Общество 25 мар 2020 1111

​​До тёплых дней: зимовка скота в районах Бурятии проходит в штатном режиме

В своей сатирической повести «Скотный двор» британский писатель Джордж Оруэлл описывает мир животных со своей иерархией, злободневными проблемами и неиссякаемой волей к свободе.

В непростой судьбе животных Оруэлл видит аллегорическую пародию на жизнь человека, навеки заключенного в системе властных отношений – от рождения к смерти, от тяжелого труда к вожделенным перерывам и любым незатейливым стремлениям.

Между тем, в своих метафорических сравнениях автор культового романа «1984» не только предлагает читателю задуматься о бренности и тяготах существования своего вида. Он также дает нам шанс задуматься о братьях наших меньших, полностью зависимых от тех, кто их приручил.

Кажется, размышления о временах года здесь вполне уместны: если кто-то делит свою жизнь на понедельники и выходные, то животноводы для этих целей используют сезонные циклы. Двадцатые числа марта в этой дискретной чехарде отграничивают конец студеной зимы и знаменуют время, когда «без потерь дожил до теплых дней» - совсем как у Макаревича.

Зимовкой скота сельхозпроизводители обычно называют период, когда животные находятся на зимне-стойловом содержании, сообщает газета "Бурятия".

Забавный семантический казус: где-то передаваемый смысл предполагает максимальную отдачу удовольствиям, отдыху или медитациям (искать по запросу «зимовка в Азии или на Карибах»), а где-то фазу, когда нужно плотно сжать зубы и надеяться на лучшее.

В Бурятии обычно имеют в виду второе. Сорокаградусные морозы в этом смысле не особенно довлеют милосердию.

Однако, как говорит предприниматель из Бичуры Сергей Федотов, в этом году зимовка, хоть и не вполне завершившаяся, проходит в штатном режиме.

- Наше хозяйство было обеспечено всеми кормами. И с хорошим запасом, - рассказывает он.

В Бичуре, несмотря на снежную зиму, животные выпускались на пастбища. Это стало возможным благодаря обильным осадкам, выпавшим прошлым летом – они позволили вырасти кормам. Вообще, в сельском хозяйстве все как будто подчиняется простой логике и взаимозависимостям.

- Раньше, когда лето выдавалось засушливым, заготовленных кормов было недостаточно, - поясняет Сергей Ермолаевич. - Сегодня мы успешно используем полевое кормопроизводство.

К слову, считается, что полевое кормопроизводство - гораздо более продуктивная технология в сравнении с другими видами выращивания корма. Она позволяет получить продукт, который способен удовлетворить все пищевые потребности животных.

Тем временем, на другом конце республики директор ЗАО «Комсомольский» Жаргал Токтохоев рассказывает об экстремальных температурах в Еравнинском районе.

- Зимовка у нас проходит, как и в предыдущие годы, - говорит он. - Конечно, зима суровая у нас. Был случай: четыре дня стояли морозы около - 4850 градусов по Цельсию.

В степенной речи – ни нотки тревоги. А казалось бы, даже у сибиряка (то есть у жителя Дальнего Востока, конечно) от таких показателей голос должен дрогнуть, хотя бы на толику.

В таких случаях, подчеркивает Жаргал Жанабазарович, в первую очередь, нужно заботиться о новорожденных и прошлогодних телятах.

- После уборки навоза на небольшое время нужно загонять их обратно на базы – чтобы не замерзли, - уточнил директор сельхозпредприятия.

В прозвучавших словах слышится трогательная забота, греющая сердце.

Элитные породы

Либо совпадение, либо закономерность - однако, со стороны кажется, что каждый животновод испытывает особую гордость за своих подопечных.

Сергей Федотов с удовольствием перечисляет достоинства калмыцкого скота, выращиваемого в Бичуре: это аборигенная порода, очень устойчивая к местным климатическим условиям.

- Плюс, - добавляет он, – это порода, которую сохранили наши братья.

В этом, как считает сельхозпроизводитель, прослежи- вается естественная цикличность – таким образом, исконный для жителей Бурятии вид хозяйства получил шанс на возрождение.

Жаргал Токтохоев, рассказывая о своих животных, также не скрывает гордости.

