Валентина Ганжуровна с семьей: супругом Юрием, дочерью Алёной, сыном Александром, невесткой Алёной и внучкой Алиной
Фото предоставлено Валентиной Анисимовой
О том, как приходят в бортпроводники, об истории местного авиасообщения – в интервью с ветераном «Бурятских авиалиний» Валентиной Анисимовой (Дондуковой) в материале газеты «Бурятия».
Не стюардесса
- Валентина Ганжуровна, как вы пришли в профессию?
- Я из авиационной семьи. Отец пришел с войны в 46-м и всю жизнь проработал на авиапредприятии, был начальником аэропортов в районах, мама тоже была в авиации, трудилась в гостинице. Брат начинал там же, но после института ушел в птицепром. Средний брат работал техником в аэропорту, невестки – там же. Но нельзя сказать, что у меня было все предопределено, просто так сложилось. Я окончила техникум связи и работала на нашей «телефонке» на площади Советов. Как-то сидели с подругой, которая как раз в то время начала летать. Я спросила: «А не пойти ли и мне?». Ради интереса пошла. В то время в республику только поступили Ан-24. Прошла медкомиссию, отправилась на учебу. Сначала просто стажировалась, а потом училась в УТО-15 в Иркутске. В 1972-м начала работать бортпроводником в Улан-Удэнском авиаотряде, и так летала до 82-го. Сначала на Ли-2, потом на Ил-14, затем перешла на Ан-24. Кстати, всегда называла себя бортпроводником и никогда – стюардессой.
- Каким было Бурятское авиапредприятие?
- Тогда был единый «Улан-Удэнский объединенный авиаотряд». Затем он стал «Бурятскими авиалиниями». При нем раньше была большая служба бортпроводников, а когда появились «тушки» (Ту-154), она стала еще больше. Потом все развалилось. На мой взгляд, нельзя разделять весь авиатранспорт и отдавать его в частные руки, он должен быть единым. Правда, сейчас идут разговоры про государственное предприятие на базе «Аэрофлота».
- Какие были требования к бортпроводникам?
- Самое главное - здоровье, а также талант общаться с людьми, в любой ситуации уметь помочь, знать азы медицины.
Девочки после работы в основном шли учиться, а дальше - в другую специальность, так как эта профессия молодых и здоровых. У нас вообще полагалось 7,5 лет пролетать, а после 45 - уже можно оформлять пенсию. К концу 82-го у меня уже было двое детей, я «ушла на землю», в отдел перевозок, где проработала до 2004 года, а оттуда - на пенсию по возрасту.
В 1996 году за добросовестную работу в гражданской авиации меня наградили нагрудным знаком «Отличник аэрофлота».
Фото предоставлено Валентиной Анисимовой
- Где удалось побывать за время работы в небе?
- Мы облетели всю Сибирь, совершали полеты в Хабаровск, Читу, Якутск, Томск, Красноярск и т.д. Во время пожаров на западе осуществляли спецрейсы, отправляли парашютистов. Самый дальний – в Архангельск. В общей сложности у меня получилось 4500 часов летной работы. Бывали и рейсы в Монголию, но в основном наши, местные. Больше всего нравилось в Якутске. Сами якуты - очень вежливый народ, с которым всегда приятно общаться.
- Можно ли было самим выбирать рейсы?
- У нас заранее составлялся примерный план, но если надо, мы просили поставить нас на определенный рейс. Помните катастрофу Ил-14 на Байкале в 81-м? Девушка-бортпроводница готовилась к своей свадьбе и попросила поставить в рейс ее, чтобы заодно сделать какой-то заказ к торжеству. Изначально это был рейс моей соседки-подружки. И так сложилась судьба, что моя подруга жива, а ту девочку хоронили в белом платье…
Скучала по небу
- А были ли у вас опасные ситуации во время службы?
- Однажды была. Тогда не выпускалось шасси, но оперативно среагировал экипаж, и аварии не случилось. Просто сели аварийно, сообщили на землю о ситуации. А пассажиры даже не поняли, спрашивали: «Почему «скорые» стоят, почему мы не завернули, как положено, а сели в конце полосы?». Это целое мастерство – сделать так, чтобы люди даже не поняли, что с самолетом что-то не так. Наши техники, командиры, бортмеханики, вторые пилоты - исключительные молодцы. Из тех ребят многих уже нет. Не зря им дается льготная пенсия, потому что редко кто до 80-ти доживает. Профессиональная болезнь – тугоухость, сказывается постоянный гул. Медкомиссия - каждые 3 месяца. Мало ли что в воздухе случится, а под ответственностью – 50 пассажиров.
- Никогда не хотелось летать самой?
- Нет, как и занимать руководящую должность. Просто нравилось работать с людьми. Тогда строился БАМ, и вылетов было очень много. Все районные центры были подключены к авиасообщению. Единственной женщиной-пилотом у нас была Мария Бадмаевна Лебедева, она летала на Ил-14 на местных рейсах. Человек компанейский, общительный, с интересной судьбой.
- Насколько интенсивными были полеты?
- У нас был большой отряд, народ летал. Представьте, тогда даже небольшие районные центры охватывали, и в Иркутск рейсы были. В то время билет стоил 6 рублей, и местные летали в соседний город просто попить пива. Каждый час летали самолеты, всегда полные. Зарплата у людей позволяла.
- Как близкие относились к долгому отсутствию дома?
- Муж работал на железной дороге помощником машиниста. Когда появились дети, ушел на ЛВРЗ. Мою работу принимал как должное. В годы строительства БАМа у нас вылеты были по 100 часов в месяц, приходили домой, немного отдыхали, и опять в рейс. Детей я почти не видела, потом уже стало легче.
Когда «ушла на землю», иногда скучала по небу, но сильной тоски не было. Все равно, с теми же ребятами-пилотами виделась постоянно. Наверно, за 10 лет так налеталась, что мне уже хватало.
- Было тяжело?
- Конечно, от бортпроводника много зависит. От того, как среагируешь, например, при аварийной посадке. Здесь главное - не растеряться, суметь успокоить людей, не допустить паники.
Раньше в деревне люди порой садились нетрезвые. Нужно уметь понимать человека. Конфликтов не было. Со всем справлялись.
Однажды был мужчина, кажется, с глубокого похмелья. Уже во время полета он спрашивает: «А что так долго летим, пора бы уже приземлиться?». Оказалось, что ему лететь совсем в другую сторону. Накануне он отмечал рождение ребенка, и, как в фильме, друзья просто запихали его в самолет. Это сейчас есть досмотр, а тогда просто дали талончик, и дежурный толком не проверил. Разбирались, почему посадили к нам. А ему самому было неудобно, он уже отрезвел и дико извинялся. Сейчас люди отреагировали бы совсем иначе, всю вину переложили на нас.
Запасной аэродром
- Что посоветовали бы тем, кто мечтает летать так же, как и вы в свое время?
- Пока молодые – пусть летают. Работа очень интересная – можно побывать в разных городах, странах. Приобретаешь большой опыт и умение общаться с людьми. Но специфика такова, что всю жизнь заниматься этим не будешь. Нужно учиться, приобрести еще одну специальность для работы «на земле». Иначе говоря, всегда нужно иметь запасной аэродром.
Мои дети не пошли по моим стопам. Дочь окончила пединститут, англо-китайское отделение. Сейчас живет за границей. Сын тоже ушел в другое направление. А я и не заставляла. Дети братьев и сестер - никто в авиацию не пошел. Возможно, развал единого авиапредприятия повлиял. Сейчас все совсем по-другому, люди другие, страна другая. С одной стороны - жалко, ведь время было хорошее.