Общество 6 дек 2019 1077

​​Страсти по Байкалу: священное озеро попало в зону повышенного политического внимания

Озеро Байкал

Начало зимы в Бурятии ознаменовалось серией весьма громких сообщений о дальнейшей судьбе Байкала. В скором времени на берегах Священного моря разрешат строить объекты социаль­ного значения, начнут приватизировать земельные участки, и, возможно, спи­рогира наконец-то исчезнет! Подробности - в материале корреспондента газеты "Бурятия". 

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, по­зволяющий строить объекты социального назначения на Байкале без проведения го­сударственной экологической экспертизы. Такая инициатива уже настораживает бурятских общественников, поскольку (по задумке) должна позволить без лишней бюрократии стро­ить жизненно важные объекты на особо охраняемой байкаль­ской территории.

«Наконец. Свершилось. Приняли в третьем чтении за­конопроект об исключении обязанности проходить госу­дарственную экологическую экспертизу проектной доку­ментации объектов социаль­ного назначения на Байкаль­ской природной территории. В составе межфракционной рабочей группы «Байкал» при­нимал участие в обсуждениях и корректировке проекта за­кона. Основной вопрос, конеч­но, касался перечня объектов социального назначения, про­ектная документация которых не будет проходить государственную экологическую экс­пертизу. Общее мнение: пере­чень должен быть закрытым и предельно четким. Не должно быть расширенных толкований и размытых формулировок. Не обошлось без дискус­сий. Снова был поднят во­прос о невыполнении ФЦП «Охрана озера Байкал». Действие нормы будет распро­страняться на объекты, строи­тельство которых предполага­ется в населенных пунктах вне границ центральной экологической зоны Байкальской при­родной территории. Надеюсь, это позволит ускорить реали­зацию проектов в Бурятии и Иркутской области без ущер­ба Байкалу», - написал депутат Госдумы Николай Будуев на своей странице в фейсбуке.

- Во-первых, речь идет не о разрешении и не вблизи Бай­кала, - высказался одним из первых бурятский ученый, эко­лог и правозащитник Евгений Кислов. - Все без исключения проекты строительства и ре­конструкции на Байкальской природной территории подле­жат государственной экологической экспертизе, будь то бор­цовская юрта, футбольное поле или сельский магазин в Зака­менском, Кижингинском или Курумканском районах. По-хо­рошему, какие-то объекты можно допустить и без экспер­тизы. Но какие? Под понятие «социальный объект» можно подвести и такие опасные для окружающей среды стройки, как гостиничный комплекс или аквапарк на берегу Байкала. Поэтому я с пониманием, но и с большой осторожностью отно­шусь к подобным инициативам.

Что разрешат?

Между тем газета «МК» цитирует председателя МРГ «Байкал» Сергея Тена, депутата Госдумы от Иркутской области.

- При принятии законопро­екта в первом чтении в июне 2019 года депутаты из комите­та по экологии и охране окру­жающей среды и МРГ «Байкал» настояли на том, что законо­проект будет рассмотрен во втором и третьем чтениях только при наличии проекта постановления правительства с четким и закрытым переч­нем данных объектов. Мы учли региональные особенности, а также реализуемые на терри­тории Байкальского региона государственные программы. Перечень освобождаемых от экологической экспертизы объектов будет закрытым. В него включены объекты вос­питания, образования и про­свещения населения, в том числе детские сады, школы и вузы; объекты оказания меди­цинской помощи, в том числе родильные дома, больницы, диспансеры, поликлиники, площадки санитарной авиа­ции; объекты культурно-досу­говой деятельности, в том чис­ле дома культуры, библиотеки, галереи и музеи; объекты спор­тивного назначения; жилого строительства, подключенные к централизованным сетям во­доснабжения, водоотведения и теплоснабжения и другие, - со­общил Сергей Тен газете.

«Хорошее дело?»

Если верить сообщениям в федеральной прессе, речь идет именно об освобождении от обязательной государствен­ной экологической экспертизы, благодаря которой, к слову, бу­рятские и иркутские чиновники и прочие служивые люди часто не успевают освоить федераль­ные средства, - добавляет кор­респондент газеты «Бурятия» Иван Подберёзкин. – Причем, мы уже знаем, что «данный за­кон будет защищать Байкал от любых попыток под видом объ­ектов социальной инфраструктуры построить нечто иное», но при этом позволит решить про­блемы с нехваткой больниц, школ и детских садов. Нужны соответствующие поправки в законы об охране озера Бай­кал и государственной экспер­тизе. Озеро Байкал входит в список наследия ЮНЕСКО. Это такая зона, где даже туалет не поставишь просто так. Думаю, сей проект из серии «хорошее дело», дорабатывать его будут долго, еще года два, как мини­мум.

