Общество 8 мая 2020 2641

​​Водитель маршала: как Иван Федотов подружился с Александром Василевским

Профессиональным шофером I-го класса Иван Федотов, уроженец Кяхты, стал еще до начала войны. С раннего детства он тянулся к технике. Работая шофером, преподавал автодело в Доме пионеров, откуда его призвали в армию.

Войну он встретил в звании сержанта Забайкальского фронта. Благодаря высокой требовательности к себе, профессиональному отношению к технике и водительскому мастерству, его назначили шофером автомобильного взвода Ставки Верховного Главного командования советских войск в п. Молоковка под Читой.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Иван был военным шофером, в разное время возил начальника связи при Главнокомандующем войсками Дальневосточного военного округа генерал-полковника Н.Д. Псурцева, замначальника связи Ставки советских войск на Дальнем Востоке генерал-майора П.Д. Мирошникова. С 5 июля 1945-го по апрель 1946 года Федотов был личным шофером маршала Советского Союза А.М. Василевского.

Их встреча произошла на аэродроме Читы, куда маршал прилетел по приказу Верховного Главнокомандующего для командования Забайкальским фронтом в период войны с милитаристской Японией.

Василевский прилетел в форме полковника и его представили полковником Васильевым. Сержант Федотов маршала сразу не узнал. Он привез его в Ставку 5 июля 1945 года. В этот день часовым КПП был его двоюродный брат Дмитрий Максимов. Именно он узнал легендарного маршала и вечером спросил брата: «Иван, ты сегодня маршала Василевского привез?».

Вопрос брата порядком смутил. Он совершенно искренне ответил: «Да ты что! Какого Василевского?». На это Дмитрий с укором произнес: «Ну, если нельзя говорить, и это тайна, так бы и сказал».

После этих слов Иван бросился в «красный уголок» своей роты, где на стене висели портреты всех военачальников Советской Армии. Среди них он нашел и портрет «полковника Васильева».

Такой была первая встреча легендарного маршала и простого сержанта транспортной роты.


Иван Федотов – водитель скорой помощи больницы № 4, (автомобиль ЗИМ-12 «Б», июнь 1967 года)

ФРОНТОВЫЕ БУДНИ

Сержант Федотов по первому требованию подъезжал к зданию Ставки и у крыльца встречал Василевского. Усаживаясь в автомобиль, маршал (в форме полковника) здоровался с шофером и первым делом всегда спрашивал: «Как ваше здоровье? Как отдохнули? Как семья?». И уже после этого вынимал из поясного кармана круглые часы на цепочке, смотрел время и ставил задачу: «Сейчас столько-то часов и минут, во столько-то нам необходимо быть там-то. Не опоздаем?».

В автомобиле Василевского на задних сиденьях всегда ехали два молчаливых «особиста» с автоматами. Не менее двух автомобилей охраны обеспечивали сопровождение.

За время войны с милитаристской Японией маршалу с сержантом Федотовым довелось исколесить немало фронтовых дорог. Но в любое время дня и ночи, в любую погоду, автомобиль был всегда в исправном состоянии, вычищен, вымыт и готов к выполнению поставленных задач.

По воспоминаниям Федотова, Василевский был интеллигентом, всегда корректен и прост в общении. Благодаря маршалу Иван навсегда бросил вредную привычку курить.

А дело было так. Они ехали и, как часто это бывало, беседовали на разные темы. Увлеченный беседой сержант не заметно для самого себя закурил. Не прерывая беседы, маршал попросил: «Остановитесь здесь». Федотов остановил автомобиль. Автомобили сопровождения тоже остановились. Один впереди, другой сзади автомобиля маршала. Оперативники с автоматами быстро заняли позиции вокруг охраняемого автомобиля, внутри которого мирно продолжалась беседа. После того, как папироса была выкурена, Александр Михайлович задал шоферу вопрос: «Ну что, покурили?». И после его утвердительного ответа спокойным голосом произнес: «А теперь поехали».

