Общество 5 авг 2020 1420

Побочный эффект буддизма: Популярный лама-блоггер Олег Намжилов – о работе, творчестве и вдохновении

Еши Намжил лама (Олег Намжилов), шэрээтэ Курум­канского дацана «Гандан Ше Дувлин», занимается буд­дийскими практиками уже более четверти века, послед­ние три года лечит детей с проблемами речи.

Еши Намжил лама (Олег Намжилов), шэрээтэ Курум­канского дацана «Гандан Ше Дувлин», занимается буд­дийскими практиками уже более четверти века, послед­ние три года лечит детей с проблемами речи.

Олег лама также ведет свои страницы в попу­лярных соцсетях и имеет тысячи подписчиков. Все знают и каждый день ждут его астро­логические прогнозы. Кроме этого, он пишет книги, снимает музыкальные клипы и видео­фильмы, выпустил два сборни­ка стихов.

- Олег лама, расскажите, пожалуйста, о себе. Вы ве­дете страницы в соцсетях, и имеете там многотысячную аудиторию. Как это удается и что это дает вам?

- В 1993 году после службы в армии я поступил в Буддийский университет при Иволгинском дацане. Затем приехал на роди­ну, устроился штатным ламой в дацан Баргузинской долины (он тогда назывался так). В 2000 году избран шэрээтэ ламой да­цана, затем утверждён Хамбо ламой. В 2005 году проявился лик богини Янжимы в Ярикто, и было принято решение сде­лать отдельно Баргузинский и Курумканский дацаны по месту фактического нахождения.

В целом занимаюсь буд­дийскими практиками свыше 25 лет. Думаю, сказалось имен­но это обстоятельство – дело в том, что, если человек целенаправленно занимается буддийскими практиками, это сильно меняет его изнутри. Открываются новые стороны личности человека, творческие наклонности – я это называю побочным эффектом буддизма. Поэтому не удивительно, что по прошествии четверти века буддийских практик у меня в последние несколько лет от­крылась тяга к творчеству.

- В чем это проявляется? Трудно или легко это дается? О чем ваши мысли, когда пи­шете, например, зурхай?

- Не могу сказать, трудно, легко, каким образом… Просто я работаю, делаю то, что считаю необходимым, нужным людям и мне. На самом деле все это тре­бует времени и сил – каждый день я трачу несколько часов на ведение страниц в соцсетях. Я знаю, что люди ждут, и не могу обманывать их ожидания – и пишу каждый день, например, зурхай на завтра. Кому-то это важно. Кроме этого, я выкла­дываю посты на буддийскую тематику, изречения, мудрые мысли, сам пишу статьи. Ког­да делаешь, например, зурхай, очень важно сосредоточить­ся, и, делая выкладки (лунные числа, мэнгэ и прочее), самое главное – прочувствовать пси­хологическую характеристику дня. Скажу честно, бывают дни, когда не получается, то есть я не чувствую, не понимаю этот день. Но хорошо, что такое слу­чается очень редко.

- Ваш зурхай можно найти практически во всех соцсе­тях, его выкладывают, по­стят, комментируют. Так же, как и буддийские истории с ваших страниц. Как решаете проблему с авторскими пра­вами?

- Да никак. Я уже привык к тому, что все мои статьи про­сто «гуляют» в сети, и никто ни о чем не договаривается со мной. Иногда и вовсе статью копируют, а имя мое как автора убирают. Сначала это немного напрягало, даже писал кому-то, мол, имя-то автора зачем убра­ли (смеется). Но потом понял, что если человек нашел время прочитать, а потом перепеча­тать, значит, статья понрави­лась, и это тоже работа. Так что я из таких вещей проблему не делаю. Главное – хорошо сде­лать работу. Мой принцип: если уж делаешь, то делай без сучка и задоринки, чтобы без грамма­тических или орфографических ошибок, чтобы каждая запятая на своем месте. И главное, про­стым и понятным языком, избе­гая сложных понятий и слов.

- Вы пишете очень инте­ресные буддийские истории, скажите, где вы берете сюже­ты для них? Расскажите, по­жалуйста, о своем музыкаль­ном творчестве.

- Большинство - из личной практики. Если беру статью у кого-то, то обязательно даю ссылку, и даже если в свобод­ном доступе, то прошу разрешения на использование – в этом смысле я человек очень щепетильный. Было пару раз, что подали мысль. Кстати, писать зурхай – это не моя инициатива, в этом «виновата» моя супруга. С ее подачи попробо­вал, пришлось многое изучить, учиться заново, но потом дело пошло. ­

Конечно, присутствует и ху­дожественный домысел: что-то добавляю, убавляю согласно сюжетной линии. Например, сейчас готовлю новую книгу, «Мир духов», часть выложил в Интернет, очень большой от­клик. Но концовки я пока не вижу, честно, она пока не при­шла. Вообще там несколько ос­новных мыслей, и финал уже обрисовывается, но все еще в процессе. Предыдущие книги – «Путешествие Масандая, вождя сэгэнутов», «Буддийские исто­рии», «По стопам Соодой ламы», два сборника стихов «Странник Сансары» – разошлись неболь­шими тиражами (1 тысяча) в на­шем дацане и дацане на Верх­ней Берёзовке.

