В 1846 году верхнеудинский купец Александр Кобылкин, начавший с бакалейной торговли, занялся предпринимательской деятельностью и открыл пивоваренный завод.
Он торгует пивом собственного приготовления, а так как у него нет посуды для разлива, Кобылкин решает построить завод по производству бутылок. Войдя во вкус, Александр Кузьмич начал производить хозяйственную посуду, а затем и оконное стекло.
С приходом советской власти все предприятия купца были национализированы. На базе стекольного завода организовали промартель «Красный Восток», выпускавшую бутылки, ламповое стекло, электроизоляторы. Артель проработала вплоть до декабря 1960 года.
Осенью 1930-го началось строительство механизированного стеклозавода, и 29 сентября 1935 года состоялся его торжественный пуск.
Свой опыт молодым мастеровым нового предприятия пришли передавать старые мастера бывшего Кобылкинского завода во главе с известным тогда стеклодувом Александром Григорьевичем Бочкарёвым.
Мехстеклозавод только еще начинал набирать производственные обороты и разжигать свои огнедышащие печи, как правительство республики обратилось к руководству завода с поручением - подготовить какой-нибудь «стеклянный подарок» для знаменитого гостя - маршала Советского Союза Семёна Михайловича Будённого, приехавшего инспектировать воинов Бурятского кавалерийского полка.
Думали-гадали мастера, чем бы порадовать маршала, но так и не пришли к единому мнению. Отложили свое решение на завтра. А утром нежданно-негаданно к заводу подкатил кортеж машин, и к рабочим в окружении первых лиц республики вышел сам Будённый.
Ему с гордостью показывали только что отстроенные цеха, новёшенькое оборудование, коего, наверное, не было еще не только в стране, но, пожалуй, и за рубежом. Он попросил мастеров показать, как они свое дело делают. Стеклодувы постарались на славу. И тогда Семён Михайлович попросил у них эту самую «стеклодувную» трубку. Дул, дул, но ничего у него не получилось.
Старые мастера посмеялись: «Эх, Семён Михайлович, это тебе не шашкой махать и на коне скакать. Это тонкая, почти что ювелирная работа!». И маршал был вынужден согласиться с мастерами.
Встреча уже близилась к концу, как подоспел отлучившийся куда-то на время Александр Григорьевич Бочкарёв. Пока Будённого водили по цехам, он успел подготовить ему сюрприз – подарок от стеклодувов. Будённый держал в руках еще горячую, только что выдутую огромную трехлитровую бутыль, внутри которой на скакуне красовался он самолично – в буденовке и с саблей в руке. Восторженный маршал обнял и крепко расцеловал мастера.
Александр Григорьевич до конца дней своих вспоминал эту встречу и говорил, что это было для него лучше всяких наград.
Евгений ГОЛУБЕВ