Летом 1934-го в Верхнеудинске открылся аэроклуб. Из Москвы прибыли инструкторы, авиатехники и три учебных самолета У-2. Днем курсанты работали, а вечером изучали теорию полета, аэронавигацию, материальную часть самолета. После классных занятий начиналась летная подготовка, сообщает газета «Бурятия».
В 1939-м в аэроклубе состоялся очередной выпуск. Техникой пилотирования на У-2 успешно овладели курсанты Букатов, Нарыгин, Бродинский, Исаев, Сычёв, Солощенко, Рожин и др. Здесь же выросли свои командные кадры.
Первоначальную летную подготовку в аэроклубе проходили и девушки – Мария Серкова, Устинья Бараникова, Дора Константинова и др.
Предчувствие войны
Выступая от имени товарищей на собрании в аэроклубе, курсант Л. Петинов сказал: «Фашистская Германия готовит большую воздушную армию для агрессивных целей. Мы должны удвоить наши усилия по подготовке летчиков Военно-воздушных сил страны. Я с большим желанием осваиваю мастерство летного дела. Если понадобится, буду бить врага с воздуха». И когда началась война, Петинов сдержал свою клятву.
Десятки бывших курсантов стали военными летчиками. И в их числе – рабочий хлебозавода Соловьёв, преподаватель школы им. Блюхера Петров, токарь ПВЗ Колонтай и др.
Многие курсанты Улан-Удэнского аэроклуба были зачислены в находящуюся в городе Забайкальскую военную школу пилотов, начальником которой в начале войны назначен генерал-майор Г.Н. Захаров. Он передавал молодым летчикам свой опыт воздушных боев, приобретенный в небе Испании и Монголии. После пребывания в Забайкальской военной школе Захаров командовал 303-й истребительной авиаэскадрильей, в составе которой воевала французская эскадрилья «Нормандия-Неман».
Летному мастерству в Забайкальской школе курсантов обучал Ю.А. Гарнаев, который уже обрел боевой опыт, участвуя во время пограничного конфликта в районе реки Халхин-Гол, и успел получить свою первую награду – медаль «За отвагу». В августе 1945 в составе войск Забайкальского фронта он вместе со своими бывшими курсантами принял участие в разгроме Квантунской армии японцев, его ратные заслуги были отмечены второй медалью «За отвагу». Позднее, став летчиком-испытателем, за 30 лет своей яркой жизни Гарнаев освоил и испытал 120 типов летательных аппаратов. За этот поистине титанический труд он удостоен звания Героя Советского Союза и заслуженного летчика-испытателя.
81-я эскадрилья
В 1941 году на базе Улан-Удэнского авиапредприятия и аэроклуба Осоавиахима организовано новое учебное заведение – 81-я эскадрилья Восточно-Сибирского управления гражданской авиации. Командиром ее стал Р. Напреев, начальником штаба П. Зюбр.
Для обучения курсантов прибыли 20 опытных инструкторов из Тамбовского летного училища, владевших техникой пилотирования самолетов У-2 и бомбардировщиков СБ. Вскоре в эскадрилью прибыло 20 новых самолетов. Перед командованием была поставлена задача – в короткий срок обучить технике пилотирования летчиков для фронта. Задача была выполнена.
Первый выпуск 81-й авиаэскадрильи был полностью передан в Забайкальскую летную школу, второй – в Новосибирскую бомбардировочную школу. Некоторые выпускники направлены во фронтовые авиационные подразделения. Вслед за ними отбыли на фронт командир отряда И. Дмитриев, командир звена Д. Непомнящих, инструкторы Кузьмин, Гридасов, Титов, и др.
Многие из курсантов после переучивания в военных летных школах садились за штурвал истребителя, бомбардировщика или штурмовика и вступали в смертельную схватку с фашистами. На пятый день войны в небе над Ленинградом бывший аэроклубовец Пётр Харитонов, расстреляв в воздушном бою весь боезапас, таранил немецкий бомбардировщик. 8 июля 1941 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. Позже он совершил еще один воздушный таран и награждён вторым орденом Ленина. Всего за годы войны Пётр Тимофеевич совершил 180 боевых вылетов. В мирное время окончил Военно-воздушную академию и в звании подполковника командовал авиационным полком.