Напомним, Байкальская природная территория состо­ит из трех экологических зон - центральной, буферной и зоны атмосферного влияния.

Ближе к Байкалу?

Между тем, чуть раньше группа российских законодате­лей обсудила вопрос - как раз­решить жителям прибрежных сел Байкала приватизировать прибрежные участки? В обсуж­дении приняли участие пред­ставители минэкономразви­тия, минприроды, Росреестра и Росимущества. Как известно, согласно действующему зако­нодательству, местное населе­ние, проживающее в границах национальных парков и особо охраняемых природных тер­риторий, лишено возможности приватизировать и полноцен­но использовать участки без ущерба природоохранному комплексу.

- Наша цель - обеспечить нормальные условия для жиз­ни граждан, проживающих в населенных пунктах, располо­женных на Байкальской природной территории, (БПТ), - за­явила заместитель министра экономического развития РФ, руководитель Росреестра Вик­тория Абрамченко.

Обо всем этом говорили на первом заседании межведом­ственной рабочей группы по совершенствованию законода­тельства РФ, того самого, что регулирует земельные право­отношения в границах особо охраняемых природных терри­торий, в частности, БПТ. Собрав­шиеся на этом форуме, кстати, в присутствии сенатора от Бу­рятии Вячеслава Наговицына приняли решение подготовить конкретные предложения по внесению изменений в действу­ющее законодательство.

Совершенствование законодательства, по словам участ­ников заседания, позволит легально оформлять право собственности на объекты в пределах Байкальской при­родной территории, а местным властям - исполнять социальные обязательства перед мест­ными жителями, в том числе в части строительства на этих территориях социальных и ин­фраструктурных объектов, на которые выделяются средства федерального бюджета. По­скольку все это лишь законо­дательная идея, независимые эксперты ее пока не комменти­руют.

Инициативы

В анализах воды из Селен­ги, главной артерии Байкала, обнаружили множество вред­ных веществ, в частности, фос­фаты. Эти факты обеспокоили в прошлом известного россий­ского боксера, а ныне депутата Госдумы Николая Валуева. Колоритный законотворец оза­ботился оздоровлением всех водных акваторий России, но начать планирует с Байкала, об этом сообщила «Парламент­ская газета».

Опирается депутат на за­ключения экспертов Иркутско­го лимнологического институ­та, которые доказали, что за счет сокращения количества фосфатов в реках уменьша­ется рост спирогиры - ковар­ной водоросли, выделяющей опасные токсины. Источник этих фосфатов – порошки и моющие средства, коими так активно пользуются жители Бурятии, а также Иркутской области. Поэтому на Байкаль­ской природной территории депутат предлагает прове­сти эксперимент - полностью прекратить продажу моющих средств, содержащих более пяти процентов фосфатных со­единений. С этой инициативой он намерен обратиться в мин­природы и минпромторг.

- Все те моющие средства и стиральные порошки, коими сегодня пользуются жители той же Бурятии, содержат 15 и более процентов фосфата, - отмечает Валуев. - Мы пред­лагаем запретить продавать на Байкальской природной территории средства, содер­жащие более пяти процен­тов фосфата, дать время по­ставщикам заключить новые контракты. Если эксперимент окажется успешным, то мы предложим распространить его на всю Россию.

- Любой законопроект, как известно, разрабатывает груп­па депутатов, - комментирует новость Иван Подберёзкин. - Известно, что автор этой идеи - депутат от Бурятии Николай Будуев, а его тезка по фамилии Валуев, очевидно, стал «ли­цом инициативы». Похоже, это еще одно «хорошее дело», что вызывает немало вопросов. Средства на основе натураль­ных ингредиентов стоят зна­чительно дороже, и непонят­но, как отнесутся к этой идее простые жители. Хотя, идея нужная!

Напомним, не так давно Николай Будуев предложил запретить в центральной и бу­ферной экологических зонах розничную продажу продук­ции, содержащей более 5 % фосфатов и прочих вредных для Байкала веществ.

- Выбросы фосфатов соз­дают благоприятные условия для активного роста зеленых водорослей, которые губят Байкал, - отметил тогда Бу­дуев. - Они лишают верхние слои воды кислорода, а ниж­ние – солнечного света. Когда в следующий раз пойдете за покупками, вспомните, что ки­лограмм фосфатного средства приводит к появлению 200 ки­лограммов водорослей.

Фото Вячеслава Урбазаева

Автор: Владимир МАТВЕЕВ