Общество 21 авг 2020 1837

​Комбат Победы из Бурятии: сын скотовода прошел путь от тракториста до командира батальона

© фото: предоставлено Валерием Дугаровым

 Даба Дугаров воевал в должности комбата, руководил одним из самых важных подразделений – моторизованным батальоном автоматчиков, то есть танковыми десантниками. Люди на броне спешивались, первыми шли в бой, расчищая дорогу пехоте.

-Тяжело было отцу, – тихо, почти вполголоса, произнес сын фронтовика Валерий Дабаевич. – Он всю войну был на передовой. Однажды сказал, мол, думал, что не вернется с фронта домой.

Тяга к знаниям

Разглядываю потускневшую от вре­мени фотографию комбата Дугарова: выразительное лицо. Смотрит на нас с той войны открытым взглядом тем­но-карих глаз гвардии капитан. Фрон­товики считали самой главной и самой проклятой на войне должность ком­бата, тем более командира моторизо­ванного батальона автоматчиков (МБА). Комбат на войне был самым ближним офицером нашей армии, по которому остервенело палили фашисты. Но ка­питану Дугарову было суждено пройти через все круги фронтового ада и вы­жить, хотя он никогда не прятался за спинами солдат.

Слушаю откровенный, местами за­хватывающий дух, рассказ Валерия Дабаевича о героическом отце, который повидал в этой жизни все – и любовь, и смерть боевых товарищей, и смертонос­ный оскал войны, и счастливые мгнове­ния после Победы. Представляю, как на рассвете рассматривает вражеские позиции комбат Дугаров. Скоро танко­вые десантники под командованием капитана из Бурятии двинутся на запад – очень хочется дойти до Берлина, Гер­мании, которая впереди. А позади – Родина, в нескольких тысячах километрах от передовой – его «золотая колыбель» маленький улус Ташелан. Там, в степном приволье он бегал босиком по траве и обрел крылья.

- Отец родился в большой многодет­ной семье скотовода Цыренэй Дугара, – рассказывает Валерий. – Его мама умерла, когда отцу было всего пять лет. Он рано начал трудиться: пас овец, ко­ров, телят, чтобы заработать на кусок хлеба. До 12 лет не учился. В первый раз пошел в начальную школу в 13 лет в селе Дархитуй. Ходил туда и обратно пешком. Частенько ночевал у семей­ских в селе Ташелан. В 1932 году после переезда на станцию Горхон Дабе сно­ва пришлось ходить пешком в школу в Новоильинск. Такая была у отца тяга к знаниям! В 1937 году ему дали справку, что он заочно окончил семилетнюю же­лезнодорожную школу в Горхоне. Затем, после окончания курсов трактористов, некоторое время работал в колхозе на тракторе ХТЗ, счетоводом, учился на бухгалтера в Иркутске.

Орден из рук Калинина

В 1939 году молодого бухгалтера Ду­гарова призвали в армию. Попал он в Бе­логорск, где пройдя курс молодого бой­ца, был принят в полковую школу, а затем – в Хабаровское пехотное училище. По­сле того, как в 41-ом грянула война, в кон­це июня курсанты в срочном порядке сдали экзамены и отправились на фронт. На передовую под Москву, где получил боевое крещение, прибыл в ноябре.

12 февраля 1942 года лейтенант Ду­гаров представлен к ордену Красного Знамени. Но награда решением вы­шестоящего командования была по­нижена до Красной Звезды. Свой пер­вый боевой орден он получил, будучи командиром пулеметного взвода 1162 стрелкового полка 352 стрелковой дивизии (20 армия, Западный фронт) в марте 42-го за подвиги, совершенные в декабре 1941 года на Волоколамском направлении в районе сел Михайловка, Тимково.

Из наградного листа лейтенанта Дабы Дугарова на орден Красного Знамени (награжден орденом Красной Звезды):

 «…18 октября 1942 года в селе Михайловка во время уличного боя 30-40 не­мецких оккупантов сделали налет на наши части. Лейтенант Дугаров, коман­дир пулеметного взвода меткой стрельбой из станкового пулемета расстре­лял эту колонну и дал возможность…нашим ротам принять боевые порядки для контратаки на противника...».

