснение этого слова означает полное умиротворение ума практикующих. В настоящее время наш ум подобен дикому слону, который всё крушит на своем пути. Отсюда все наши проблемы, неустройства, болезни. Умиротворение же ума, то есть достижение состояние шаматхи, даёт поразительные результаты в плане улучшения умственных способностей, творческого подхода к решению задач, терпения и сострадательности к окружающим, а также способствует улучшению физического состояния. Кроме того, шаматха является основой достижения всех буддийских реализаций. Реализовать этот проект стало возможным после строительства Байкальского медитационного центра. В течение нескольких лет здесь был построен из отборных пород дерева уникальный Дом шаматхи, имеющий шатровую архитектуру. По внешнему кругу в нём располагаются 12 небольших помещений для практикующих с возможностью полной звуко- и светоизоляции. Там имеется все необходимое для практики, принятия пищи, отдыха, сна. Пища приобретается за счёт благотворительных взносов. Обслуживанием занимаются волонтёры из числа учеников.
Безусловно, практика подобных ретритов (затворничеств) по шаматхе существовала прежде в буддийских регионах России. Однако, по уровню комфорта условия Дома шаматхи не идут ни в какое сравнение с тем, что было.
С августа 2018 года по февраль 2019-го первые 12 учеников вместе с Учителем уже провели ретрит по шаматхе. Чуда не произошло, но результаты, безусловно, есть, особенно, по словам Геше-ла, у старых учеников. Итак, благодаря благословению Досточтимого Учителя, на Байкале расцветает благоуханный цветок шаматхи!
МНЕНИЯ:
Светлана Шарапова, заместитель председателя центра «Ченрези», Элиста, Калмыкия:
- Через преодоление трудностей созревают такие условия, что мы можем участвовать в столь значимом проекте. Из 7 млрд жителей Земли мы – счастливцы, так как стремимся освободиться от сансары и быть полезными другим. За это прежде всего мы благодарны нашему Учителю!
Дмитрий Никифоров, замруководителя Московского центра Ламы Цонкапы:
- Несмотря на то, что Его Святейшество Далай-лама не приезжает в Россию уже почти 30 лет, полное Учение Его Святейшества, благодаря Геше-ла, присутствует в нашей стране, и все живые существа могут достигать таких же результатов, как великие мастера прошлого. И это ценность невероятная!
Оюумаа Саая, заместитель председателя центра «Манжушри», Кызыл, Тыва:
- Каждый центр ответственно выполняет свою долю работы в организации ретрита. Что касается бесценного Учения, которое мы получаем, это даже не наша заслуга, а благословение нашего Досточтимого Учителя!
Николай БАДМАРИНЧИНОВ, заслуженный работник культуры Бурятии, ученик Геше Тинлея с 1993 года