Газета «Бурятия» в сотрудничестве с Instagram-журналом PROSTO @prosto.zhurnal представляет интервью с уроженкой Баунтовского района Натальей Вангди @bhutan_withlove. В своем блоге она рассказывает о жизни в Бутане и Германии, о менталитете, традициях и воспитании.
Последняя Шангри-ла, Страна счастливых людей, Королевство громового дракона - это лишь часть эпитетов, которыми принято описывать Бутан - небольшое государство в Гималаях. Оно распахнуло двери для иностранцев всего лишь 30 лет назад. Эта страна манит и завораживает. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что там живет наша землячка из Баунтовского района.
ЗАМУЖ ЗА МОНАХА
– Наталья, представьте, что вы выступаете перед незнакомой публикой. Расскажите немного о себе.
- Я родилась в Баунтовском районе и жила там до 17 лет, потом уехала учиться в Иркутск. После окончания юрфака ИГУ занялась частной практикой. Но меня всегда тянуло путешествовать. В 2002 году я решила сменить вид деятельности и открыла турагентство. Кроме этого, ещё со студенческих времен меня интересовали духовные практики. Буддизм всегда был мне близок, так как в Бурятии сами знаете, люди независимо от национальности с уважением относятся к ламам, ходят к ним за советами. Мне нравилось в дацанах: запах благовоний, звуки мантр. К 24 годам осознала, что буддизм - это мой путь. Начала искать учителей и свою школу. Встретилась с Кармапой – главой линии Карма Кагью, и сомнений больше не оставалось. Я чувствовала себя как дома.
- Как получилось, что девушка из Баунта оказалась в Бутане (кстати, буквы в названиях те же самые, если их переставить местами)?
- В 2009 году я впервые поехала в Индию, в Бодхгаю - место, где Будда достиг просветления. Как раз проходил большой ежегодный молебен - Монлам. Там я встретила своего супруга. Он был тогда монахом, с десяти лет жил в монастыре в Сиккиме (соседний с Бутаном штат Индии). Девять лет он учился в буддийской шедре (институте) в Калимпонге. На момент нашего знакомства супруг как раз ее заканчивал. У него не было монашеских обетов на всю жизнь. Через какое-то время мы поняли, что вместе сможем быть полезнее, и он с разрешения своего ламы оставил монашескую жизнь. У нас очень сильная кармическая связь. Мы действительно смогли многое сделать вместе.
- Какие качества в муже вы особенно цените?
- Мой муж - коренной бутанец. Он родился в многодетной семье, где шестеро детей. Его прадед - тибетский лама, пришел из Тибета и основал монастырь в Восточном Бутане. Мужа всегда тянуло в монастырь, мечтал посвятить себя монашеской жизни. В десять лет родители отвезли его в один из лучших монастырей школы Карма Кагью в Румтеке. Шестнадцатый Кармапа в 70-е годы провел какое-то время в Бутане по пути из Тибета в Индию и заслужил огромную преданность бутанцев. Поэтому отдать ребенка в его монастырь считалось очень престижным, что и сделали родители моего мужа.
В нем больше всего ценю открытое сердце. Именно с ним я узнала, что такое быть буддистом на деле, а не на словах. Нет ни одного человека, которого он оставил бы без внимания и помощи. Меня поразил его острый ум. Когда мы познакомились, он уже говорил на шести языках и постоянно чему-то учился. Сейчас еще добавились русский и немецкий. Ну и уже позже я поняла, какой он замечательный семьянин и отец. У нас три дочки, и он полностью вовлечен в их воспитание. Муж даёт им очень много, постоянно чему-то учит. Наша старшая дочь начала читать в пять лет на английском, немецком и русском, а позже он обучил ее тибетской грамоте.
ЧАРУЮЩИЙ БУТАН
- Что больше всего поразило в Бутане: люди, места, традиции... К чему было сложно привыкнуть?
- В Бутане меня поразили природа, люди и культура, которую они смогли сохранить в наш век глобализации. Наверное, это чуть ли не единственное место, где культура и традиции живы так же, как и века назад. Это единственная страна, где тибетский буддизм сохранен в чистом виде. Его не разрушали извне (как китайцы в Тибете), ни внутри страны (коммунисты в Бурятии и Монголии). Монастыри в идеальном состоянии, все поддерживается на государственном уровне. Несмотря на то, что Бутан открыт для иностранцев с 70-х, им удалось сохранить страну от негативного влияния массового туризма.
