Общество 24 апр 2020 1903

​Вся жизнь - небо: около десяти тысяч полётов совершил улан-удэнец Михаил Ушаков

Михаил Ушаков (крайний справа). Сентябрь, 1945 г., аэродром Фалькензе

Старенькие вещи хранят воспоминания о прекрасных мгновениях нашей жизни и родных людях, которых уже нет рядом с нами. Они наполнены их энергетикой: ведь с ними соприкасались родные руки.

В семье Ушаковых трепетно относятся к вещам Михаила Прокофьевича, главы семейства. А это - вся его жизнь, связанная с мужественной профессией: в годы Великой Отечественной войны - лётчика-истребителя, а в мирное время - лётчика-испытателя, сообщает газета "Бурятия".

«Документальный архив»

Лётные книжки Михаила Ушакова - это характеристика его отличной работы: 5110 проведённых в воздухе часов, 9896 полётов, блестяще выполненных в профессиональном отношении. Это ни одного сорванного полётного задания! Лаконичны строки лётной книжки. Но за стереотипной фразой: «может быть допущен к выполнению испытательных и инструкторских полётов на освоенных типах самолётов и вертолётов с общей оценкой «отлично» - большая школа мужества и мастерства.

За 35 лет лётной карьеры «Прокопыч», как уважительно называли Михаила Ушакова в коллективе цеха № 16 на Улан-Удэнском авиационном заводе, освоил 24 типа самолётов и 4 типа вертолётов и их модификаций от первого полёта 1 сентября 1941 года на УТ-2 до крайнего - 3 апреля 1976 года на МИ-8...

Бесстрашие лётчика-испытателя отметили множеством наград. За боевые заслуги в годы ВОВ Михаила Прокофьевича наградили орденом Отечественной войны II степени, медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги».

За мужество и отвагу, проявленные при испытании летательных аппаратов, выдающиеся достижения в области освоения новых типов самолётов и вертолётов - орденом Красной Звезды и орденом Трудового Красного Знамени, медалью «Ветеран труда», а также многочисленными юбилейными медалями Вооружённых сил и Победы в Великой Отечественной войне...

«Документальный архив» Михаила Прокофьевича - это представительский, из добротной кожи портфель с ремнями, где рядом с лётными книжками аккуратненько хранятся все награды, грамоты...

Здесь и красноармейская книжка, полученная 21 февраля 1942 года курсантом 30-й военно-авиационной школы в городе Сталиногорске Московской области, а также удостоверение парашютиста, выданное 20 октября 1943 года курсанту Борисоглебской авиашколы лётчиков им. В.П. Чкалова...

В 1961 году лётчик Ушаков сменил значок с цифрой «3» на знак с цифрой «2», а в 1975-м приказом № 980-к министра авиационной промышленности Петра Дементьева стал первоклассным лётчиком-испытателем, и это, не имея обязательного высшего авиационного образования. Все свидетельства о классности тоже хранятся в портфеле.

Атрибуты лётчика

Михаил Прокофьевич и его жена Анна Савватеевна прожили вместе 41 год, вырастили и воспитали двух сыновей: Александра, инженера, окончившего Харьковский авиационный институт, «Мастера спорта СССР» в малой авиации- авиамоделизме, и Павла, после учёбы в СибАДи (г. Омск), работавшего мостостроителем. Сыновья не стали лётчиками-испытателями, как «Батя», так они звали отца, ведь это необычная профессия, и она никогда не станет массовой, она - для избранных...

Одну из «батиных» лётных кожаных курток донашивали попеременно оба. Такая куртка во времена Советского Союза была предметом гордости её обладателя - это был особый мужской шик. А ведь в СССР их выдавали только со склада и приобрести такую куртку в свободной продаже было очень сложно. Куртка до сих пор популярна не только в кругу людей, имеющих отношение к авиации, но и у брутальных мужчин – за практичность и удобство. Её можно носить и зимой, и осенью, и в дождливую погоду, и в ветреную...

