Общество 13 дек 2019 1766

​​В Бурятии детям-инвалидам помогут новые технологии

Современные технологии дают детям-инвалидам возможность общаться

Ребенок, каким бы ни было состояние его физиче­ского и умственного здоровья, нуждается в общении и коммуникации. Без этого не­возможна даже минималь­ная социализация в обще­стве, что особенно важно в случае детей с нарушениями интеллектуального разви­тия.

Как наладить коммуника­цию с такими детьми в форме тренинга, показали в детском доме-интернате «Жу­равушка», сообщает газета "Бурятия". Для этого руковод­ство учреждения пригласило родителей особенных детей, потенциальных усыновителей, а также представителей обще­ственных организаций.

По словам педагогов, взаи­мопонимания можно достичь с помощью различных альтерна­тивных методов. Взгляд, жесты, применение карточек и сим­волов, а также современные технологии позволят развить жизненные потребности детей. При этом особенно важны тер­пение и поддержка со стороны родителей.

После тренинга всех при­гласили в новый информаци­онно-консультационный пункт, созданный на базе учрежде­ния. Наработанные знания, а также правовая и психологи­ческая помощь – все это стало доступным для родителей.

Воплотить задумку в жизнь помог федеральный грант «Фонда поддержки детей, нахо­дящихся в трудной жизненной ситуации», который «Журавуш­ка» выиграла весной. Его цель - развитие коммуникативных навыков у воспитанников до­ма-интерната с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. На полученные средства учреждение приоб­рело современное интерактив­ное сенсорное оборудование, с помощью которого можно эф­фективнее развивать у ребенка не только коммуникативные, но двигательные и эмоцио­нальные способности.

Технологии - в помощь

Родителей проводили в ка­бинет, где в это время с педа­гогом занимался Петя. У него тяжелая форма ДЦП (частично функционирует лишь рука), нарушение речи и умственная отсталость. Таким детям слож­но даже пролистать книжку, и новое оборудование для него - словно спасение. На инте­рактивном столе установлены программы для развития арти­куляции и моторики, приложе­ния для рисования, упражне­ния на речь и память. Мальчик старается повторять звуки за компьютером как можно четче, ошибаясь, быстро исправляет­ся.

- Петя уже ориентируется в программах и распространяет полученные навыки в жизнь, стал лучше различать фигуры и цвета, - говорит педагог-пси­холог учреждения Екатерина Суворова.

Пользу от работы на инте­рактивном оборудовании, по ее словам, можно сравнить с подготовкой к рисованию: пе­ред тем как художник начнет творить, ему нужно смешать и развести краски. Так и здесь: подготовительная работа на сенсорном столе становится базой для развития координа­ции, дает толчок к развитию учебных навыков.

В соседней комнате другой интерактивный комплекс, на котором работает 14-летний Алёша. В отличие от первого, этот компьютер поддерживает большее количество одновре­менных касаний, а также с по­мощью камеры реагирует на движение тела. На экране по­казывают животных, и ребенку предлагается выбрать их в со­ответствии с заданием.

- Это оборудование разви­вает двигательные функции, сенсорное, звуковое воспри­ятие, что важно для детей с ДЦП. Его можно перевернуть, поднять выше, подстроить так, как удобно ребенку, - говорит психолог.

В следующем году «Жура­вушка» планирует приобрести еще одно устройство. Планшет «Tobi» для более тяжелых детей с почти полным отсутствием двигательных функций.

- По движению глаз, мимике, едва уловимому движению го­ловы на экране будут раскры­ваться картинки, - поделилась планами директор учреждения Марина Рогачёва.

Систему альтернативной коммуникации с помощью гра­фических карточек продемон­стрировала особенная девочка Саша. Она не говорит, но благо­даря кропотливой работе педа­гогам удалось развить в ней по­нимание речи. В полуигровом процессе она соотносит кубики и блоки конструктора по цветам. После каждого правильно­го действия важна похвала.

У каждого из участвующих в программе детей есть свой альбом с карточками в зави­симости от его способностей. С их помощью ребенка мож­но научить выполнять разные действия по расписанию, на­пример, мыть руки перед едой, убирать игрушки после игры и так далее.

- Такое современное обо­рудование нужно везде, в садах, в школах. У «Журавуш­ки» оно есть, и здорово, что руководство пригласило ро­дителей с ним ознакомиться. Нужно знать, что есть такие технологии, что мы можем по­лучить консультационную по­мощь, знания, а не вариться в собственном соку. Ничего по­добного раньше в Бурятии я не видела, - говорит мама особен­ного ребенка Юлия Дундукова.

Работа на будущее

Региональная организация родителей детей-инвалидов «Найдал» активно сотруднича­ет с «Журавушкой», участвует в совместных проектах и консультирует в правовых вопро­сах.

- За 2,5 года сделано много в плане развития детей. Можно со стопроцентной уверенно­стью сказать, что все специа­листы прошли квалификацию, что используются передовые федеральные практики. Откры­тие пункта - хорошая основа для родителей, помощь в пра­вовом и обучающем направле­нии, - отметила председатель «Найдал» Елена Шитикова.

Сейчас в детском доме вос­питываются 55 детей: у каждого от легкой до глубокой формы умственной усталости с сопут­ствующими заболеваниями. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, и те, чьи родители в силу обстоятельств не могут за ними ухаживать.

- Мы не теряем связи, под­держиваем их, чтобы спустя какое-то время ребенок смог вернуться в семью. В процес­се тренинга они увидели, как можно строить коммуника­цию с особенным ребенком. Показали наглядно, почему он не идет на контакт, какие методы нужно применить, чтобы взаимопонимание со­стоялось, - говорит Марина Ро­гачёва. - Из Пскова приезжали специалисты из Федерального ресурсного центра по работе с такими детками и обучили наших педагогов. Сейчас мы сами обучаем этим знаниям родителей. Например, те же карточки можно сделать свои­ми руками и применять дома. Кроме того, мы пригласили и потенциальных родителей, которые хотят взять детей-си­рот. Ведь одна из задач нашего пункта – помочь им в принятии этого решения. Мы готовы по­казать, как строить эту работу, консультировать родителей. Надеемся продолжить ее даль­ше, уже после окончания срока гранта.

Фото Антона Иршутова

Автор: Антон ИРШУТОВ