Общество 25 дек 2019 2727

​​Новый год с мамой

«Все счастли­вые семьи похо­жи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», - сказал Лев Толстой. А как у приёмных семей? На 1 октября текущего года в Бу­рятии было 937 приёмных семей и в них воспитыва­лось 1 716 детей. Ежегодно более 120 детей покидают стены детских центров и находят своих родителей. Представляем репортаж из жизни одной из них.

Домик у речки

Семья Ларисы Дыше­новой живёт в крепком и красивом доме в селе Коко­рино в Иволгинском районе. Всего час езды из города и мы уже в другом мире. Коко­рино, а через речку Хурамша расположились в благодат­ной безветренной долине. Их разделяет речушка Баян­голка, а огороды и теплицы сельчан орошают многочис­ленные канавы. Хурамша – родина огурцов!

Вот и Лариса Базаровна с детьми сняла нынче хо­роший урожай с 250 кустов огурцов и 400 кустов по­мидоров и сдала оптом в городе. А сколько съела её большая семья - семеро по лавкам: Игорь и Алина Бад­маевы из Гурульбы, Павел, Юлия и Даниил Бадмаевы из Закамны, Антон и Виолет­та Гырыловы из Джиды.

- Пятерых я взяла в октя­бре 2015 года, - рассказывает Лариса Базаровна. – Двоих в октябре 2017 года. Жили сна­чала в Солдатском, но дети часто болели. Целый букет болезней: ангина, хрониче­ский бронхит, астма и про­чее. Врач посоветовал ехать в деревню. Хотя бы на лето, вот мы и поехали. Арендо­вали дом, да так и остались. Здесь хорошо огородом за­ниматься и скотину держать.

Из истории её жизни

Обосноваться помогли друзья и соседи. В прошлом Дышенова уже жила здесь. Тогда у неё был любимый муж Валерий и четверо род­ных детей. Трое мальчиков и девочка Оля. А начиналась их совместная жизнь на ро­дине мужа в Закамне, куда они приехали молодыми специалистами после окон­чания БГСХИ. У них был дом, работа, родились двое стар­ших из детей.

В это время обрушилась страна, а вместе с ней кол­хоз, и в лихие 90-е Дышено­вы перебрались в город, где построили новый простор­ный дом. Затем переехали в Кокорино и обзавелись лич­ным подсобным хозяйством. Дети учились, они сами работали, жизнь, казалось, налаживалась, но случилась трагедия.

Пьяный водитель вы­ехал на встречную полосу и врезался в машину Валеры. Он погиб на месте… Лариса Базаровна одна осталась с детьми. Жили очень трудно, однако, она выучила и по­ставила их на ноги. Шесть лет работала в Санкт-Петербурге. Кем только не трудилась - даже окна мыла в Мариин­ском театре. Однажды уви­дела делегацию из Бурятии и узнала прошедших мимо наших артистов.

Из рода Пёстрого Быка

Лариса Базаровна вер­нулась домой, в Улан-Удэ. В родном городе легче дыша­лось, но нужно было найти дело для себя. Ведь дети уже выросли, появились внуки, и у них была своя жизнь. А просто так сидеть и быть пенсионеркой было не по её деятельной и общительной натуре. И тогда она задума­лась об опекунстве. Благо, пример был на глазах, род­ная сестра - Людмила База­ровна уже воспитывала при­ёмных детей. Да и сами они были из большой многодет­ной семьи Базара и Бальжин Линхоевых.

А может быть, это было заложено в сёстрах на ген­ном уровне? Их подрод ха­брутэн входит в состав боль­шого рода буура хэнгэлдэр племени эхирит. Основате­лем рода стал русский маль­чик – подкидыш. Это было не так давно по историческим меркам, всего лишь в сере­дине - конце XIX века. Тогда эхириты перекочёвывали с западного берега Байкала на восточный. В лодке не­ожиданно нашёлся русого­ловый младенец.

Буряты назвали его Ха­бруу – Пёстрый бык и вос­питали в местности Улюк­чикан в Баргузине. У него было несколько сыновей. От его сына Ханды родился Ухиндэ и далее Енхо – Ба­зар – Людмила, Лариса и ещё семеро детей. Сегодня насчитывается около тыся­чи потомков Хабруу. Среди женской половины рода са­мыми стойкими, сильными и способными были Шалхи и Сэсэг, и такой же считается она – Лариса.

