Общество 30 окт 2019 1813

​​Жамсо Тумунов – бурятский писатель, о котором не написана книга (II часть)

Жигмит Тумунов с женой Даримой, мамой Долсон и детьми. 1959 год, п. Агинск

В выпуске газеты «Бурятия» № 81 от 25.10.2019 мы рассказали о бурятском писателе Жамсо Тумунове, вся биография которого – пока не раскрытые тайны и нигде не отраженные факты, исследованием которых занимается писатель, переводчик, издатель Виктор Балдоржиев. Сегодня предлагаем вниманию наших читателей его рассказ о брате Жамсо Тумунова Жигмите.

В осеннем Таптанае

Осенний Таптанай прекрасен. Саханайские горы, изрядно поредевшие из-за пожаров, все еще отливают золотом и багрянцем, вода в речушке – кристальна, воздух прозрачен и свеж, краски контрастны. Среди этого великолепия вспомнился праздник «Забайкальская осень» 1982 года. Среди гостей выделялись литераторы из Аги – Дугаржап Жапхандаев, Жигмит Тумунов, Арсалан Жамбалон. Каждый из них имеет особое отношение к Дульдургинскому району, а Жигмит Тумунов – уроженец Таптаная. Он брат известного писателя Жамсо Тумунова. Фамилия известная, породнённая со многими известными фамилиями бурят-монголов.

В том году в холле гостиницы «Забайкалье» от толпы зна­комых мне бурят-монгольских авторов отделился и, подойдя ко мне, представился сухощавый человек, весь облик и манеры которого выдавали интеллигента и интеллектуала.

- Жигмит Тумунов. Преподаватель, - сказал он.

Знакомство

Было ему в ту осень 60 лет. Жигмит был и остался в памяти людей преподавателем, чело­веком, дающим людям знания и просвещающим народ для инкорпорирования (внедрения – авт.) его в мировую цивилизацию. Что может быть благороднее этой задачи? Тумунов посвятил этому всю свою жизнь, насыщенную многими событиями, которые повлияли на историю и современность агинских бурят. В том, что голос его народа теперь уже не потеряется в общем многоголосии народов и наций планеты, есть заслуга и Жигмита Тумунова.

Насколько я знаю, он мало рассказывал о своей удивительной биографии. Старший брат его, Жамсо, стал писателем, а он, Жигмит, преподавателем, доктором педагогических наук. Большое и почетное звание. Но что за этим скрывается? Суровые и напряженные годы, мракобесие и просвещение, учеба и развитие десятков тысяч бурят-монголов.

Сегодня образовательный уровень населения Республики Бурятия и национальных округов один из самых высоких в России. В 1973 году в Бурятии на 100 тысяч населения приходи­лось 430 научных работников, республика в этом отношении занимала 9 место из 150 народов и народностей СССР. Среди народов, проживающих только в РСФСР, бурят-монголы были на третьем месте, после евреев и русских. Уже в 1989 году, по данным социологов, на 1000 человек от 15 лет и старше среди бурят-монголов высшее образование имели 183 человека, русские – 95 человек. При этом большинство бурят-монголов учились в престижных учебных заведениях вне границ своего проживания, отбрасывая всякие сомнения о возможностях и качестве получения образования и научных степеней.

Основные вехи жизни

Жамсо и Жигмит Тумуновы, как и многие их современники, ставили перед собой единственную задачу, которая и должна быть у всякого интеллектуала: делать все воз­можное, чтобы его народ стал обществом культурных и образованных людей. В отличие от своего брата и многих сородичей, Жигмит решал эту задачу на профессиональной основе, ибо он посвятил свою жизнь педагогике.

Он был убежден, что все предпосылки развития человека заложены в его ДНК, изменчивость которой возможна при наличии соответствующего воспитания и непрерывно обучающей среды. Но и обучаемость передается через гены, которые тоже подвержены изменениям. Разве родственные семьи уроженцев Таптаная Бадмаевых, Цыбиковых и Тумуновых не доказывают это примерами жизни своих членов, которые являются родственниками в третьем колене?

