Общество 9 окт 2019 2270

​​Алтачейский заказник в Мухоршибирском районе Бурятии ждёт масштабное обновление

Сергей Красиков-младший показывает Василию Сутуле устройство для имитации рёва изюбрей

Фото Антона Ишрутова

Алтачейский заказник является старейшим в республике. Площадь его территории, расположенной на западном склоне Заганского хребта в Мухоршибирском районе, составляет 78,373 тыс га. Именно здесь встречаются две природные зоны: лесная и степная, чем и объясняется исключительное биологическое разнообразие животного и растительного мира. На относительно небольшой территории обитают изюбрь, волк, косуля, кабан, лисица, заяц-беляк, соболь, рябчик, бородатая куропатка, каменный и обыкновенный глухари и многие другие виды таёжной и степной фауны, в том числе и занесённые в Красные книги России и Бурятии. Алтачейский заказник играет важную роль в восстановлении численности и сохранении охотничьих видов животных. Отсюда животные расселяются и на сопредельные территории, тем самым обогащая фауну всего региона.

Около 70% площади заказника покрыты лесом. Местная флора насчитывает 595 видов высших растений, в том числе и редких для Бурятии и России.

Фото Антона Иршутова

В заказнике действует особый охранный режим: запрещены охота и отлов животных и птиц, разорение гнезд, сбор яиц, нахождение посторонних лиц с оружием, капканами и собаками.

Охрану заказника осуществляет старший государственный инспектор Сергей Гурьянович Красиков вместе с сыном, участковым государственным инспектором, также Сергеем Красиковым. Кроме охраны, они занимаются научными исследованиями, выполняют комплексные биотехнические мероприятия: закладывают солонцы, засеивают кормовые поля, устраивают зимние подкормочные площадки для копытных, вакцинацию диких зверей, развешивают домики для птиц и садят деревья. Представители СМИ 1 октября получили возможность вместе с ними побывать в заказнике и поприсутствовать на научном учёте поголовья изюбрей, сообщает ИА «Буряад Yнэн».

Отец и сын Красиковы

Фото Антона Иршутова

В естественных условиях

Осень в Алтачейском заказнике невероятно красива и живописна. Ещё неделю назад тут, по словам Сергея Красикова-младшего, стояла настоящая золотая осень, а сейчас уже большинство листьев опали, обнажив суровую природу здешнего леса. При въезде в заказник мобильная связь полностью пропадает, позволяя по-настоящему ощутить, что значит отрыв от цивилизации.

Золотая осень в Алтачейском заказнике

Фото Антона Иршутова

Как рассказывает Сергей, около центрального кордона, где расположен дом инспекторов, ещё накануне ревели порядка 30 изюбрей. Начиная с середины августа у этих животных начинается брачный период. Рёв самцов по всему заказнику слышится на несколько километров. Таким образом, они привлекают самок, а также устанавливают главенство на территории на случай посягательств других самцов. Благодаря этому природному механизму работникам удаётся пересчитать количество копытных, а также выяснить их примерное нахождение. На руках у Сергея есть специальная труба, имитирующая рёв изюбря, которая позволяет привлечь животных поближе к себе. Устройство, которое вряд ли найдёшь в наших магазинах, молодому человеку привёз из Америки друг.

По словам инспектора, сейчас популяция животных в заказнике растёт. Точное их количество назвать трудно, потому что в прошлом году не было снега, по следам на котором, при помощи специальных методик учёта, можно определить количество особей.

- Если смотреть по результатам за позапрошлый год, то изюбрей было в пределах тысячи, косулей в пределах пяти тысяч и более 400 кабанов, - отмечает Сергей.

Искусственный солончак на территории заказника

Фото Антона Иршутова

На территории заказника - 45 искусственных солончаков, куда инспекторы ежегодно выкладывают около трёх тонн соли. Недалеко от них стоят специально оборудованные будки для наблюдения за дикими животными. На определённых местах установлены фотоловушки: одни для нарушителей, другие для мониторинга животных, в основном, на солончаках и на специальных кормовых площадках.