Есть четыре фильма, много музыкальных роликов. Недавно выложил новую песню «Мантры сердца» («Зурхэнэйм тарни»), здесь достижение в том, что удалось сделать ее и на рус­ском, и на бурятском языке. Вес­ной был новый клип «Зов пред­ков». Все в открытом доступе.

- К вам в дацан приезжают дети, больные аутизмом. Как вы помогаете им в излече­нии? Поддерживаете связь с ними сейчас?

- Конечно, родители на свя­зи. У нас была запланирована встреча на июнь, но из-за панде­мии пришлось отменить. Когда в первый раз летом 2018 года к нам в дацан попросились роди­тели с детьми с этим диагнозом, я даже не предполагал, что про­блема столь актуальна. Тогда приехала большая группа око­ло 40 человек. И на следующий день я ушел в затвор на 10 дней. Каждый день дважды по три часа начитывал мантры. Было непросто. Дети сложные, малоу­правляемые, привычные к тому, что лечение – боль как мини­мум. Но радует, что несколько маленьких пациентов после это­го стали лучше разговаривать, а один начал петь по утрам.

А началось с того, что у меня был случай, когда мантрами уда­лось вылечить ребенка с про­блемами речи. Как это работает? У ребенка, который не заговорил в нужном возрасте, в горле словно узелочек завязан, и его надо просто развязать. Ведь что такое лечебная мантра? Лекар­ства, например, состоят из раз­ного набора трав. Но могут так­же состоять из разного набора звуков, вибраций. Определен­ная комбинация вибраций от звукового ряда может разбить этот энергетический блок – суть болезни. И когда энергия начи­нает нормально циркулировать, затем это доходит до мышц язы­ка, и ребенок начинает гово­рить. Кстати, именно после того первого затвора с лечением де­тей у меня неожиданно пошли буддийские стихи в большом количестве.

- Предвидели ли астрологи пандемию? Как изменились в связи с новыми обстоятель­ствами настроения среди ва­шей паствы? С чем стали чаще обращаться?

- 1 марта я опубликовал астропрогноз на 2020 год, тогда пандемия была еще где-то там, далеко от нас. Но в прогнозе я писал, что наступивший год – не для роста благосостояния, главным будет выжить. Что год в финансовом плане тяжелый и возможны заболевания и смерт­ность от легочных заболеваний и болезней толстого кишечни­ка. И лето будет холодным, но с короткими периодами очень сильной жары и сильных ве­тров. Все дело в нашей карме - карме стран и народов, обще­ства и семей.

Победит ли человечество новый вирус? Думаю, да. Самое главное – сохранять спокой­ствие. В борьбе с любым вра­гом, в том числе с болезнью, главное – не паниковать. Испу­гался – значит, проиграл. Лич­но я в связи с пандемией стал лучше контролировать себя и свои действия, например, стал меньше притрагиваться к лицу. В буддизме есть понятие осоз­нанности действий – любых, и тогда человек становится менее уязвимым, несчастные случаи минимизируются.

Весной дацан, конечно, опу­стел, обращались только по са­мым срочным поводам. Сейчас приспособились к онлайн-об­щению, это удобно. Тем более что у многих сейчас непростое финансовое положение в свя­зи с кризисом. В целом карди­нально ничего не поменялось, но заметно, что стали больше обращаться именно по финан­совым вопросам. Многие ищут работу, способы выжить. Есть ощущение, что люди устали бо­яться, ведь сначала все очень испугались, потом обозлились, а сейчас люди просто хотят жить.

- Каковы ближайшие пла­ны?

- В нашем дацане есть дуган Соодой ламы. Это был большой мастер, достигший высот реа­лизации. Он за три года (вместо 25 лет) получил диплом лека­ря. Поразительный факт – во­круг его дугана на территории дацана растут лекарственные травы, которые у нас вообще не растут. Совместно с прихожанами и главным спонсором Станиславом Гармаевым мы обустраиваем этот дуган, а осе­нью установим статую Соодой ламы.

Также надеюсь, что для на­шего народа сыграет большую роль проект Хамбо ламы и ИД «Буряад Унэн» по изданию га­зеты на диалектных наречиях, в том числе и нашем. Я готовлю часть материалов на буддий­скую тематику.

- Спасибо за беседу, удачи в новых проектах!

Автор: Маргарита ИВАНОВА

Фото: Фото из открытых источников