Фото Дениса Слепцова
Сегодня известно, что hээр шаалган не только был традиционной игрой бурят-монголов, но являлся своего рода религиозным обрядом, сообщает газета "Бурятия".
Так, предположительно, сакральный смысл ритуала был в том, чтобы отпустить душу животного на волю, отдав при этом дань уважения духам. В этой связи популярность hээр шаалган у бурят-монголов, всегда сохранявших трепетное отношение к духовному вразрез с материальным, была объяснимо существенной.
В Бурятии hээр шаалган возродили лишь несколько лет назад. В 2013 году первый турнир прошел в тункинском селе Хойто-гол, собрав несколько десятков энтузиастов, решивших выявить сильнейшего в традиционном состязании номадов.
Позднее популярность турнира продолжала расти, попутно доказывая, что архаичные увлечения кочевников все еще могут найти свое место в окружающем нас модерновом мире.
Фото Дениса Слепцова
Об организации
В 2013 году перед организаторами стояла амбициозная миссия: напомнить землякам о том, что в эпоху урбанизации и глобализма позабытая история о древней народной забаве все еще имеет огромный потенциал.
Сегодня турнир «Алтан Мундарга» широко освещается в социальных сетях. Медийные лица – известные спорт- смены, такие как Анатолий Михаханов – также участвуют в проведении состязаний. Прямые эфиры в Youtube монетизируются посредством небольших взносов в размере 300 рублей.
Кажется, что организация мероприятия уже встала на рельсы, направленные в сторону успеха. Между тем, стоит вспомнить о мотивации.
Фото Дениса Слепцова
В глазах обывателей большой спорт зачастую оказывается привлекательным за счет баснословных гонораров и известности, которую сулит победа.
Но в условиях провинциальных реалий взрастить спрос на региональный спорт непросто. В таких случаях мотивацией может стать лишь большой куш. Последний турнир доказывает, что организаторам мероприятия не придется платить дважды, в отличие от тех, кто однажды поскупился.
Фото Дениса Слепцова
О перспективах
С одной стороны, растущая популярность hээр шаалган может лишь радовать.
Вдуматься только – народная забава, несколько лет назад казавшаяся (ново-) старомодным изобретением нескольких энтузиастов-любителей, сегодня собирает уже сотни участников и тысячи поклонников на разных площадках.
Но стоит вспомнить, что популярные вещи, уходящие в массы, зачастую принимают уродливые формы.
Рождаясь из простого и правильного замысла, многие начинания оказываются заключенными среди того, что пользуется почетом у ряженых любителей маскарадов.
Фото Дениса Слепцова
Можно ли в таком случае пойти на отчаянный шаг, сделав hээр шаалган частью институтов, авторизированных официальными структурами?
В идеальной «платоновской» ситуации подобные мероприятия должны оставаться автономными, полагаясь при этом на правительственную поддержку. В основном потому, что товарные знаки государства всерьез расходятся с концепцией «народного», или тем, что заслуживает доверия per se.
Экс-сумоист Анатолий Михаханов:
- Я такого не испытывал давно, со времён в Японии, когда я выходил на Дохе. Эти парни такие же сконцентрированные и злые, как борцы сумо. Ломая кости, они также заставляют взрываться зал. Ведь в Японии национальный вид спорта смотрят одновременно до 12000 человек в зале. А чем мы хуже японцев?
Организатор фестиваля Алексей Гергенов:
- Поговорили о дальнейшем развитии проекта «Алтан Мундарга», о развитии традиционных игр. Алексей Самбуевич пообещал помочь организаторам фестиваля. Так как организаторы ушли в большой минус по финансам.
Фото Дениса Слепцова
Сельская панорама
Тем временем, особенность настоящей ситуации с hээр шаалган заключается том, что возрождение древней практики происходило в селе. В этом смысле деревенское пространство стало не только стало колыбелью для народной игры как таковой, но оказалось резервуаром для своего собственного обновления. К разговору о трендах – в ряду нелепых стереотипов о хуторах и аулах родилось что-то, что может помочь в разрушении глумливых шуток о бесперспективности сельской жизни.
Фото Дениса Слепцова
Видео победителя турнира «Алтан Мундарга», 19-летнего юноши Жалсыпа Манзарова, в момент его триумфа в миг разлетелось на просторах бурятского интернета.
Основой успеха в его случае стали часы тренировок с друзьями в совместных попытках разбить кость. С одной стороны, приятный досуг, с другой – реальная история успеха, рассказанная человеком, лишь однажды очаровавшимся древним искусством его предков.
Панорама села в этом смысле оказывается тем самым единственным фоном, где данная история кажется правдоподобной. И, наверное, именно тем условием, при наличии которого в рассказанное хочется верить.
Об идее
В сравнении с классическими видами спорта, где регламенты, выверенные стандарты и церемониалы оказываются важнее обыкновенного азарта или отдачи, hээр шаалган кажется, на первый взгляд, несколько примитивным.
Но сама идея традиционной маскулинности – воплощенной в ловкости, демонстрируемой вне порожденных современностью клише - поражает воображение человека, давно тоскующего по силе, возникающей вне удушливых тренировочных залов и дорогих экипировок.
Очаровательность простых смыслов и категорий – от трогательной любви к родине или детских воспоминаний о доме, наполненном запахом свежего молока, - все это из одной серии.
Фото Дениса Слепцова
Потому в окружении заснеженных вершин: уставшему взгляду, привыкшему наблюдать за большим спортом с бездушных экранов телевизоров, особенно ценно наслаждаться красотой отточенных движений, разбивающих кость одним взмахом руки.
P.S.: По окончании проекта Глава Бурятии Алексей Цыденов встретился с победителем и организаторами проекта у себя в кабинете. Кроме обсуждения итогов 19-летний чемпион дал мастер-класс руководителю региона, после чего Глава разбил кость. Для общественников сигнал - инициативы по возрождению традиций поддерживаются руководством республики.
Фото Дениса Слепцова
Рекорды:
- 2243 сломано «hэер» (хребтовых костей);
- 546 участников (все) одеты в национальные дэгэлы;
- 175 участников в возрасте от 20 до 30 лет;
- Впервые в новейшей истории введено звание «Зуута Аварга»;
- Впервые в истории спортивных состязаний главный приз – квартира.
Популярность:
«Онлайн Бурятия» - 57000 просмотров момента победы Жалсыпа Манзарова;
«Весь Улан-Удэ» - 30000 просмотров сальто Бавасана Митапова;
Инстаграм Алексея Раднаева - 10000 просмотров;
Страница Анатолия Михаханова – 20000 просмотров.
Юлия ЦЫДЫПОВА