Наблюдательная будка за дикими животными

Фото Антона Иршутова

На засеянных полях растут культуры, помогающие диким животным прокормиться в холодное время - подсолнечник, овёс, масленичная редька, пшеница, зелёнка и так далее. На двух тракторах землю засеивают втроём: Сергей с отцом и братом Александром. Проходя мимо подсолнечников, уже съеденных и прибитых морозом, наталкиваемся на место недавней схватки двух изюбрей. 

Сергей Красиков показывает место схватки двух изюбрей

Фото Антона Иршутова

Вообще, свидетельства диких животных здесь повсюду: в лесу это поваленные и даже выдранные с корнями деревья, переломанные ветки, ободранные рогами стволы. На дороге - свежие следы от копыт. У изюбря по размерам они крупнее, чем у косули, и со специфическим отпечатком, который не перепутаешь ни с каким другим.

Есть здесь и два небольших озера: одно пресное, другое солёное. В пресном водятся караси, в солёном раньше была рыба и селилась ондатра. Теперь, в связи неблагоприятными природными условиями, никого не осталось. Копытными оно используется как природный солончак.

Самих изюбрей нам удалось увидеть издалека: это сильные и грациозные животные, похожие на оленей. В переговорах оба Сергея в профессиональном сленге называют самцов «быками», а детёнышей - «телятами». Сергей Гурьянович намётанным глазом первым видит, где находятся те или иные животные и передаёт информацию по рации нам. Но уже через некоторое время коллеги-журналисты сами приноравливаются опознавать вдалеке изюбря, а также косуль.

Красиков-младший часто берёт с собой фотоаппарат и делает снимки животных и местной флоры. Фотографии удивительных природных красот Сергей затем выкладывает соцсетях, где ведёт блог о своей работе. К слову, работает он здесь уже девятый год, а его отец - уже 33 года. По специальности Красиков-младший - биолог-охотовед, закончил учебу в Иркутске и сразу же при получении диплома устроился в заказник. Кроме отца, здесь же работает и его младший брат Александр, который сейчас уехал на сессию в Иркутск.

- Я, если честно, могу пробыть в городе дня три, а потом мне становится плохо. Почему? Загазованность, а также суета, которую не люблю, - говорит мужчина.

Работа не из простых

По словам инспектора, в последнее время нарушителей, в основном, наказывают за проезд и стоянку на территории заказника. В последний раз браконьеров ловили два года назад, и с тех пор инцидентов не было.

Бывали в работе и случаи с риском для жизни. Так, в 2013 году, браконьеры, в попытке скрыться от задержания, протаранили служебный УАЗик. Ударили со всей силы как раз в то место, где сидел Сергей. Лишь усиленный металлический бампер автомобиля не позволил случиться беде. В итоге, в ночной погоне от инспекторов, преступники скатились в овраг, где их и задержали.

- Они охотились на копытных с помощью луч-фары в ночное время. Их было двое, их судили. Два года назад также задерживали двух «лучильщиков», успевших добыть двух косуль. Я вышел с оружием и начал останавливать машину, а водитель нажал на газ и попытался меня сбить. Я сумел отскочить, и он проехал мимо, но недалеко: на дороге его ждал «сюрприз», в общем, принудительно остановили. Машину забрали в счёт государства, дали штраф. А за попытку покушения на жизнь - ничего.

Как объясняет Сергей, у инспекторов есть нательный видеорегистратор, который снимает всё, что происходит вокруг. Однако в тот раз дело происходило зимой, когда температура на улице была ниже 47 градусов. Как следствие, батарея видеорегистратора замёрзла, поэтому доказательств наезда на него предоставить не удалось. Однако в другом случае именно видеозаписи доказали вину нарушителя.

- Вместе с Александром остановили «Volkswagen Amarok». Они обследовали вышки МТС и решили сократить путь через территорию заказника, где были остановлены. Я представился и предложил предъявить документы для составления протокола, на что водитель отказался и в итоге решил скрыться с места и сбил Александра, - вспоминает Сергей. - Благодаря записи с видеорегистратора удалось доказать его вину в суде. Его не посадили потому, что его жена в это время должна была рожать. Присудили 70 тысяч штрафа и условное. А так могли посадить на три-четыре года.