С самого начала они установили дневной тариф, который обязан оплачивать любой турист. Поэтому здесь не встретить бэкпэкеров (путешествующих за небольшие деньги, без услуг туроператоров – авт.), которые могут находиться в стране подолгу. Едут только те, кто действительно хочет прикоснуться к уникальной природе и культуре. Это очень мудрое решение, которое позволило бутанцам сохранить страну. Более того, часть денег с дневного тарифа сразу же идут в государственную казну, и именно поэтому в Бутане бесплатные образование и медицина. Госустройство здесь очень отличается от многих стран. Всё направлено на благо местных жителей, окружающей среды и культуры. В Бутане вместе ВВП измеряется уровень национального счастья. Это отдельная и обширная тема. Скажу лишь, что в Бутане к материальным благам отношение иное, чем на Западе. Здесь нет такого потребительского отношения. Люди умеют довольствоваться малым, счастье измеряют не в дороговизне машины, а в собственном ощущении. Бутанцы говорят: «Есть крыша над головой, чашка риса и чили, все здоровы. Этого уже достаточно, чтобы благодарить и быть счастливыми». Кстати, в их лексиконе нет слов «депрессия» и «стресс».
- У себя в блоге вы пишете, что живете на две страны: в Германии и Бутане. С чем это связано?
- Да, это так. В Бутане мы чувствуем себя больше дома. Там мой муж как рыба в воде. У нас свой бизнес – туристическая компания. Мы принимаем русских туристов. Я там единственная русская, поэтому мы одни в Бутане из операторов, с кем можно общаться на русском. Также в прошлом году открыли русское кафе-пекарню. Стали первыми, кто печет настоящий хлеб. В числе наших клиентов бутанская знать и члены королевской семьи.
В Германии же мы оказались из-за учебы мужа. Он хотел продолжить образование за рубежом. Я его полностью поддержала. Ведь он изучал буддизм 21 год, хотелось, чтобы смог применить свои знания в академическом мире. Мы приехали в Германию в 2012 году. Тогда муж поступил в магистратуру на факультет тибетского буддизма, а после окончания начал писать докторскую диссертацию. В этом году он должен был ее закончить, но из-за ситуации с коронавирусом всё отодвинулось на полгода-год.
В Германии нам немного сложно из-за разницы менталитетов и языка (я практически не говорю, только учу немецкий). Да, жить на две страны непросто, но очень интересно. Мы видим, как много это дает нашим детям в развитии. Две дочки ходят в детсад в Германии и в Бутане, а старшая первые два года училась и в немецкой и в бутанской школах (в Бутане образование на английском).
ВСЕСТОРОННЕЕ ВОСПИТАНИЕ
- Ваш супруг и дети отлично говорят на русском языке. Как вам удаётся поддерживать билингвальное мышление у детей?
- Дети говорят на четырех языках. Мы сразу с мужем решили, что каждый из нас будет говорить с ними на своем родном, поэтому они с рождения знают русский и один из бутанских (материнский язык мужа – цангла). Английский выучили по ходу, мы сами не поняли, как и когда, потому что первое время между собой мы больше говорили на нём, а сейчас больше по-русски. Да и в Бутане образование идет на английском, поэтому он детям дался легко. В Германии они пошли в садик, и немецкий стал для них тоже родным. Я стараюсь следить за изучением русского, читаю детям много книг, смотрим мультики. Старшая дочка сама читает, занимается три раза в неделю по скайпу с учителем русского языка. Теперь вижу, как у Кармы подтягивается грамматика.
- Вы с супругом - опытные родители. На ваш взгляд, что самое важное в воспитании детей?
- В воспитании детей мы немного старомодны. Нас расстраивает, как сейчас размываются ценности, многое перевернуто с ног на голову в современном мире. У наших детей есть все необходимое, но мы их не балуем. Прививаем уважение к старшим, учителям. Я не могу себе представить, чтобы наши дети нагрубили бабушке. У нас под запретом смартфоны и другие гаджеты. Убеждена, что детям нужно дать шанс развиваться естественным путем, без электронных игр и лишней информации: только живые игры, рукоделие, книги, беседы.
- Что бы вы сказали людям, которые сейчас находятся на перепутье, в поисках себя и любимого дела?
- Нет какого-то универсального совета. Я следую буддийскому мировоззрению, в нем нахожу ответы на все свои вопросы. Одно из главных поучений – это поучение о карме, которое означает, что мы сами создаем свою реальность. Мы должны брать ответственность за свои жизни на себя. Ни правительство, ни родители, ни общество - никто не виноват в наших невзгодах. Абсолютно всё в наших руках: начать менять жизнь, ведь развиваться можно из любой точки мира, из любой точки нашего состояния. Было бы желание.
- Спасибо за интервью.
Беседовала Анна РАДНАЕВА