Общество 7 авг 2020 1576

​Близкая глубинка: В селе Ягодное хранят традиции и историческую  память

© фото: Фото предоставлено Сергеем Петровым

Места здесь дивные. Упоительную августовскую прохладу у отрогов Хамар-Дабана возле Щучьего озера не описать словами. Воздух настоян на аромате ягодных полей. Ягоды в этом краю хватает – черника, голубика, смородина.

Не случайно же у этого старообрядческого села, пожалуй, самое «вкусное» название в республике – Ягодное. Впрочем, изначально более столетия назад оно называлось Солеварино, затем – Каменка (местами земля здесь каменистая). Больше ста лет назад старообрядцы ловили рыбу на Щучьем озере, добывали известь и соль на Селегинском солеваренном заводе купца Голдобина (отсюда и Солеварино). Очевидно, в 1920 году за этой деревней староверов, которые переселись сюда из Тарбагатая в поисках новых пахотных и сенокосных земель, закрепилось названия Ягодное.

ПОСТРАДАЛ ЗА ВЕРУ

В краеведческом музее села библиотекарь и краевед Галина Дорохова показывает уникальные экспонаты и рассказывает об истории села. Держу в руках кожаные унты (они как новые). В такой на редкость прочной обуви ходили по этой благодатной земле первые поселенцы Ягодного, которому нынче исполнилось 100 лет, – Думновы, Акинфеевы, Ефимовы, Банновы. Согласно «списка Ягодинского поселка, проживающих на казенно-оброчной статье солеваренного завода в районе Оронгойского хошуна с 1920 года» в этом селе проживало 42 семьи (208 человек).

Жизнь переселенцев не была ягодно-сладкой: они раскорчевывали земли под пашни, сеяли хлеб, орошая землю соленым потом, строили оросительные каналы. Отнюдь не гладко протекали в этом семейском селе период советской власти и процесс коллективизации. Как вспоминал один из жителей единственного в Селенгинском районе старообрядческого села, в 30-е годы ХХ века здесь организовали коммуну. В 1935 году создана артель имени Молотова, а затем одноименный колхоз. С лихвой горя и испытаний хлебнули ягодинцы в смутное время репрессий. Как пишет председатель РОО «Общество семейских Республики Бурятия» Сергей Петров в своей книге «Старая православная вера за Байкалом-морем. Епископ Афанасий Тарбагатайский,  Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока», чтобы сломать образ жизнь семейских, в 30-е годы прошлого века их загоняли в колхозы, но старообрядцы из Ягодного «крепко держались за семейский уклад».

В этом же издании приводится исторический документ – «информация о состоянии религиозного дела по Селенгинскому аймаку», которую составила ответственный секретарь по вопросам религиозных культов БМАССР Печенёва: «село Ягодное составляет крепкую старообрядческую общину и не имеет ни одного процента коллективизации». Этот документ, как пишет Сергей Петров, «по всей видимости, открыл кровавую страницу в истории села Ягодное».

В тревожную годину репрессий пострадал за веру один из самых известных людей, чья жизнь и судьба связана с этим населенным пунктом, – священноиерей отец Сергий Думнов (Сергей Афанасьевич Думнов). Всю информацию о нем собрал и изложил в своей книге Сергей Петров.

В 1930 году епископ Афанасий рукоположил Сергия Думнова в сан диакона, затем – в священника и направил служить в Ягодное. Из-за волны кровавых репрессий, направленных против священнослужителей, отец Сергий Селенгинский нашел в горах близ озера Щучье каменную пещеру, и спрятал там церковные книги и иконы. В 1935 году, получив благословение у епископа Афанасия, он с женой Еленой и тремя детьми перебрался жить в тайгу за речкой Убукункой: во время раскулачивания их дом конфисковали. Нашлись «доброжелатели», по злому навету которых Сергия арестовали в 1938 году.

По воспоминания родственников, отец Сергий отбывал заключение на строительстве железнодорожной Байкало-Амурской магистрали, затем - в одном из лагерей Читинской области, в 1944 году умер от истощения.