Биография Жигмита Тумуновича, как и жизнь многих его современников, сложна, насы­щена множеством событий, которые просто невозможно перечислить в одном матери­але. Но вот основные вехи его жизни.

Жигмит Тумунов родился в селе Таптанай Дульдургинского района 7 ноября 1921 года. Как и большинство детей его рода, он был пытливым и устрем­ленным к знаниям мальчиком. Учился и окончил Таптанайскую школу колхозной молодежи. Затем поступил в Агинское педучилище, которое окончил в 1939 году. В 18 лет он уже стал учителем! Его направили в Чиндалейскую школу. В том же году поступил на историко-филологический факультет Читинского пединститута. Но его призвали в армию…

Сведения краеведов наводят на мысль, что он всю жизнь учился и совершенствовал профессию учителя. В 1949 году окончил Учительский институт в Улан-Удэ, в 1954-м – Бурят-Монгольский государственный пединститут. Жигмит Тумунов одновременно учился, работал и занимался наукой.

Как и многие мужчины своего времени, он с лихвой хватил армейской мурцовки. Служил в кавалерийской части вблизи Владивостока. Окончил ускоренные курсы Владивостокского военно-пехотно­го училища. С началом войны лейтенант Тумунов отправлен фронт. Воевал два года. Оборонял вместе с другими Москву, шел в атаку в первом летнем наступлении оправившейся от поражений Красной Армии. Награжден медалью «За отвагу», получить которую в 1941-1942 годах было непросто.

О войне рассказывал мало. Известно, что в одном из боев под Москвой он получил тяжелое ранение. После лечения демобилизовался как непригодный к воинской службе.

Учитель от бога

Учителей в те годы не хватало. С января 1943 года до августа 1947-го Жигмит Тумунович работал в Таптанайской, затем Дульдургинской школе и продолжал образование. По­сле окончания института работал директором Судунтуйской, Дульдургинской, Орловской (тогда Приисковой), Могойтуйской школ.

В 1963 году назначен директором Агинской средней школы № 2, которой посвятил 22 года. Это было время бур­ного развития этой школы. Задачи ставились серьезные: повышение уровня учебно-воспитательного процесса, тщательный подбор педаго­гических кадров, укрепление учебно-материальный и хозяйственной базы. Жигмит выдвинул инициативу строительства нового здания. И трехэтажная кирпичная школа была построена на радость агинчан.

Выйдя на пенсию, Жигмит Тумунович работал методистом Агинского учебно-производственного комбината. Преподавал в научно-исследовательском институте национальных школ РСФСР, в те же годы он был профессором кафедры педагогики Забайкальского гуманитарно-педагогического университета.

Тумунов – автор многих публикаций и научных работ, исследований культуры, истории и этнопедагогики агинских бурят. Только в одной его книге «Очерки истории агинских бурят» зафиксированы бесценные свидетельства для будущих исследователей и потомков.

Его личный вклад в развитие агинских бурят, не говоря о системе образования Агинского бурятского округа, огромен. При упоминании его имени в памяти знавших его людей, а также его учеников, а это тысячи и тысячи людей, возникает эталон интеллигентности и порядочности агинских бурят, человека сильной воли и крепчайшего духа.

Почетный гражданин Агинского Бурятского автономного округа, заслуженный учитель школ РСФСР, заслуженный работник образования Агинского Бурятского автономного округа, доктор педагогических наук Монголии, доктор педагогических наук Российской Федерации, профессор. Это, возможно, неполный перечень его званий и заслуг.

Он умер 17 января 2015 года. Отпущено ему было 93 года.

Виктор БАЛДОРЖИЕВ

(Продолжение следует)

Фото из архива семьи Тумуновых

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Жамсо Тумунов – бурятский писатель, о котором не написана книга