Общество 11 дек 2019 7903

​Забытые дома

Дом кузнеца Хака Хабеевича. Село Хатар-Хадай

Что можно сказать о бурятской национальной архитектуре? Это войлочная и деревянная многоугольная юрта. Войлочные есть у монгольских и тюркских народов, а деревянные многоугольные дома у хакасов и индейцев навахо. Широко известна храмовая дацанская архитектура бурят, в которой тесно переплелись тибетский, китайский и монгольский стили, а также русская архитектурная традиция.

Неизвестная традиция

Абсолютно неизвестно деревянное зодчество бурят Прибайкалья, проникшее и в Забайкалье. В частности, оронгойцы пришли с Куды на Селенгу уже профессиональными плотниками. Они построили большинство бурятских дацанов и возводили дома пришедшим из Польши семейским.

Бесспорно, деревянное зодчество бурят развивалось под влиянием русской сибирской традиции, но также как и храмовое, сумело приобрести свой неповторимый стиль. Цыбен Жамсарано во время своих поездок по Приангарью отмечал быт и архитектурные детали: «Все буряты имеют летники и зимники. В летниках – юрты, в зимниках – дома. Приезжаю к богатому дому. По всему видно, что хозяин состоятелен и любит украшать своё жилище. Во дворе несколько деревянных юрт восьмистенных» (с.26). И далее: «Состоятельные буряты всегда обустраиваются хорошими выкрашенными домами и юртами. Ворота и крыши, карнизы, двери всегда узорчаты. Но живут просто и солидно» (с.87). Летом 2018 года иркутские архитекторы Борис Хадеев и Ольга Павлова обследовали состояние архитектуры жилых домов бурят Прибайкалья, построенных в конце XIX, начале XX века в Эхирите, Баяндае, Бохане и Осе.

- Старинные бурятские дома удивительно стойки и привлекательны, в них до сих пор живут люди, - говорит Борис Хадеев. – Но есть и тягостное ощущение их заброшенности в пустеющих деревнях. Количество таких домов стремительно уменьшается, они не охраняются законом, как памятники архитектуры, и новое бурятское поколение очень скоро может оказаться вообще без каких-либо артефактов самобытности своей культуры.

Дом в Долине реки Куда

Дом окнами в поле

Чем отличается бурятский деревянный дом от русского деревенского дома? Каковы особенности бурятского крестьянского дома высокого качества из натурального дерева? Вынужденный переход к оседлости привёл к замене войлока на бревно, а затем к трансформации круглой юрты в восьми-, шести- и четырёхугольное жилище. При этом сохранилось его объёмно-планировочное решение с очагом - печью в центре и размещением вещей вокруг него вдоль стен. Это первая и главная особенность бурятского дома, - считает архитектор Хадеев. В народе такие дома называются «квадратными».

Село Загатуй

Второй крупный объём представлял собой крыльцовую, большей частью утеплённую часть дома, которая использовалась как летняя кухня и кладовка. Сени имели высокое многоступенчатое крыльцо, что придавало парадность и красоту входу в дом. Это обуславливало высокую отметку пола, защищавшую от промёрзшей земли и большую высоту стен (по представлениям монголов над очагом пребывают хранители дома). А это позволяло иметь высокие окна, выразительные наличники и ставни, украшенные художественным орнаментом.

Кровля традиционного бурятского дома имеет вальмовый шатровый характер, то есть это четырехскатная крыша. Это наследие войлочной юрты в отличие от русского крестьянского дома, кровля которого имеет вертикальный треугольный фронтон, как правило, с выступающим коньком.

Дом тайши Пирожкова. Село Бохан

Дворянские гнёзда

Кроме домов крестьянской усадьбы архитектор Хадеев выделяет дома купцов и предпринимателей. Это двухэтажный дом тайши Пирожкова в Бохане, веранда которого была остеклена цветным «венецианским» стеклом. Двухэтажный дом Бориса Васильевича Хадеева в Усть-Орде, ныне в нём располагается дом народного творчества. После ремонта он лишился ставен, наличников, декора; сохранился только великолепный фрагмент веранды над входом с точечными и профильными орнаментами. Его планируют снести в будущем году. Двухэтажный дом Кирилла Васильевича Хадеева в селе Капсал, ныне в нём располагается школа.

Двухэтажный дом в селе Капсал

Оба дома Хадеевых могли бы составить этнокультурный центр «Дом бурятского предпринимателя» в Капсале с красивым декором; яркими цветными витражами на верхних террасах и стать туристической изюминкой.

Дом Владимировых в Усть-Орде, перевезён из деревни Солянка. Жители Усть-Орды с редким единодушием считают его самым красивым старинным домом. С главного фасада он одноэтажный, с дворового – двухэтажный, с верандой, ранее застеклённой цветным «венецианским» стеклом. При его перевозке пострадали деревянные наличники, и дом нуждается в реконструкции.

Двухэтажный дом в Усть-Орде

Дом богача Ертагая Ертаханова в Загатуе имеет террасу с закруглёнными окнами, застеклёнными в своё время цветным «венецианским» стеклом, поражает очень крупными брёвнами стен, высокохудожественным уровнем и качеством больших ставен и наличников, их декор на большом поле наличника изумляет гармоничностью рисунка. «Но этот изумительный дом продан за пределы округа и что станет с ним!?» - переживает архитектор Хадеев.

Кроме этих домов есть и другие бурятские купеческие дома. В том числе и в музее «Тальцы». Возможно, это дома известных общественных и политических деятелей Ханхасаевых и Бичихановых. Но большая часть не сохранилась, например, дом Бажея Косомова в Алари. Его дом прославился тем, что с его второго этажа Косомов отстреливался от осадивших его людей Петра Баторова после избирательной кампании за пост тайши.

Дом в селе Усть-Орда

SOS по дому

- Спасение национального достояния возможно, - считает Борис Хадеев. - Необходимо включить их в туристический маршрут Иркутск-Баяндай-Ольхон, предложив исторические бурятские дома под гостиницы для туристов. Дом Ертаханова нужно выкупить и поместить в музей деревянного зодчества в Баяндае. А в Капсале дома братьев Хадеевых могли бы стать основой этнографического комплекса. Не случайно, дома с четырёхскатными крышами в Гаханах послужили узнаваемым фоном в фильме Баира Уладаева «На берегу мечты» - время в деревне как будто остановилось.

Можно вспомнить заброшенные дома генерала Балдынова в Эхирите, православного священника Михаила Махачкеева в Алари и массу других. Между тем, в 70-е годы две крестьянские усадьбы из Нукутов и Алари сумели вывезти в Этнографический музей в Улан-Удэ. Их прекрасно могли бы дополнить дома, построенные по центричному принципу и с четырехскатными кровлями из Эхирита и Баяндая. Очевидно одно, руководство округа, предприниматели и земляки должны сохранить наши дома, а не приезжать только «побрызгать» на их останках – хуушан hyyрида мүргэхэ …

Фото из архива Б.А. Хадеева

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Читайте также