Хранится в семье Павла, наряду со старенькой, но очень дорогой сердцу курткой (ведь носил её Батя!), и кожанный планшет, который использовался для хранения и переноски рабочих документов Михаила Прокофьевича, письменных принадлежностей и необходимого инструмента (офицерская линейка, компас, курвиметр и т. д.).

Сохранился и НПЛ (НПЛ-М с инвентарным № 2420120) - наколенный планшет лётчика, своеобразная рабочая тетрадь с металлической обложкой и пластиковыми листами, на которые Михаил Прокофьевич простым карандашом наносил необходимые ему для полёта данные и пользовался навигационным расчётчиком для расчёта скорости, высоты и длительности полета, вычислял направление ветра, определял пройденный путь и многое другое. Для удобства пользования такой планшет крепился при помощи ремня на колене поверх лётного комбинезона. Как воспоминание об отце сын бережно хранит и шлемофон (в зимнем варианте), и защитные очки к нему...

«Сталинский сокол»

Тогда, в далёком 41-м, в отличие от большинства своих сверстников и товарищей по учёбе в школе, Михаил не бредил авиацией, ему не снились фигуры высшего пилотажа, не кружила голову заманчивая лётная форма.

Миша Ушаков родился 12 октября 1923 года в селе Пинеровка Саратовской области в семье крестьян. В 1928 году, лишившись отца, семья Ушаковых - Аграфена Григорьевна и шестеро детей - переехала на жительство в город Святославка.

Период успешного окончания юношей средней школы совпал с началом Великой Отечественной войны. Михаил хотел пойти добровольцем на фронт, но в военкомате распорядились иначе: «Родине нужны лётчики!» и вручили путёвку комсомола в Саратовскую спецшколу ВВС № 8.

Начался теоретический курс или «тёрка», как иронически называли его бывалые учлёты: угол атаки, теорема Бернулли, стрингеры и нервюры, шатуны и магнето…

Совершив первый учебный полёт 1 сентября 1941 года на маленьком УТ-2, курсант уже видел себя в кабине истребителя. С июля 1941-го по июль 1942 года Михаил – курсант 3-й военно-авиационной школы первоначального обучения в Сталиногорске. Окончив ВАШПО, он становится курсантом Борисоглебской авиашколы лётчиков им. В.П. Чкалова. И снова – теория, знакомство с новой техникой: ПО-2, УТИ-4, ЯК-7, ЛА-5, ЛА-7. В сентябре 1944 года Михаилу присвоили офицерское звание «младший лейтенант» и направили на службу лётчиком истребительной авиации в 14-й запасной авиаполк в Туле. Затем – на Белорусский фронт в 165-й истребительный авиаполк, где до мая 1945 года выполнял разведывательные полёты по фотографированию военных объектов. С февраля по май 1945 года Ушаков участвовал в 15 боевых вылетах на сопровождение бомбардировщика, лично сбил один самолёт противника. Общий налёт за время войны составил 851 час.

Свой почерк

Жизнь, полная романтики и тревог, трудностей и забот, надежд и свершений. Первым подняться на неизведанном ещё самолете, первым выжать из него всё, на что он способен, первым сказать ему «добро». Разве это неинтересно?! У лётчиков-испытателей это называется - «научить летать машину».

У Михаила Прокофьевича был свой «ушаковский» авиационный почерк исполнения, который есть у каждого военного лётчика-профессионала. С первых лётных шагов и за всю свою долгую жизнь в авиации он показал и доказал ей свою любовь и преданность. Он был рожден летать!

Будучи служителем неба, он был просто человеком, которому последние дни отпуска казались нескончаемо длинными и тоскливыми, для которого, при его отменном здоровье, самым страшным человеком на земле был врач. Ведь он мог отстранить от полётов. Для Михаила Прокофьевича время на земле было ожиданием, а полёт - щемящим чувством простора, когда в душе что-то дрожит от радости, от желания захлебнуться небом...

Михаила Прокофьевича Ушакова не стало 16 декабря 1995 года...

Наталия РИСТОЛАЙНЕН

Фото предоставила Наталия Ристолайнен

Читайте также