- Выращиваем КРС казахской белоголовой породы, а также русских тяжеловозных лошадей, - уточняет он.

Он сообщил, что в начале марта племенной завод по разведению крупного рогатого скота казахской белоголовой породы получил сертификат, дающий добро на продажу животных в Монголию и Казахстан.

- Оттуда приезжали еще в 2019 году и заинтересовались нашими племенными телками. А теперь у нас есть ежегодный заказ на продажу не менее 100 голов в Казахстан, - добавляет Жаргал Жанабазарович.

Рыщут – добычи ищут

Если цыплят по осени считают, то скот - по завершении зимовки (тоже считают). В этом смысле, конечно, нападения хищников несут за собой тяжелые последствия. - Для животноводов атаки волков – это самый болезненный момент. В течение года волки истребляют около 15-20 голов. Это вместе с лошадьми. А урон от этих нападений впоследствии может исчисляться миллионами, - говорит директор ЗАО «Комсомольский». – В последнее время волков стало очень много. Некоторых из них уже замечают около деревни. Ситуация осложняется тем, что по-настоящему эффективные методы борьбы с волками в Еравнинском районе еще не введены в практику. Охотники здесь уже не отстреливают хищников – многие из них ушли на пенсию, а перспективы приобретения дорогостоящей лицензии отваживают даже гипотетических интересантов. Между тем, в Бичурском районе контекст принципиально иной. По словам Сергея Федотова, здесь угроза со стороны хищников не представляет реальной опасности.

Как поясняет опытный животновод, в Бичуре, в первую очередь, отсутствие явных трудностей объясняется особенностями рельефа и естественными природными препятствиями - где пойма реки Хилок, например, связана с лесным массивом. Вместе с тем, добавляет он, нападения хищников упреждаются целым комплексом профилактических мероприятий.

- Для охраны мы используем собак породы хотошо, банхаров и алабаев. Также развешиваем на деревьях пахучие элементы и красные флажки, - рассказывает он.

Замешательство, наступающее вслед за упоминанием красных флажков, завуалировать не удается: кто бы мог подумать, что подобные способы действительно могут быть эффективны?

Дальше – больше

Человеку, не терпящему пауз и переходов, немыслимо трудно удержать себя от вопроса о том, что ожидает животноводческие предприятия в дальнейшем.

Простое человеческое любопытство здесь подкрепляется насущным интересом о судьбе отечественного сельского хозяйства и экономики – сфер, отчаянно нуждающихся в развитии и прогрессивных решениях.

Сергей Федотов на заданный вопрос отвечает с уверенностью:

- У нас солидные перспективы, и в дальнейшем мы можем рассчитывать на увеличение поголовья скота. Ведь все, в первую очередь, зависит от емкости пастбищ - если этот вопрос решится, то тогда можно будет говорить об увеличении объемов.

И горизонты для дальнейшей экспансии уже определены.

- Вообще, мы думаем заходить в Кижингинский, Еравнинский и Баунтовский районы, там есть незанятые пастбища и люди, которые наверняка будут заинтересованы в нашем совместном сотрудничестве, - резюмирует он.

Дорогу - молодым

С одной стороны, страшиться нечего – сегодня в ЗАО «Комсомольский» около 1,5 тысячи голов крупного рогатого скота (вместе с телятами) и 380 лошадей. Вместе с тем, говорить об однозначно позитивном сценарии здесь не приходится.

- Понимаете, все упирается в кадровый вопрос. Немногие хотят трудиться в животноводческой сфере – боятся тяжелой работы, особенно зимой. Хотя зарплаты нормальные. У нас, например, 70-80 % молодежи занимается лесозаготовкой, поскольку денег там платят в десять раз больше, - считает Жаргал Жанабазарович.

Обеспокоенность будущим сельскохозяйственной отрасли едва ли кажется здесь напрасной – с неясным сегодня, туманное завтра вполне может таить в себе череду преград. Впрочем, хочется верить, что объективный рационализм нисколько не уродует наблюдаемую нами картину, и в ней все еще вырисовывается причудливая история о том, как мастера своего дела вдохновляются однажды выбранной стезей изо дня в день.

Юлия ЦЫДЫПОВА

Фото Радна-Нимы Базарова

Читайте также