Это был сильный урок. Ивану было очень стыдно за свой поступок. Он достал из кармана пачку трофейных папирос и выбросил в окно. Заметив это, Василевский произнес: «Ну, зачем же так?». «Больше курить не буду!» - ответил Федотов. И больше ни разу в жизни не закурил.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Окончание войны застало сержанта Федотова в Хабаровске. Там он погрузил на платформы потрепанные на фронтовых дорогах автомобили и отправился с ними в Москву. Еще год он продолжал возить маршала Василевского. Затем дороги их разошлись. Ивана перевели служить в Киев, где в 1948 году он окончил службу в армии и уволился в запас.

В мирной жизни судьба занесла его в Красноярск, где до 1959 года работал инструктором, а затем руководителем автошколы. Многие годы готовил курсантов к работе на автомобильной технике, особое внимание уделяя правилам дорожного движения и азам вождения автомобилей.

В 1959 году Федотов вместе с семьей переезжает в УланУдэ. Первое время работает шофером УКСа авиационного завода. В 1960-м переходит на работу в больницу № 4, расположенную в посёлке авиазавода. Когда гараж больницы расширился, его назначили начальником гаража.

Исполняя обязанности завгара, Иван Иванович не оставляет любимую работу шофера. В течение 12 лет работает водителем скорой помощи. Чего только не было за эти годы: с врачом по заметенной глубоким снегом ночной дороге пробивался в отдаленные поселки к тяжело больным, отбивался от вооруженных пьяных хулиганов. Чуть ли не на руках вытаскивал из полуметровой грязи буксующую машину, пытаясь довезти до больницы роженицу.

В период объединения авто транспорта городских больниц весь транспорт больницы № 4 перешел в ведение БСМП. Должность завгара сократили, и Федотов стал работать в автотранспортном цехе № 53 УланУдэнского авиазавода.

Здесь Иван Иванович трудился механиком автоколонны. В то время в его колонне были автомобили КПМ, которые подметали стальными щетками взлетно-посадочную полосу авиазавода. Щетки изнашивались, их металлические частицы падали на поверхность ВПП, а оттуда - в турбины испытуемых самолетов и выводили их раньше времени из строя. Руководство завода решило изменить материал щеток машин на неметаллический. Задачу поручили решать Федотову. Он связался с родственными предприятиями, съездил в командировку и уже в двухмесячный срок ВПП мели автомобили с капроновыми щетками, продукты износа которых никак не влияли на работоспособность турбин самолетов.

УРОКИ ОТЦА

С 1965-го по 1973 год Иван Федотов был членом родительского комитета школы № 22. Свои обязанности всегда выполнял неформально. Так, в 1967-1969 годах на личном автомобиле организовал для школьников кружок автодела. Учил ребят устройству автомобиля и правилам дорожного движения. На месте нынешнего поселка Восточный, когда там не было домов, а только поля, он учил школьников вождению автомобиля. Многократно организовывал выезд школьников на природу в падь Дабат и Каменный карьер.

Долгое время Иван Иванович был секретарем партбюро цеха № 53. Строгий, но справедливый – так характеризовали его сослуживцы. Как-то в его присутствии механик соседней колонны, инженер с высшим образованием, ругал молодого шофера за то, что тот не выезжал в рейс в Курумканский район. Шофер пытался объяснить, что прошлой ночью кое-как его автомобиль дошел из Курумкана до Улан-Удэ. Показывал на вскрытом двигателе, что из-за производственного дефекта в двигателе сгорели клапаны, и он не заводится. На что инженер, громко ругаясь, сообщил, что если через полчаса автомобиль не уйдет в рейс, он возбудит против шофера уголовное дело за самовольную разборку мотора.

Невольным свидетелем конфликта оказался сын Ивана Ивановича – Александр. Он спросил: «Отец, но ведь требования инженера несправедливы. Как это понимать?». Ответ Ивана Ивановича был краток: «Того, кто дал этому парню диплом инженера, на пушечный выстрел нельзя подпускать к обучению людей».

Сегодня сын Ивана Ивановича учит автомобильных инженеров в одном из ведущих вузов Сибири. И эту фразу отца, как напутствие в жизни, чтит и помнит.

Александр ФЕДОТОВ, доктор технических наук, г. Иркутск

Читайте также