Общество 23 авг 2019 2143

​Окрылённый небом: сага о лётчике из тункинского поднебесья Бурятии

Виталий Петушкинов с портретом отца и его орденом «Красной звезды»

В затерявшемся в Тункин­ской долине маленьком улу­се Синты жил-был мальчик по имени Жамбыл-Доржо, сообщает газета «Бурятия».

Его отец, колхозник-ското­вод, глава большого семейства Сыдымпил и мать Сэрэмжид, назвав сына «благосиятельным алмазом», конечно же, не ведали о том, что талант их наследника засверкает алмазными гранями не на пропитанной потом пра­щуров земле, а высоко в небе, где парят в поднебесье орлы. Тяга к «небесной» профессии за­родилась в душе у деревенского мальчугана. Он ещё не учился в школе, когда завидев рокочущий самолёт - «кукурузник» У-2, ле­тевший к селу Кырен, стремглав мчался в райцентр, чтобы только лишь посмотреть на крылатую стальную «птицу». В Кыренской школе Жамбыл-Доржо отличался особым стремлением к знаниям. По воспоминаниям земляков, по основным предметам - матема­тике, физике, русскому языку и литературе, географии - получал одни пятёрки.

Подвиги «красного сокола»

- Отец был отменным охот­ником, - вспоминает сын пилота Дамнянова – Виталий Петушки­нов. - Как рассказывали его свер­стники, очень хорошо стрелял. И когда в феврале 1941 года его призвали в армию, в военкомате заявил, что хочет стать лётчиком.

Жамбыл-Доржо направили учиться в Канскую военно-авиационную школу стрелков-бом­бардиров, которую он успешно окончил в конце мая того же года. Войну встретил преподавате­лем-инструктором этой школы. В октябре 1943 года он окончил Петропавловскую авиационную школу пилотов, а в июне 1944 - Энгельскую военную авиацион­ную школу пилотов, где обучился на лётчика-бомбардировщика. Выпускниками этой школы были Герои Советского Союза - Иван Ла­кеев, Витт Скобарихин, Владимир Белоусов. Вплоть до октября 1944 года военный лётчик Дамнянов находился в тренировочном под­разделении 46-го запасного авиа­полка (ЗАП), где пилоты в том чис­ле занимались бомбометанием на полигоне и отработкой техники полёта в ночное время. Этот полк размещался в чувашском городе Алатырь, где готовили пополне­ние для военно-воздушных сил. К слову, один из легендарных лёт­чиков, прошедших через обуче­ние в 46-м ЗАП - Герой Советского Союза Михаил Девятаев.

Позади годы подготовки к действиям в военное время, и в октябре 1944 года Жамбыл-Доржо Дамнянов в действующей армии, а именно в легендарном 24-м гвар­дейском Юхновском ордена Куту­зова III степени ночном бомбар­дировочном авиационном полку, 213-й ночной бомбардировочной Витебской Краснознамённой ор­денов Суворова и Кутузова диви­зии (3-й Белорусский фронт). Наш героический земляк с октября 44-го по май 45-го участвовал в Мемельской, Восточно-Прусской, Кёнигсбергской и Земландской наступательных операциях.

Довелось храброму военному лётчику из Бурят-Монголии, слав­ному сыну земли тункинской по­воевать на самолётах По-2 и Ли-2. Советский ночной бомбардиров­щик Ли-2, который подлетал к позициям противника абсолютно бесшумно, немцы называли «чёр­ной смертью». Так оно и было в действительности: Ли-2, пилоти­руемый бурятским ночным «со­колом» Дамняновым, нёс на своих крыльях победы смерть гитлеров­цам. Лично сам Жамбыл-Доржо, согласно лётной книжке и наград­ному листу, совершил 70 ночных боевых вылетов (боевой налёт - 71 час), в том числе 63 успеш­ных, сопряжённых с риском для жизни. А вклад «красного сокола» в дело Победы, согласно наград­ному листу на орден «Красной Звезды», полученного им в мае 45-го, выглядит так: «в резуль­тате ночных бомбардировочных ударов уничтожено и повреждено 17 жилых домов, подавлено три пулемётных точки, огонь двух ар­торудий, вызвано четыре пожара, создано три взрыва, 24 успешных боевых вылетов на бомбометание по площадным целям». За пре­дельно лаконичными строками фронтового документа – реаль­ный подвиг, совершенный бурят­ским пилотом-гвардейцем в небе над Восточной Пруссией 16 апреля 45-го. Волевое лицо лётчика Дамнянова, его взгляд сосредото­чен. Из кабины Ли-2 он видит, как буквально горит земля под нога­ми фашистов: «при бомбардиров­ке населённого пункта Гайдау, при противодействии… пулемётного огня, производя бомбометание, вызвал сильный пожар и разру­шил два здания».