- Отец начал заходить в село с флан­га и заметил немецкую автоматическую пушку, которая стояла у села, – говорит Валерий. – Взял несколько бойцов. И они в маскхалатах поползли в строну вражеского арторудия. Уничтожили их расчет. Сиденье у пушки было, как у сенокосилки, и оно поворачивалось. Они перенесли его в сторону, развернули на немцев и обстреляли вражеские пуле­метные точки.

Этот орден ему в Кремле вручил Всесоюзный староста Михаил Калинин. В 1942 году Дугаров участвовал в боях на Волоколамском и Ржевско-Сычев­ском направлениях.

- Отец рассказывал о тяжелых боях под Москвой, о том, как выбивали из одного поселка немцев, об окружении, из которого они выходили с большими потерями, – продолжает сын комбата. – А после битвы под Москвой отца направили в военную академию имени Фрунзе, которая в то время располага­лась в Ташкенте. По окончании трехме­сячных курсов по ускоренной подго­товке офицеров для создания резерва командиров батальонов и полков в мае 1943 года стал начальником отделения дислокации войск третьей танковой армии, его встретил сам командарм, генерал-майор Павел Рыбалко со слова­ми: «Буряты – хорошие воины, воевать вы умеете».

Всю войну – на передовой

После Курской дуги наши двигались на Запад. Когда приблизились к Украине Дугарова в конце 1943 года назначили командиром моторизованного батальо­на автоматчиков 52 Гвардейской тан­ковой Фастовской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого бригады (6 Гвардейский танковый корпус, тре­тья Гвардейская танковая армия). В его подчинении находилось 1200 солдат и сержантов. Тяжелые бои развернулись в июле сорок четвертого у города Львов. Там-то, в районе населенных пунктов Ременов, Вислобоки и крупного желез­нодорожного узла Янув, снова особо отличился комбат из Бурятии. «За от­личное выполнение боевых заданий командования и проявленную смелость в бою достоин награждения орденом Отечественной войны первой степени» – написал в представлении к награде командир 52 танковой бригады, гвар­дии полковник Михаил Плеско. Однако решением Военного Совета третьей Гвардейской танковой армии (команду­ющий генерал-полковник Павел Рыбал­ко) награда была повышена. И в итоге китель гвардии капитана Дугарова в сентябре сорок четвертого украсил ор­ден Красного Знамени.

- Отец был всегда на передовой, – рассказывает сын героя-комбата. – Однажды он вместе со своим замести­телем из бинокля наблюдал за позици­ей противника. Они разговаривали, и вдруг подчиненный замолчал. Оказа­лось, его жизнь оборвала пуля немецко­го снайпера, а через мгновение вторая пуля разбила бинокль и едва не заде­ла отца. Ему повезло. Папа говорил, что его отец за него молился.

Прирожденный охотник Дугаров ре­шил отомстить за погибшего друга. Он поднялся до рассвета, взял снайперскую винтовку. Через прицел увидел подни­мавшегося на дерево снайпера-фаши­ста и одним точным выстрелом «снял» немца. Как-то ночью в атаке он заметил немецкого генерала, выстрелил в него и хотел было забрать у тяжело раннего фрица пистолет, но генерал успел вы­стрелить. Рана оказалась легкой.

- Для отца война закончилась в Пра­ге, – говорит Валерий Дугаров. – После Берлина их танковый корпус направи­ли в столицу Чехословакии. Когда отец и его однополчане ночевали в Рудных горах, в ночь с 8 на 9 мая вдруг началась стрельба. Он подумал, что это немецкая группа напоролась на них. Но оказалось – Победа: наши солдаты салютовали, плакали.

После войны Даба Цыренович слу­жил в оккупационных войсках в Европе. Вернулся домой в 47-м. Работал на раз­ных должностях, в том числе уполномо­ченным Министерства заготовок СССР по Торейскому и Курумканскому райо­нам, сучкорубом, старшим бухгалтером, начальником производственного отде­ла, заместителем главного инженера в леспромхозе.

- Где бы отец ни работал, его везде уважали, – говорит сын участника двух парадов Победы на Красной площади. – А в семье он был любящим отцом и мужем.

Героического бурятского комбата Дугарова не стало в 2005 году. Но он жи­вет в сердцах его близких. И это точно – герои не умирают: они «уходят как на подвиг, не прощаясь, и на небе зажига­ются звездой».

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: предоставлено Валерием Дугаровым