Семейные заботы

Мы сидим на кухне и пьём чай. Младшие дети за­нимаются за столом в зале. Маленький Данилка то и дело подходит с тетрадкой: «Мама, а это как будет?» и, получив ответ, скрывается. С улицы забегает вихрастый Антон: «Мама, коров я загнал и сено дал!» - «Ой, молодец, сына!».

- Они все умеют: молоко сепарировать, сыры варить, - удовлетворённо говорит мать. - Все за мной делают, только показывать нужно. Паша даже помогает скоти­ну забивать! А ягоду в лесу собирать? Всегда рвётся на рыбалку и без улова не воз­вращается!

В это время заходит де­вочка подросток, здоровает­ся и проходит дальше.

- Это наша Алина, ездит по олимпиадам и везде занимает первые места! Много заниматься приходится с ними. Один у нас даже в 13 лет не умел читать и писать. Сидела рядом и мы писали с ним диктант. Они все из разных семей, но сейчас мы - одна семья. В школе и в деревне друг за друга горой стоят. Никого в обиду не дают! Пашу вот отправила нынче в коррекционный интернат в Мухоршибири. Диагноз у него такой.

Летом приехала родная мать Антона и Виолетты и увезла в Джиду. Каждый день звонили, потом мы по­ехали и забрали их. А ведь я их тоже ругаю: «Почему то не сделали или это?», а они от родной матери ко мне убегают…

По путёвке в Анапу, «Оке­ан» в Приморье и Белоку­риху на Алтае отправляла, совсем другие приехали, уверенные в себе! Два года путёвки выбивала! Я стара­юсь дать им то, чего у них никогда не было…

Сейчас на горку ходят кататься, на коньках по реч­ке бегают. Как мы в детстве, быстрей уроки и домашние дела сделать и бегом на улицу играть! Нам хорошо в деревне. Всё своё, мы же не только огурцы и помидоры выращиваем, но и по возмож­ности, все другие овощи.

Семейный бюджет

Тут раздался стук, и в дом вошёл громкоголосый мужчина. «Это дядя Баир, наш центровой друг, - от­рекомендовала хозяйка. – Помогает нам по хозяй­ству». А хозяйство в семье не маленькое. Кроме коров, есть куры и свиньи, а значит, свои яйца и мясо. Без этого в деревне не выжить.

На одного ребёнка го­сударство даёт пять тысяч рублей в месяц, на питание, одежду, канцтовары и про­чее. Плюс четыре тысячи в качестве заработной платы Ларисе Базаровне. Разве это много? Это при том, что прожиточный минимум ребёнка и МРОТ опекунши должны быть в два раза больше. У неё нет выход­ных и отпусков, день и ночь она вместе с ними. Чтобы вот так всю себя отдавать, ставшим близкими детям, нужно иметь душевные и физические силы. Наверное, та ласка и добро, что она даёт им, возвращаются к ней сторицей. И так же как она нужна им, также и они стали нужны ей…

- Если бы позволяла пло­щадь, я бы ещё взяла детей, - говорит Лариса Базаровна. – Ведь они смотрят друг за другом и во всём помогают.

В ожидании чуда

А ещё у неё в планах - за­нятие мясным скотовод­ством. Мечтает взять грант на создание фермы, которая стала бы фундаментом и опорой семьи в будущем. Все условия для этого есть, и специальность у неё зоо­техник. Она думает о том, как выучить детей, куда пойдут работать, чтобы дальше са­мостоятельно строили свою жизнь. А для этого нужно прочное основание. Нужно ставить сверхзадачи и вме­сте идти к высокой цели, а не довольствоваться малым и надеяться только на соци­альную поддержку государ­ства.

Ну, а сейчас у них радост­ные хлопоты. Оказывается, бывают счастливые дни, когда наряжают ёлку, лепят пельмени и буузы, накрыва­ют стол и поздравляют друг друга! А утром под ёлкой находят подарки от Деда Мороза (об этом Антон, Ви­олетта и Юля узнали только здесь). Это чудесный празд­ник Новый год! Его встре­чают за семейным столом и ждут чуда. И когда раздаётся звон курантов, всё плохое остаётся позади, а впереди только такие же счастливые дни вместе с мамой. Счаст­ливые дни в домике у речки Баянголки…

Фото Александра Махачкеева

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Читайте также