После встречи с Ервандом Калачяном я брёл по сентябрьскому городу с мыслью, что тысячу раз был прав философ Цицерон, сказавший, что «талант – это вера в себя, в свою силу».
Приехав в Бурятию почти 30 лет назад, Ерванд поверил в себя и, несмотря ни на что, шел к своей мечте. А перед наполненным солнечным светом «сегодня» было «вчера». Как будто вчера это было: декабрь 1988-го, Ленинакан (Армения). Катастрофическое землетрясение, в корне изменившее судьбу тысяч армян, в том числе сына Бориса Калачяна. Так, в начале девяностых 16-летний Ерванд оказался в Бурятии. Разговор с одним из лучших в мире (!) шеф-поваров – о его профессии, которая сродни ювелирному искусству. И не только об этом.
СПОРТ ДАЛ МНЕ СИЛУ ДУХА
- Расскажите о себе, своих родителях.
- Родился в 1975 году в Ленинакане (сейчас это город Гюмри), – начинает рассказ мой необычный собеседник. – Мой отец – Борис Ервандович Калачян, его сегодня нет рядом с нами. Мама – Астхик Суриковна Назарян живет в Улан-Удэ. Когда произошло землетрясение в моем родном Ленинакане, я учился в седьмом классе.
- В то время вы уже занимались греко-римской борьбой?
- Я с шести лет начал заниматься греко-римской борьбой. К моему первому тренеру мы обращались не по имени и отчеству, а просто называли наставника «товарищ Гарник». Мне посчастливилось заниматься в борцовском зале, откуда вышла плеяда чемпионов Олимпийских игр, мира. Я выполнил норматив кандидата в мастера спорта СССР.
Смотрю на атлетически сложенного Ерванда и думаю: он мог бы стать знаменитым борцом-«классиком», как его земляк-ленинаканец, призёр Олимпийских игр Мхитар Манукян, но помешало разрушительное стихийное бедствие 1988 года. Впрочем, юношеское увлечение спортом не прошло даром.
- Борьба греко-римского стиля дала мне силу духа. Я стал дисциплинированным. Нас тренеры воспитывали, что нужно быть сдержанным и решать конфликты миром.
- А готовить вы тоже начали в детстве?
- Не сказать, что я, как родился, сразу же стал готовить. Когда учился в школе, чтобы утолить голод, я становился к плите. А дома мама и сестра очень вкусно готовили. Я им помогал, мне нравилась кулинария.
- Ерванд Борисович, а как насчет детской мечты? Хотели стать космонавтом или офицером?
- Я никогда не хотел стать военнослужащим. Наоборот, хотел быть знаменитым певцом или известным спортсменом. И, конечно, мне очень нравилась кулинария. А еще в детстве у меня было великое желание – стать хорошим актером. Ходил в актёрский кружок. Кстати, мне нравились очень грустные роли, чтобы зритель чувствовал драматические моменты.
- Как вы оказались в Бурятии?
- В 1991 году я приехал в Улан-Удэ, где жила моя тетя Амалия Григорян. В том же году поехал учиться в Новосибирск в кулинарный техникум.
«СЛОВА ЛАМЫ ВДОХНОВИЛИ МЕНЯ»
В середине девяностых с моим звездным собеседником в Улан-Удэ произошел случай, повлиявший на всю его дальнейшую жизнь. Но пусть об этом расскажет сам маэстро кулинарного искусства Ерванд Калачян в своем монологе: «В начале 90-х я устроился в ресторан «Белый аист», где одновременно трудился учеником повара, помощником бармена, помощником официанта: чтобы достичь высот, нужно начать с низов. Как-то в этом ресторане обедали двое лам. Буддийские монахи заказали 30 бууз. А когда я начал убирать, то нашел барсетку. Оказалось, что в увесистом кошельке было пять миллионов рублей, документы, по которым определили, что эти ламы из Иволгинского дацана. Кто-то из коллег предложил мне поделить деньги, но я сказал: «Никогда в жизни!». Эту барсетку я хранил ровно полтора месяца. А потом пришли два человека и, не видя меня (я находился за стеной!), сказали: «Ерванд, наш друг, привет, выходи». У меня мурашки по телу. Один лама взял меня за обе руки, молился и тихонечко дул мне прямо в лицо. Этот монах сказал мне, что они все знают про меня. После этих слов я принес барсетку. Лама сказал: «Где бы ты ни работал, вернешься к ресторанному делу, будешь всю жизнь работать в этой сфере и станешь знаменитым». И эти слова ламы вдохновили меня. С тех пор я хожу в дацан, там молюсь, в церковь тоже хожу. И с тех пор 30 лет работаю в сфере кулинарного искусства».