Жители Ягодного считают, что священномученик отец Сергий Селенгинский удостоен чести быть причисленным к лику святых. В 2001 году местные жители нашли пещеру, где он молился. Пещеру, расположенную в труднодоступном месте на вершине скалы в одном из распадков, планируют сделать местом паломничества.

«МАЭСТРО ВЕРБОВКИ»

В 1941 году многие ягодинцы были призваны на фронт. В прошлом году автор этих строк в рассекреченных архивах Минобороны РФ отыскал наградной лист на старшего лейтенанта Артемия Акинфеева: в 1950 году он награжден медалью «За боевые заслуги». Увы, имя этого отважного советского контрразведчика, сотрудника «СМЕРШ», награжденного нагрудным знаком «Ветеран военной контрразведки», который несколько десятилетий вел охоту на иностранных шпионов, в нашей республике практически неизвестно, хотя за подвиги, совершенные в годы войны и после, он стал действительно легендарным контрразведчиком.

Артемий Георгиевич родился в 1919 году в селе Ягодное в семье Георгия Кондратьевича и Екатерины Кондратьевны Акинфеевых. «Мой отец занимался хлебопашеством и скотоводством», – вспоминал ветеран СМЕРШа, окончивший 7 классов в Среднем Убукуне. Затем учился в кооперативном техникуме в Кяхте и Улан-Удэ. В 1941 году его призвали в военно-морской флот.

В 1943 году окончил школу военной контрразведки. На его счету более 30 выявленных и арестованных агентов иностранных разведывательных и контрразведывательных органов. Именно Акинфеев в 1943 году разоблачил и арестовал майора Главного разведуправления наркомата обороны Демченко, который был завербован немцами в 1939 году.

Уроженца Ягодного уважительно называли «маэстро вербовки». Как вспоминает жительница этой деревни Матрёна Трифоновна Петрова, Артемий Георгиевич, благородный, умный, статный мужчина, в последний раз приезжал на свою малую родину в 1967 году.

ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЬ

С 1950 годов прошлого века базовым хозяйством Ягодного стал колхоз имени Ленина. В советское время в селе были построены механизированный коровник, свинарник, телятник, комплекс для содержания 400 голов КРС. Тяжелые времена наступили в 90-е годы. Колхоз был ликвидирован.

- В Ягодном нет рабочих мест, поэтому многие люди работоспособного возраста оттуда давно выехали, – рассказывает глава МО СП «Загустайское» Надежда Раднажапова. – Население – около 120 человек. Они очень добрые, отзывчивые, гостеприимные и трудолюбивые – это у них в крови. Несмотря на трудности, не утратили своих корней, традиций. Есть там известный фольклорный ансамбль «Рябинушка».

В справедливости этих слов мы убедились, побывав в небольшом старообрядческом селе. Староста села и депутат местного совета Татьяна Афанасьева сообщила, что часть жителей занимается личным подсобным хозяйством, в ближайшее время начнут строить ФАП и посетовала, что в селе работают только почта и библиотека, нет ни школы, ни детского сада, и из-за этого молодежь сюда не едет. Но, по общему мнению, ситуацию в Ягодном изменить к лучшему можно: потенциал есть, в частности, для развития туризма.

В администрации Селенгинского района нас проинформировали, что турпотоки можно перестраивать на такие местные микробренды, как село Ягодное: «несколько местных активистов, которые будут сплачивать жителей, будут продавать местную продукцию, показывать культурную программу, и у нас получится упакованный турпродукт». Обнадеживают два момента. Во-первых, сейчас реконструируется автодорога «Тохой – турбаза «Озеро Щучье – Родник» в рамках госпрограммы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», ее подпрограммы «Туризм» и госпрограммы РБ «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства». Во-вторых, в этом селе есть пример, что, даже живя в дальневосточной сельской глубинке, можно развиваться и двигаться вперед. Так, здесь живет и трудится, радуя земляков, народный умелец Сергей Думнов. Столярному делу, работе с деревом он научился у своего деда Фрола Платоновича, и сейчас изготавливает изделия на заказ. А еще держит скот, пасеку, делает все своим руками. В общем, скучать в глубинке ему некогда.

Баясхалан ДАБАИН

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: Фото предоставлено Сергеем Петровым