Общество 8 июл 2020 3396

​Жизнь и война генерала-кавалериста: в Улан-Удэ служил легендарный полководец Михаил Ягодин

© фото: Фото из открытых источников

В самом начале прошлого века в Херсонской губернии на Украине родился малыш, которому судьбой было уготовано стать легендарным советским полководцем.

В суровое и грозовое время Михаил Ягодин рано возмужал и в возрасте 18 лет стал бойцом Красной Армии. В составе красногвардейского отряда и 1-го советского Александровского полка воевал против оккупационных австро-венгерских войск, германских оккупационных войск, петлюровцев, войск генерала Деникина на юге Укра­ины. В 19 лет стал комбатом. Был командиром отряда по борьбе с банди­тизмом. В возрасте 22 лет назначен комиссаром отдельного кавалерийско­го эскадрона связи, и с тех пор в его жизнь прочно вошла кавалерия.

СЕРЬЁЗНАЯ ШКОЛА

Не многие знают, что его жизнь и судьба были тесно связаны с нашей республикой. В своих воспоминаниях, во­шедших в книгу фронтовика-кавалери­ста, краеведа Соднома Хандажапова, Михаил Данилович указывал, что ему выпала честь принимать «непосред­ственное участие в деле воспитания и обучения личного состава Буркавбри­гады». В апреле 1936 года он назначен командиром 12-го кавалерийского пол­ка Бурятской кавалерийской бригады и был в этой должности до июля 1938-го. Затем с июля 1938-го по ноябрь 1939 года служил в должности командира 44-го кавполка 5-й кавалерийской Забайкальской Краснознаменной бри­гады, пока ее не расформировали.

По воспоминаниям Михаила Ягоди­на, 12-й кавполк Буркавбригады, служ­ба в котором была для него «серьёзной школой и большой закалкой», состоял из кавалерийских подразделений - пулеметного эскадрона, полуэскадрона связи, саперного и химического взво­дов, полковой батареи 76-миллиме­тровых пушек и полковой школы. 12-й кавалерийский полк показывал хоро­шие результаты во многом благодаря «постоянному совершенствованию боевой и политической подготовки и природному качеству бурят как отлич­ных наездников, прекрасных стрелков». Серьезное внимание в процессе под­готовки бурятских кавалеристов уде­лялось умению преодолевать водные преграды: бойцы «часто на подручных средствах с лошадьми переходили реку Селенгу у станции Дивизионная, что было рискованным делом, но смель­чаки успешно преодолевали её».

«Личный состав нашего полка пер­вым в Забайкалье выходил в зимние походные лагеря, но не было ни од­ного обмороженного и простужен­ного», - вспоминал Михаил Ягодин. По прошествии лет легендарный полко­водец рассказывал, что не раз в часть приезжали артисты Бурятского драма­тического театра, которые оказывали помощь в организации художественной самодеятельности.

ИЗБЕЖАЛ РЕПРЕССИЙ

Михаил Ягодин служил в Буркав­бригаде в сложный период, когда по кавчасти прокатилась волна чисток. Михаил Данилович - один из немногих командиров бурятской кавалерийской части, который не попал под молот ре­прессий.

В начале войны он служил началь­ником штаба 8-й отдельной Дальне­восточной кавалерийской дивизии. 12 февраля 1942 года назначен команди­ром 3-й гвардейской Краснознаменной ордена Суворова Кубанско-Мозырской кавалерийской дивизии. Генерал Яго­дин часто с особой теплотой расска­зывал о бывших бойцах и младших командирах 12-го кавполка Буркавбри­гады, которые храбро сражались с бе­лофиннами и фашистами. Первым сре­ди бурят Героем Советского Союза стал бывший боец 12-го кавполка Гармажап Гармаев, а бывший младший командир полка Жамсо Ванкеев награжден орде­ном Александра Невского, после войны стал Героем Социалистического Труда.

Участником войны был и бывший пулеметчик этого кавполка, чемпи­он всебурятского Сурхарбана по на­циональной борьбе Дамдин-Сурун Жагбаев. По словам комдива, только из одного небольшого села Цагатуй Джидинского района на передовой били врага его бывшие подчиненные по Буркавбригаде - Жамбал Ханда­жапов, Санжа Доржиев, Цыден-Доржи Цыренжапов, Сурун Занаев, Цыбикжап Очиров, Ниндак Чагдуров, Цырендожи Будаев. Мужественно, не щадя жизни, сражались в третьей кавдивизии вои­ны из Бурятии - замполит минометной батареи, которого называли «душой батареи» Содном Хандажапов, полит- рук эскадрона, секретарь комсомоль­ского бюро 10-го кавполка Арданжап Далаев, который был выдвинут ответ­ственным секретарем партбюро полка и погиб на этом почетном посту, про­славленный снайпер дивизии Жимбэ Пагбаев погиб смертью героя от пули вражеского снайпера весной 1943 года под хутором Михайловском Сумской области. На фронте пали смертью хра­брых младшие командиры и бойцы дивизии - Дамдинжап Дымчиков, Цы­денжап Рампилов, Ширап Будаев, Цыбикдоржи Цынгунов, Доржи Ангархаев.

ОРДЕН СУВОРОВА

Сам же Михаил Данилович про­служил в должности командира кав­дивизии до конца войны. В 1943 году он одним из первых полководцев, чьи жизни и судьбы так или иначе свя­заны с Бурятией, получил звание ге­нерала (звание генерал-майора ему присвоено 22 февраля 1943 года). Он принимал участие в Ржевско-Сычев­ской, Орловской, Брянской, Севской, Гомельско-Речицкой, Калинковичско- Мозырской, Полесской, Белорусской, Люблин-Брестской, Висло-Одерской, Варшавско-Познанской, Восточно-По­меранской и Берлинской наступатель­ных операциях.

13 мая 1945 года командующий вторым гвардейским кавалерийским корпусом генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Владимир Крюков представил генерала Ягодина к званию Героя Советского Союза. 17 мая пред­ставление к высшему знаку отличия СССР поддержал инспектор кавалерии первого Белорусского фронта гене­рал-майор Лев Ильин. Однако в итоге по неизвестным причинам Михаилу Даниловичу Героя так и не дали. Воз­можно, ему припомнили период служ­бы в Буркавбригаде в тридцатые годы, когда под молот репрессий угодили порядка 50 политработников и руко­водителей бурятской кавалерийской части, или камнем преткновения стало окружение, в которое попал, понеся большие потери, второй кавкорпус в ходе Севской операции и «оставление» города Севска в апреле 1943-го. Так или иначе, вместо Звезды Героя ему вру­чили орден Суворова первой степени. Таким образом, он вошел в историю Великой Отечественной войны, став одним из четырех командиров дивизий Красной Армии, в виде исключения на­гражденных этой высокой полководче­ской наградой. Этим орденом первой степени преимущественно награжда­лись командующие армиями и фронта­ми и их заместители.

После Победы после окончания Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова Михаил Ягодин служил на различных командных должностях. Весной 1947 года судьба вновь забро­сила боевого генерала-кавалериста в Восточную Сибирь: он последователь­но возглавлял 7-ю отдельную кавале­рийскую дивизию ЗабВО и 86-й стрел­ковый Хинганский корпус.

В 1974 году прославленного пол­ководца-кавалериста не стало. Его по­хоронили в Краснодаре, где он жил и работал после ухода в отставку. В этом городе его именем названа улица. В Улан-Удэ имя генерала, который внес значительный вклад в становление Буркавбригады, пока не увековечено.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: Фото из открытых источников

Читайте также