ДУЭТОМ С СЫНОМ
- Любовь к танцам у вас тоже с детства?
- Это было так. Как-то наша диаспора организовала новогодний вечер. И тогда каждая семья должна была представить развлекательный номер, и я научил трех девочек армянскому танцу под грустный звук традиционного армянского инструмента – дудук. А грустно мне было, потому что до этого скоропостижно скончался мой брат Рафаэль. В тот день диджей спросил у меня, как называется наш танцевальный ансамбль, хотя, конечно, никакого ансамбля не было. И в тот момент, словно кто-то сверху подсказал мне: «Рафаэлла»! После того, как девочки выступили на нашем новогоднем землячестве, тетя Амалия сказала: «Ерванд, займись ансамблем, у тебя получится». Путёвку в звездную жизнь ансамблю «Рафаэлла» дал Дандар Бадлуев.
Что касается еще одной ипостаси Ерванда Калачяна – танцевального искусства, то в 2005 году в возрасте 30 лет он окончил хореографическое отделение Восточно-Сибирской академии искусств. К слову, еще на первом курсе его преподаватель Доржо Дугаржапов в шутку сказал: «Если ты окончишь академию культуры, я тебе памятник поставлю». Действительно, учиться возрастному студенту было сложно, но он справился. И сейчас о руководимом им лауреате многих международных и всероссийских фестивалей народного творчества, народном ансамбле «Рафаэлла» известно далеко за пределами Бурятии.
- На новогоднем праздничном концерте ГТРК «Бурятия» вы спели вместе со своим сыном Рафаэлем …
- У Рафаэля очень хорошие вокальные данные. Мы с ним спели «Миллион алых роз». Народ наше исполнение хорошо воспринял.
- В 2016 году на кулинарной Олимпиаде в Германии вы сделали картину из 10 кг риса (!)...
- Мое хобби – изготавливаю художественные изделия из пищевых продуктов, причем работаю только строго с рисом. Я сделал 25 таких картин, одну из них подарил Наташе Королёвой после участия в ее кулинарном шоу на Первом канале. Мои картины – съедобные: в тяжелые времена их можно сварить и съесть (смеется).
- Чем вы питаетесь дома?
- Я – всеядный человек. Ем все, что готовит моя супруга Алена. А она очень вкусно готовит. Также очень люблю то, что готовит моя мама.
- Какой совет вы дали бы начинающему повару, мечтающему покорить кулинарный Олимп?
- Для шеф-повара главное – организаторское дело. Шеф-повар – лидер, «сердце» ресторана. Если он не умеет организовать рабочее место, то он никогда не будет лидером. Опыт приходит с годами. Я рекомендую молодым специалистам: чтобы стать шеф-поваром, нужно знать все азы ресторанного дела.
Где бы Ерванд Калачян ни был, он всегда представлял Бурятию – свою вторую родину. На всех мировых и европейских кулинарных форумах, по его признанию, он держал два флага – Российской Федерации и Республики Бурятия.
НАГРАДЫ ПРЕЗИДЕНТА АССОЦИАЦИИ КУЛИНАРОВ РБ ЕРВАНДА КАЛАЧЯНА:
- 2004 год: серебряная медаль на конкурсе поваров «Сделай шаг вперед» (Мадрид, Испания).
- 2005 год: победитель конкурса «Маэстро кухни». 2008 год: победитель в номинации «Лучший мастер-класс от шеф-повара». Пятикратный обладатель Гран-при «Лучший ресторан года».
- 2010 год: золотая медаль международного Кремлевского кулинарного кубка, обладатель звания «Мастер года» среди поваров.
- 2009-2011 годы: 3-кратный призер народной ресторанной премии «Золотая вилка».
- 2012 год: обладатель золотой медали ХI чемпионата России по кулинарии и сервису.
- 2013 год: 4-кратный призер международного Кремлевского кулинарного кубка (обладатель золотой, бронзовой и двух серебряный медалей).
- 2014 год: победитель 3-го международного гастрономического фестиваля (Синьань, Китай).
- 2015 год: призёр международного кулинарного Кубка мира (Люксембург).
- 2016 год: двукратный серебряный призер международной Олимпиады по кулинарии ( Hereford, Германия).
- 2018 год: обладатель золотой медали Кубка мира (Эрфурт, Германия).
- 2020 год: двукратный серебряный призер Всемирной Олимпиады по кулинарии (Штутгарт, Германия).