На территории заказника кроме Красиковых, работают два сторожа. Другие инспекторы, как признаётся Сергей, долго не задерживаются. Кого-то не устраивает режим работы без выходных, а кто-то, пользуясь служебным положением, ищет выгоду для себя с охотничьими целями. Таких быстро распознают, и также быстро с ними расстаются. Сам Сергей, с детства привыкший везде быть с отцом, воспитанный в любви и бережном отношении к природе, говорит, что выбрал своё призвание сам, и ни о чём не жалеет.

Потенциал для развития

Грациозные изюбри, быстроногие косули, вальяжно и неторопливо переходящий дорогу тетерев … Настоящая живая и нетронутая природа, увидеть которую должен каждый. С 2011 года управление заказником осуществляет ФГБУ «Байкальский государственный природный биосферный заповедник». Последний активно работает над созданием условий для развития организованного, познавательного туризма.

О грандиозных планах по комплексному развитию Алтачейского заказника представителям СМИ рассказал директор Байкальского заповедника Василий Сутула. Так, несколько месяцев назад наконец-то удалось перевести земли заказника из сельхозназначения в земли особо охраняемых природных территорий, что позволяет построить здесь комплексную инфраструктуру, учитывающую такие направления, как охрана природы, научная деятельность и туризм.

Василий Сутула на подсолнечниковом поле 

Фото Антона Иршутова

- Без охраны, без кордона, без возможности для расположения транспорта, радиосвязи не может быть никакого комплекса, - отметил Василий Иванович. - Охрана – это столп, на котором держится возможность показать диких животных, сохранённые леса от пожаров, от незаконных рубок. Для охраны мы хотим построить стоянки для транспорта, кордон, водопровод.

Другой важной составляющей директор Байкальского заповедника назвал обеспечение инфраструктуры для научных изысканий. Планируется построить стационар для приёма экспедиций, обеспечить удобство для проживания научных сотрудников и оборудовать специальные кабинеты для их работы.

- Третье направление – это познавательный туризм. Мы прекрасно понимаем, что человек, приезжая в подобные места, неизбежно негативно влияет на среду (жидкие и твердые бытовые отходы), поэтому должно быть минимизированное воздействие на природу, нормальные туалеты. Моя позиция: нет туалетов - нет туризма. У нас здесь должно быть всё, потому что это федеральная охраняемая территория. Мы должны обеспечить возможность человеку насладиться природой, при этом позаботиться о том, как он сюда приедет, где ему покушать, разместиться, - подчеркнул Василий Сутула.

И наконец, ещё одна составляющая - информационная. На территории заказника планируется построить визит-центр наподобие того, который есть в Танхое и показывать дикий животный мир Алтачея во всём его разнообразии. Проект визит-центра уже выполнен организацией «Бурятгражданпроект», и сейчас находится на экспертизе.

- Я надеюсь, что мы её пройдём и тогда получим финансирование на сумму около 30 млн рублей из федерального бюджета. Это федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории». Нам надо сделать такую точку», - подчеркнул директор.

По его мнению, комплексное развитие заказника повлечёт за собой решение задач по сохранению природы и развитию туристического потенциала.

- В России нет таких мест, подобных Алтачейскому заказнику. Именно с целью демонстрации диких животных. Здесь не будет ущерба для дикой природы, только благо, - уверен директор Байкальского заповедника. - Конечно, делать это нужно в разумные сроки, чтобы не гонять беременных самок. Чем больше здесь будет туризма, тем сильнее будет общественный контроль и внимание к территории. Говоря об экологическом просвещении: покажи детям диких животных - и это западёт на всю жизнь. Человек влюбится в природу, ведь на всех этих прекрасных и благородных животных, косуль, изюбрей, дроф смотреть с равнодушием просто невозможно.

Автор: Антон ИРШУТОВ

Читайте также