- Как рассказывал двоюрод­ный брат, отец в конце войны получил задание - разбомбить вражеский эшелон, который ухо­дил на запад, в Германию, - про­должает рассказ об отце Виталий Петушкинов. - Он сделал боевой разворот и стал заходить на ос­мотр, и увидел в том эшелоне женщин и детей. Видимо, это были семьи немецких офицеров. И тогда отец зашёл и сбросил бомбы мимо цели. Не стал бом­бить эшелон. Видно, уже навое­вался. Узнав об этом, командир эскадрильи Прокушев потихоньку ему сказал, мол, больше никому об этом не говори, а то поедешь в свою Сибирь лес валить.

Из наградного листа на гвардии младшего лейтенанта, лётчика резерва командующего 1-й Воздушной армии, гвардии младшего лейтенанта Жамбыл-Доржо Дамнянова:

«… За время пребывания на фронте Великой Отечественной войны показал себя смелым, мужественным и настойчивым в выполнении боевого задания командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками. Прибыв в полк, молодой лётчик Дамнянов с большим желанием и энергией выполнял боевые задания… В выполнении боевых заданий - смелый и настойчивый. Так, например, при бомбометании по порту Пиллау, несмотря на сильный огонь противника и плохие метеоусловия, произведя умелый манёвр, вызвал сильный взрыв, сопровождавшийся большим пожаром… Результаты эффективности подтверждают контролирующие экипажи и экипажи, одновременно производившие бомбометание по этим целям…»

Прерванный полёт

Уничтожая вражеские цели гвардии младший лейтенант, ко­нечно же, знал, что, прежде всего, защищает Отчизну, малую и такую большую родину, укрывшуюся в поднебесной долине, где в дет­стве завороженно смотрел на паря­щую в небе стальную «птицу». Да и не ради наград Жамбыл-Доржо взмывал во фронтовое небо на своём бомбардировщике, и как бы высокопарно это ни звучало - только из-за любви к Родине и ненависти к врагу.

После войны – с августа 1946 по январь 1950 года - Жам­был-Доржо Сыдымпилович снова на «небесном» фронте, на этот раз - трудовом. Трудился в граж­данской авиации. На самолётах Ли-2, С-2, СП, По-2 он совершал производственные полёты. Ле­том 1951 года окончил учёбу в Киеве, чтобы летать на самолёте Ан-2 и вошёл в историю авиации республики тем, что, как указал в книге «Крылья советской Буря­тии» Василий Карпов, был среди авиаторов Бурятии, которые пер­выми освоили этот одномоторный биплан. Как сказано в характери­стике, написанной командиром отряда Кожарским, «работал он хорошо, увлечённо, творчески».

А в 8:35 утра 26 сентября 1953 года полёт бурятского лётчи­ка-фронтовика прервался. Авиа­катастрофа, унёсшая жизни двух пилотов Ан-2, включая второго пилота Василия Скрипника, про­изошла в посёлке Багдарин Баун­товского района. Это случилось на взлёте. На взлёте - ему было чуть больше 30 - остановилось сердце лётчика-орденоносца Дамнянова, которого похоронили с воинскими почестями на одном из кладбищ Улан-Удэ.

После ухода из жизни Жам­был-Доржо Сыдымпиловича его вдова Галина Гонгоровна, у кото­рой на руках осталось трое детей, была вынуждена отдать на вос­питание в семью своей старшей сестры младшего сына Виталия (Виктора). Виталий Николаевич пошёл по отцовской стезе. По­сле окончания Рижского лётного училища 20 лет трудился в граж­данской авиации, в том числе и в качестве руководителя полётов.

- Оглядываясь назад, вижу, что прошёл путь отца, - подыто­живает Виталий Петушкинов. - Я учился там, где отец воевал, ра­ботал там, где отец погиб, а сей­час живу недалеко от места, где он похоронен. И ещё. Отец после войны как пилот получал хорошо и не скупился. Многим раздавал деньги, продукты и одежду. Ще­дро угощал и родственников, и земляков. Мой дядя рассказывал, что отец привёз ему в подарок из другого города кирзовые сапоги, и в них он гарцевал в деревне - ни у кого не было таких.

9 мая - семейный праздник Виталия Петушкинова. В этот день он, его дети и внуки вспоминают отца, деда и прадеда - боевого лётчика Жамбыл-Доржо Дамня­нова. Проходят в колонне «Бес­смертного полка» с его портретом, с которого на горожан открытым взглядом смотрит вечно молодой «красный сокол» Победы. 

СПРАВКА:

Жамбыл-Доржо Дамнянов награждён орденом «Красной Звезды», медалями «За взятие Кёнигсберга»», «За побе­ду над Германией в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.». После Победы он был пилотом I II к ласса З7-го авиаотряда, вторым пилотом 10-го авиаотряда Восточно-Сибирского Управления гражданского воздушно­го флота (ВСУГВФ), командиром самолёта Ан-2 249-го и 37-го авиаотрядов. В 1951 году присвоено звание старшего лейтенанта гражданской авиации. Награждён Почётной грамотой Бурят-Монгольской АССР.

Фото Антона Иршутова

Автор: Баясхалан ДАБАИН