- Все, о чем я сейчас жалею, это о том, что сил не хватает работать как раньше, - сказал мне в финале нашей беседы Василий Павлович Злыгостев, - застой кругом, поля не сеяные, люди с пустыми глазами, не могу это видеть!
С этим человеком я познакомился в одну из своих командировок в Закаменский район. Я намеревался взять у него интервью о школе села «Михайловка», где он отработал педагогом 20 лет, и беседа на диктофон, если честно, тогда мне показалась сумбурной. Однако перевод с диктофона показал, что если и был сумбур, то скорее у меня в голове, а не у него. Это тот самый случай, когда человек судит вроде бы по себе, а говорит в точку…
- Вся моя жизнь связанна с селом, и все чем я хотел заниматься всю свою сознательную жизнь, это беречь и лелеять свою родную землю-кормилицу! Я коренной житель села «Михайловка», коренной житель Закамны, родился здесь и вырос, окончил школу. У нас была отличная школа, с уклоном на трудовое воспитание. Нас учили работать на селе осознанно, по уму, ориентировали по способностям, чтобы каждый из нас сумел найти дело по душе. Я технарь в душе, и пока учился в школе, получил права на вождение трактора, что обернулось для меня огромным плюсом уже в годы армейской службы.
Призвали меня служить на Тихоокеанский флот, в морскую пехоту, и как тракториста направили учиться на командира секретного тогда танка Т-62. Учили нас шесть месяцев, и эти полгода, скажу я вам, были равносильны четырем годам учебы в институте, сейчас объясню почему. В программе нашего обучения было углубленное изучение матчасти, вождение, связь, водолазная подготовка, десантирование с парашютом и с корабля. К тому же была очень мощная идеологическая подготовка, мы гордились тем, что попали в такие мощные элитные войска. Все экзамены учебного курса я сдал на пятерки, и с тех пор этот дух победителя, который воспитали в каждом из нас, всегда был со мной. За что бы я не брался затем по жизни, все у меня получалось! А иначе и быть не могло!
Отслужил я три года, в дивизии морской пехоты во Владивостоке. До сих пор помню поименно всех своих командиров, многие из них были участниками Великой отечественной войны. Участвовал в морском походе, целый месяц провели в Красном море. Уволился в звании старшины, отличником ВМФ. Вернувшись домой, начал работать на тракторе и уже через год получил свою первую грамоту. Грамот и поощрений разных потом было много, а ту, первую храню как семейную реликвию. Много, где работал я в родном селе, помню номера всех своих тракторов, которые получал, и все они у меня были в идеальном состоянии, ведь иначе и быть не могло!
В 1971 году меня буквально в приказном порядке перевели в школу, педагогом производственного обучения. В те годы школой нашей руководила Васса Степановна Попова, не побоюсь этого слова – легендарный педагог, наша школа сегодня носит ее имя. Я подошел к этому переводу со всей ответственностью, поскольку, во-первых, все наши учителя все равно работали в совхозе, а детей, новые поколения, нужно воспитывать правильно, чтобы знали, что родную землю нужно любить!
Отработал я в школе 20 лет, и это лучшие мои годы. Работали мы с азартом, дети наши очень любили производственное обучение, и была у нашей школы, и наших учеников одна святая обязанность – посев куузику, это такая интересная кормовая культура, гибрид капусты, брюквы и турнепса, вывели ее, если память мне не изменяет – в Эстонии. Коровы ее едят так, что не могут остановиться, и молока потом дают много. Молоко, когда кормишь куузику, густое получается, сладкое. Ежегодно мы засеивали до 40 гектаров куузику, и всегда собирали большие урожаи. Детям у нас даже премии платили по итогам посевных и уборочных, и кормили как в пионерских лагерях, по линии сельпо, завозили все самое лучшее.
Очень интересный этап в жизни Михайловки начался, когда директором к нам был назначен Бато Цырендондокович Семенов. Он тогда был еще совсем молодым, но я к этому факту отнесся спокойно, подумал, раз молодой, наверняка стараться будет, а иначе с нашими не сработаться, народ у нас хоть и простой, но с гонором, когда надо. А он, как только приступил к своим обязанностям, начал ходить к нам в школу на педсоветы. Такого прежде у нас не было. Потом, когда мы работали на уборке куузику, новый директор выбил для нас специальный комбайн для уборки кормовых культур.
Я человек такой, всегда жил с пользой для общего дела, не прикрывал лентяев и халтурщиков, все в моей жизни только на совесть, через дисциплину, и не всем со мной, по правде говоря, было легко. Но БатоЦырендондокович показал себя дипломатом, в том плане, что просто поболтать – это не о нем! Если подошел, значит, что-то интересное предложить хочет.
Вот так мы однажды и задумали с ним один интересный проект, как сегодня говорят, решили сконструировать универсальную широкозахватную сеялку для кормовых культур, куузику и турнепса, причем такую, чтобы и сеяла, и прикапывала семена, и выдавала удобрения. Взялись мы за этот проект в две команды, по соревновательному принципу, у меня напарником был Жаркой Владимир Филиппович, а соревновались с нами БальжинимаГонгоров, инженер из районного сельхоз управления, и агроном Шонкин, имя и отчество, простите – запамятовал.
Мы с Владимиром Филиповичем, не имея инженерного образования, сконструировали восьми рядную сеялку, которая выполняла за один проход сразу четыре операции. Увезли обе наши сеялки в Улан-Удэ, и одобрили там именно наш с Владимиром Филипповичем аппарат. Еще и премию нам большую выписали. А когда мы это дело обмывали, наши соперники даже поклонились нам, признали, что отработали мы с душой, и подошли к делу творчески. Потом сеялки по нашим чертежам использовались по всей Бурятии, до тех самых пор, пока в республике не перестали сеять куузику. Это больше упущение, я считаю. Но кто меня послушает?
Конечно, высшее образование получать необходимо, но не ради диплома, а ради знаний. Моим же институтом стала моя родная земля! Она меня всему учила! А поскольку в начальники я никогда не рвался, то и диплом о высшем образовании мне был ни к чему, хотя, в сельхозинституте я учился пару лет, просто не смог окончить его по семейным обстоятельствам.
Я очень благодарен всем тем людям, с кем работал! Мне есть что вспомнить! Быть может, сделал я за всю свою жизнь не так уж и много, все ведь в сравнении познается, но гордиться нужно реальными делами! Так вот, ни одного дня в своей жизни я без пользы не прожил, всегда что-то делал для семьи и для людей!
И напоследок еще несколько слов о Вассе Степановне Поповой. Бог ей не дал собственных детей, но всю свою жизнь она посвятила работе с детьми. Она была настоящим патриотом своего дела, и нашей родной земли Закамны. Очень много поколений были воспитаны в школе нашей Михайловки, и все эти дети выросли честными, работящими, готовыми служить родной земле и защищать ее. В наше непростое время нам очень не хватает такой самоотверженности, каждый сам за себя, в своем углу. А большие дела делаются только сообща, это наша главная грамота, которую все мы должны усвоить. А иначе и быть не может!