После окончания Улан-Удэнского аэроклуба В.П. Михалёва, как одного из лучших пилотов, оставили работать инструктором. И лишь в мае 1943 г. он добился отправки на фронт и был назначен командиром эскадрильи истребительного авиационного полка. Много раз ему приходилось встречаться с противником в воздушных боях, и каждый раз враг обращался в бегство, оставляя в небе черные трассы от горящих самолетов. Дважды, израсходовав боеприпасы, Михалёв таранил вражеские самолеты. На его личном счету было 26 сбитых фашистских самолетов, а эскадрилья под его командованием произвела свыше 600 вылетов, участвовала в 50 воздушных боях. И не случайно 1 июня 1944 г. Василию Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Закончил войну майор Михалёв в должности замкомандира полка. Его грудь украшали два ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и много медалей. В послевоенные годы полковник Михалёв летал на реактивных истребителях, был участником трех воздушных парадов в Москве.
Крылатое племя
Число Героев пополнили еще несколько наших земляков. Выпускник 65-й улан-удэнской школы Григорий Асеев встретил начало войны летчиком морской авиации Северного флота. Он совершил 81 боевой вылет, на его счету 23 торпедных атаки, свыше десятка транспортных и каботажных судов, два сторожевых корабля. За проявленные доблесть и мужество при выполнении боевых заданий он награжден орденами Боевого Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени.
16 октября 1944 г. экипаж самолета-торпедоносца, членом которого был Асеев, совершил бессмертный подвиг. На горящей машине летчики атаковали вражеский конвой и потопили транспортный корабль противника водоизмещением 6 тысяч тонн. Указом Президиума Верховного Совета СССР Григорию Сафроновичу Асееву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Борис Быстрых в 1939 г. окончил Балашовское летное училище ГВФ и летал над воздушными просторами Сибири, перевозя пассажиров, грузы, почту. С началом Великой Отечественной войны он воюет в составе 99-го бомбардировочного авиаполка, преобразованного после битвы на Волге в 96-й гвардейский Сталинградский. Старший лейтенант Быстрых совершил более 190 боевых вылетов. 5 ноября 1942 г. ему присвоено звание Героя Светского Союза.
В июне 1943 г. во время выполнения очередного боевого задания летчик погиб. Борис Степанович навечно зачислен в списки личного состава полка. На родине Героя – в Бабушкине – в филиале республиканского краеведческого музея создан стенд, посвященный Быстрых.
В начале Великой Отечественной С.И. Вандышев служил в штурмовом полку и на штурмовике Ил-2, прозванном немцами «черной смертью», совершил 158 боевых вылетов, участвовал в 52 воздушных сражениях, сбил несколько самолетов противника. Шесть раз был подбит и каждый раз возвращался в строй. Будучи подбитым в седьмой раз, попал в плен, но вместе с группой товарищей, уничтожив охрану, устроил побег из концлагеря около трех тысяч военнопленных.
Вернувшись в строй, командовал эскадрильей 93-го гвардейского Запорожского штурмового полка, сделал пять боевых влетов при штурме Берлина. За заслуги перед Отечеством Сергей Иванович награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны, многими боевыми медалями. За подвиги на фронте он дважды представлялся к званию Героя и лишь спустя 50 лет, 6 мая 1994 г., Указом Президента РФ Вандышеву присвоено звание Героя Российской Федерации.
С июля 1942 г. В.Н. Яшин отважно сражался с фашистскими стервятниками в грозовом небе Родины. К августу 1944-го он совершил 184 боевых вылета и в 42-х воздушных боях сбил 16 вражеских самолетов. 26 октября 1944 г. ему присвоили звание Героя Советского Союза. 1 мая 1945 г. капитан Яшин сбил над Берлином два немецких «фоккевульфа» и закончил счет сбитых им лично вражеских самолетов цифрой 25.
Помимо Звезды Героя, он награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, несколькими медалями. В апреле 1949 г. Виктор Николаевич приехал в Улан-Удэ и работал на авиазаводе летчиком-испытателем.
(Окончание следует).
Евгений ГОЛУБЕВ