На Байкале рыбалка идёт круглый год. По заведённому порядку по сезонам года и циклам развития рыбы. «В середине XIX в. кударинцы начинали лов рыбы на озере Байкал с 15 мая и оканчивали его 8 июля. В Селенге массовый рыбный промысел начинался 1 августа и продолжался до 1 сентября ежегодно» (Кудрявцев Ф.А. Указ.соч., с.163,164.).
Для них это не хобби и не увлечение, а самый настоящий промысел, без которого им просто не выжить. Поэтому рыбаки в любую погоду на море, в том числе и зимой, когда встанет лёд. Тогда рыболовецкие бригады и артели выходят на подлёдную ловлю неводом. Это тяжёлый труд, но очень интересный для стороннего наблюдателя.
В Корсаково
Впервые этот древний способ рыбалки мне показал ветеран войны Иван Ананьевич Гинеев. Это было в Корсаково в конце 90-х годов. На льду был пробит ряд прорубей, через которые в воду опускалась сеть, протягивающаяся от первой до конечной проруби. Но сначала подо льдом протягивают шнур, привязанный к концу шеста. Шест опускают в крайнюю прорубь и в горизонтальном положении направляют к следующей проруби. От неё шест таким же образом направляется к следующей проруби – её расположение соответствует длине шеста и так до конечной проруби. Сеть остаётся подо льдом, а затем её вытягивают и уже с уловом. Из сети рыбу выбирали голыми руками. На морозе и ветру мокрые руки окоченевали мгновенно. Дядя Ваня согревал пальцы под шапкой, быстро-быстро водил пальцами на макушке и снова брался за работу…
В Ранжурово
Приходилось наблюдать и бригадный лов рыбаков с Ранжурово. Бригада из 16 человек выехала на лёд спозаранку и на месте рыбалки уже стояли их машины, трактор и лошади. Соблюдалась та же вышеописанная технология, только всё было гораздо серьёзнее.
Бригады тянут невода от 200 до 600 метров, а площадь охвата составляет до километра. Снасти настолько тяжелы, что канаты может тянуть только лошадь - через специальный ворот. Если где-то сеть зацепилась, она останавливается, а рыбаки спешат выяснить причину. Очень важно сохранять непрерывность процесса, а иначе рыба может уйти. Невод идёт дугой, в конце он сужается и вытаскивается. Улов вычерпывают специальными сачками, водоросли вытряхивают из ячеи, а невод сворачивают.
Ныне для протяжки сетей используют торпеды на аккумуляторах. Их опускают в прорубь и, цепляясь зазубренными колесиками за лёд, они тянут за собой шнур. Но на Байкале лёд толстый и торпеду не видно, к тому же на Соре много водорослей, за которые она цепляется. И поэтому при промысловом лове рыбаки используют древний, но надёжный способ.
Колхозная рыбалка
Супруги Казан Петрович и Анна Тэбшэевна Ануевы, оба 1929 г.р., жители с. Корсаково Кабанского района. (Записано с их слов 30.01.2020).
Начало зимней подлёдной рыбалки обычно начинается в феврале, когда лёд на Байкале станет достаточно надёжным. Выехав на море, бригадир бросал свою телогрейку и якорь на, по его мнению, рыбное место. Выбирал в зависимости от погоды, от направления ветра, глубины и других примет. Омолиин үүлэн – омулёвое облако, шли на рыбалку только тогда, когда было это облако. В сильный ветер на рыбалку не ходили. Тогда бригадиром – башлыком у них был Степан Коменданов. Перед выходом в море башлык обязательно брызгал небесам, чтобы улов был богатый, а рыбаки вернулись живы и здоровы.
Если погода позволяла, а улов был богатый, то ходили ежедневно. Байкал нас кормит. Это наша работа, это наш хлеб. В годы войны давали план – сколько центнеров рыбы выловить. Тогда у нас в Корсаково были колхозы: «Коминтерн», «Ворошилов», «Красный рыбак». Зимой ночевали в рыбацкой будке. Невод – губшуур, в прошлом его тянули руками и только в 70-е стали использовать трактора. В удачные дни за раз вылавливали до 15 – 20 центнеров рыбы. Когда выбирали рыбу из сетей, пальцы обледеневали и тогда их отогревали подмышками и на голове, под шапкой. На ноги одевали ичиги, на руки шерстяные варежки.
Конечно, у бригады обязательно был свой повар. У него было два котла, в которых он варил суп и чай, а на рожне жарили рыбу. На рыбалку нельзя было приносить варёные яйца, была такая примета. Для вязки сетей также был специальный человек.
В Алари и Селенге
Такой способ зимнего лова рыбы практиковался и в других районах этнической Бурятии. «В Алари, на Алятском озере, например, подлёдный лов начинался в марте. К этому времени толщина льда составляла 100 – 120 см., а глубина снега на нём доходила до 70 – 80 см. Исходя из многолетней практики, свидетельствующей о том, что в условиях зимы рыба передвигается подо льдом в наиболее глубокой части озера, северо-западном секторе водоёма, рыбаки именно здесь расчищали снег и готовили лёд под проруби для подводной рыбалки» (В.А.Михайлов. Традиционные промыслы бурят: охота, рыболовство. Улан-Удэ. с.120- 121. 2006). Сеть могла оставаться подо льдом два – три дня. Подлёдный лов продолжался до таяния льда на Аляте.
«Подлёдный лов рыбы был известен и селенгинским бурятам. В своде степных законов – «Селенгинском уложении 1823 года» говорится: «Проруби для зимней верши нужно огораживать, а водопойные проруби, делать шириной в одну четверть. Если рыболовные проруби будут неогороженными, а водопойные – иметь отверстие шире, чем указано, и от этого будет потеря скота или прочего, то хозяин проруби за несоблюдение этого правила должен заплатить половинную часть убытка хозяину повреждённого скота» (Там же).
РУССКО-БУРЯТСКИЙ РЫБОЛОВНЫЙ СЛОВАРЬ:
невод – губшуур, прорубь – суулган, шест – норила, плешня – салер, хариус – хадран, щука – сурхай, окунь – алгана, сорожка – ялаагана, язь – булуусхай, налим – гутаар, пескарь – гүрсэ, омуль – омоли, таймень – тула.
(Автор благодарит главу поселения Ранжурово Николая Пиноева за консультации и содействие в сборе материала)