Общество 8 июл 2020 221

Тенденции недели: транспортная петля

На этой неделе в Народном Хурале Бурятии обсуждают меры поддержки предпринимателей, занимающихся перевозками пассажиров

На этой неделе в Народном Хурале Бурятии обсуждают меры поддержки предпринимателей, занимающихся перевозками пассажиров. Еще два года назад их было более 1700, сейчас – около 1300, - отметил недавно в своем материале журналист ИД «Буряад Унэн» Иван Подберезкин, - и с каждым днем перевозчиков становится все меньше.

В тень через плетень

Очередной удар по многострадальной сфере пассажирских перевозок Улан-Удэ нанес коронавирус: пассажиропоток упал, соответственно упали доходы водителей маршрутных такси. По информации городского комитета по транспорту за время изоляции маршрутный парк Улан-Удэ поредел на 300 машин. Ударной волной вполне ожидаемо накрыло городскую казну, она понесла существенные потери в результате недобора налогов.  

На заседании комиссии Народного Хурала по социально-экономическому развитию Улан-Удэ власти города предложили «накатанный» вариант выхода из ситуации, выделить субсидииот 10 до 15 тысяч рублей на одно техническое средство. В администрации Улан-Удэ полагают, что эта мера позволит отложить вопрос повышения цен на проезд, и хотя бы на время успокоить частных перевозчиков, которых в столь непростой период так и тянет «в тень».

— Это должно нас всех насторожить, - высказался на эту тему депутат Народного Хурала Бурятии Дмитрий Дружинин, - у нас так много людей занимается этим бизнесом, а сколько налогов получаем? Всего миллион в 2019 году? Этого, конечно, недостаточно.

- Мы ожидаем введение закона, который предусматривает применение контрольно-кассовой техники, - ответил депутату Юрий Ткачев, председатель комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации Улан-Удэ, — это позволит повысить собираемость налогов.

- А не получится ли так, что эта мера только усугубит ситуацию? – задала вопрос другой депутат НХ Татьяна Мантатова, - стоимость аппарата от 30 тысяч рублей, ощутимая сумма для частного перевозчика. К тому же это дополнительная нагрузка на водителя,отбивать чек каждому пассажиру, что опять же чревато, не дрова возят.

В итоге на том заседании сошлись на идеевместо субсидий выделить перевозчикам кассовые аппараты, дескать, это и собираемость налогов позволит увеличить, и водителям не придется тратиться. Данный вопрос решено обсудить на ближайшей сессии Народного Хурала Бурятии.

Большие надежды

- Одна из причин нехватки машин на городских маршрутах – плачевное состояние муниципального транспорта, - заявил на том же заседании депутат Народного Хурала РБ Михаил Степанов, - доля этого транспорта в общем сегменте перевозок составляет всего 20 процентов.

Напомним, в начале этого года ИД «БуряадУнэн» рассказывал о том, что столица Бурятии вошла в федеральную программу обновления парка муниципальных автобусов. Последний раз этот паркобновлялся 10 лет назад. Но пока неизвестно, когда именно в Улан-Удэ прибудет первая партия больших автобусов, федеральная программа рассчитана на 4 года.

В итоге для частных извозчиков, накоих в 2008 году город возлагал большие надежды, маршрутный рынок перестал быть хлебным с уходом «Истан», а также в силу множества транспортных нововведений. Так рухнула (или заглохла) идея взрастить в городе сферу маршрутного бизнеса. Но время не знает жалости, и похоже, что сферу муниципального пассажирского транспорта нам придется создавать с нуля, осторожно прогнозируют депутаты Городского совета. Они подсчитали, что для полноценной работы сферы нужно покупать минимум пять новых автобусов в год, а лучше - десять. Один новый автобус стоит около 10 миллионов рублей. Подсчитав расходы, что уходят на содержание одного такого автобуса, городские депутаты приуныли.

- Ежегодно с городских маршрутов уходят до 300 автомашин, - отмечал минувшей зимой депутат Городского Совета Сергей Бурдиков. – Петля маршрутных проблем сжимается все туже. Городу нужны автобусы, чтобы удержать такие направления, как Комушка, Сокол, Солдатский, Аэропорт. И, субсидии тоже нужны, ибо маршруты важны, но не рентабельны. Выбор вариантов пока невелик - либо весьма значительно поднять тариф на проезд, либо уповать на помощь от республики и федерального центра.

Мыслить творчески

- Было бы правильно те 20 автобусов, что получит город из «Народного бюджета» направить на те важные, но не рентабельные маршруты, - отмечает Валерий Базаров, общественник, в прошлом владелец маршрутного такси, - но с приходом этих автобусов встанет другой вопрос, на что их содержать. Чтобы сфера стала прибыльной, ее нужно развивать, путем грамотных вложений. Нужна новая экономическая модель развития сферы маршрутных перевозок. И модель эту нужно разрабатывать творчески, с учетом великого множества рисков, множества всяких «но», коих в России в любой сфере полно…

Одним из таких «но», по личному мнению Валерия Базарова, является этакий паразитизм. В сфере маршрутных перевозок стало много «паразитов», и теперь каким-то образом город должен их «вытравить», чтобы дать возможность зарабатывать тем, кто действительно работает. Тогда и общий уровень перевозок пойдет в гору. Маршрутов на самом деле много, отмечает Валерий, кто-то выходит на полдня, а кому-то и двух часов утром и вечером достаточно. Сфера потенциально хлебная, и ее хватит на всех, если навести в ней порядок, согласно которому каждый вид транспорта, например, будет иметь свою нишу.

- В Южной Корее, где я живу и работаю уже пять лет, оплата за проезд в общественном транспорте осуществляется исключительно по картам, - отмечает Валерий Базаров, - оплатив проезд в метро дальше на работу с пересадками я уже еду бесплатно. Карточная система оплаты проезда позволяет компенсировать солидную часть дотаций. В этой стране считают, что подобные вопросы нужно решать основательно, где-то даже творчески. Есть множество методов и технологий компенсации затрат на муниципальный транспорт. В том же Кызыле многие важные для горожан ведомства располагаются на окраинах города, в разных концах. Делается это для того, чтобы муниципальный пассажирский транспорт имел возможность развиваться. А иначе будет расти число владельцев частных автомобилей, дорожные пробки станут еще гуще и «петля» транспортных проблем, в конце концов, сомкнется на шее городской власти.

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ

Фото: pixabay.com