В январе в Послании Федеральному Собранию Президент Владимир Путин рассказал о грядущей ежемесячной выплате за классное руководство для учителей школ, сообщает газета "Бурятия".
Она составит не менее 5 тысяч рублей и будет финансироваться из федерального бюджета. Мнение педагогов нашей республики по поводу предложения разделилось - от сдержанно положительных до резко пессимистичных.
- Деньги лишними никогда не бывают, но это, скорее, поддержка, а не компенсация за ту работу в качестве классного руководителя, которую нам приходится выполнять. Вряд ли это решит основную проблему – недостаток кадров. Слишком уж системные пробелы в образовательной политике накопились. Но то, что такие выплаты будут – это хорошо, - говорит учитель английского языка одной из пригородных школ Улан-Удэ Анна П.
Инициативу предлагается ввести уже с 1 сентября этого года и выплачивать деньги дополнительно к уже имеющимся региональным выплатам по этому направлению. Президент подчеркнул, что классные руководители выполняют ежедневную работу, связанную не только с обучением, но и воспитанием детей, что должно оцениваться должным образом.
Минпросвещения уже подготовило проект постановления правительства. Согласно ему на ежемесячные выплаты классным руководителям в этом году планируется направить 24,5 млрд рублей. В 2021 и 2022 годах сумма составит уже 73,5 млрд. Итого - 170 млрд рублей за три года.
За всё сразу
Мы обратились к учителям Улан-Удэ и выяснили, что входит в круг их обязанностей. Помимо непосредственного кураторства над классом, решения проблем отдельных учеников по учебе и дисциплине, проведения классных часов, координации различных мероприятий, в его функции также входит и огромное количество другой работы: отчеты по классному руководству, ведение электронного журнала, социального паспорта, сопровождение проблемных детей, личных дел, отчёты по питанию и работа с банковскими картами, по занятости во внеурочное время, о проведенных мероприятиях по направлениям, диагностики, сопровождение итоговой аттестации, составление характеристик и многое другое. Зачастую на учителей ложатся и совсем «непрофильные» функции вроде агитации родителей на выборы, обслуживания военкоматов, поликлиник.
Таким образом, классный руководитель должен быть начеку 24 часа в сутки без выходных, нести ответственность за своих учеников не только в здании школы, но и за ее пределами. Любое происшествие даже во внеурочное время заставляет их отложить свои дела и заниматься проблемами ученика, а порой и целой семьи. В случае ЧП первыми за это спросят именно с учителей, говорят сами педагоги.
Немаловажный аспект работы – взаимодействие с родителями учеников. Бывает, что некоторые из них не поддерживают требования школы, ведут себя неуважительно.
- По мнению некоторых родителей, мы получаем за это деньги, поэтому обязаны воспитать детей людьми с «большой буквы», привить высокие моральные качества, но при минимуме беспокойства со стороны самих родителей, - говорит Анна П.
Зарплата учителя – давняя больная тема сферы образования. Согласно требованиям, она должна быть не ниже уровня средней по экономике региона. В зависимости от благополучия субъекта, могут идти доплаты бюджетникам, различные региональные коэффициенты, в том числе «северные», учитываться множество других факторов.
- Радостно, что на высшем уровне подумали о классных руководителях. 5 тысяч – это весомые деньги для многих учителей, особенно в Бурятии. Реальная зарплата основной массы педагогов часто не доходит и до 30 тысяч, причем за полторы ставки, - добавляет Анна.
Что касается грядущей прибавки, то учителя полагают, что в итоге она получится меньшей, чем сейчас заявлено, так как из этой суммы будет необходимо вычесть налог в 13 %. Другой вопрос – пока еще не совсем понятно, как эти 5 тысяч будут рассчитываться – в виде отдельной выплаты или из расчета на «ученическую голову». По словам опрошенных педагогов, за классное руководство сейчас платят именно так.
- За 25 учеников платят 1000 рублей. Если их меньше, то вычитают, если больше, то не прибавляют. В абсолютном большинстве городских школ в классах давно нет 25, во всех около 35, - рассказала другой педагог и добавила. – По поводу грядущей надбавки воодушевленности у моих коллег-учителей нет вообще. Всем понятно, что за эти с деньги с нас будут драть три шкуры. Учителя не хотят быть классными руководителями, потому что это огромная ответственность за всё.
По мнению других учителей, надбавка может стать дополнительной мотивацией для молодых педагогов, которые обычно неохотно берутся за классное руководство.
- Еще не работаю, выпускница педагогического института, учусь в магистратуре, - говорит будущий учитель начальных классов Екатерина М. - Считаю, что надбавка будет стимулом идти работать в школу после вуза. Вообще, любая надбавка - это неплохо.
Более опытные учителя понимают, что классное руководство влечет за собой, помимо затрат времени и сил, также обязанность вести дополнительную документацию.
Как быть?
На данный момент, по словам, зампредседателя Общероссийского профсоюза образования Татьяны Куприяновой, ни в законе об образовании, ни каком-то другом федеральном документе не прописаны обязанности классного руководителя. Поэтому вслед за единой федеральной выплатой следует, по ее мнению, рассмотреть и утвердить единый перечень работ, которые может выполнять классный руководитель.
По мнению ректора Бурятского республиканского института образовательной политики (БРИОП) Владимира Цыренова, титанический труд классных руководителей, безусловно, должен оцениваться по достоинству.
- В этом плане надбавка в 5 тысяч рублей обратит внимание общественности к воспитательному аспекту деятельности учителей. Конечно, сейчас ситуация сложная, учителя стараются отказаться от классного руководства из-за большой нагрузки и необходимости вести отчетность. Повторюсь, новая доплата пойдет за воспитательную работу как некая попытка поднять ее статус. Разом это не решит проблему уровня культуры и воспитания подрастающего поколения, так как причины намного сложнее. В условиях этой перегруженности следует рассматривать и другие решения организации школ, например, выделять отдельную ставку для воспитателей, апробировать эти технологии на некоторых образовательных организациях, - прокомментировал Владимир Цыренов.
Такого рода предложения звучат и в других регионах, где учителя уже не могут справляться со всеми возложенными на них обязанностями в связи с классным руководством. Если говорить о введении отдельной ставки воспитателя, то эти плоды его работы могут стать даже более эффективными, нежели в случае, когда ею занимается педагог вкупе с учебной нагрузкой. В первую очередь, это не должен быть учитель-предметник, человека полностью освобождают от всех обязанностей, кроме классного руководства. И отвечать он может не за один класс, как мы привыкли, а, допустим, за всю параллель. В этом случае с него можно будет спрашивать за выполнение планов по воспитательной работе, проведение регулярных общеклассных мероприятий. Такой классный руководитель может присутствовать на уроках, наблюдать за детьми, все свое рабочее время посвящать им.
Цифры и факты:
По данным минпросвещения РФ, всего в школах России более 838 тысяч классов, в которых обучается более 16,5 млн школьников. По состоянию на прошлый год, в общеобразовательных учреждениях работало 1,3 млн учителей, из них молодых специалистов (до 29 лет) - около 5,5 %. Кадровый дефицит в регионах по отрасли – примерно 10-11 %. К 2020 году прогнозировалась нехватка в 18 тысяч педагогов.
Фото: nro.center.ru