Общество 28 окт 2020 677

О наследии великой эпохи

В марте 1998 года я был избран мэром Улан-Удэ. С первых дней ко мне на прием потянулись горожане, представители бизнеса, общественники. Вопросы, просьбы, идеи тогда сыпались нескончаемым потоком

В 1996 году Улан-Удэ стал побратимом города Тайбэй в Тайване. Отношения между нашими городами быстро развивались, и однажды мы заключили с мэрией Тайбэя интересный договор, наши тайваньские побратимы согласились принять на учебу трех абитуриентов из Бурятии, владеющих китайским языком. Более того, та сторона обеспечила нашим абитуриентам солидные стипендии. Мы подобрали трех девушек, и отправили их на учебу в Тайвань. Спустя год, когда они приехали на каникулы, я пригласил их на беседу. Они рассказали, как идет учеба, говорили много о том, как им нравится там жить. А когда я спросил их, хотят ли они вернуться домой после учебы, все трое утвердительно ответили «нет».

Все, конечно, познается в сравнении, что такое год на фоне всей жизни. Но меня тогда удивило, что они, едва вернувшись, уже хотят уехать. Они ничуть не скучали по дому, не испытывали привязанности к своей родной земле. И дело тут, как мне кажется, вовсе не в условиях жизни и перспективах карьерного роста. Это примета времени, наши, бурятские выпускники ВУЗов Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, получив дипломы, уезжают в другие города, в другие страны, и нам нечем их удержать. А ведь это лучшие наши выпускники, наше будущее. У них есть знания, есть желание творить, развиваться, строить свою личную жизнь. Главного в них нет, желания строить наше общее будущее на родной земле. Давайте подумаем, почему?

В марте 1998 года я был избран мэром Улан-Удэ. С первых дней ко мне на прием потянулись горожане, представители бизнеса, общественники. Вопросы, просьбы, идеи тогда сыпались нескончаемым потоком. Поразила  меня одна группа так называемых демократов, они пришли ко мне с требованием снести памятник Ленину на площади Советов,  переименовать площадь и улицы города, названные в честь героев советской эпохи. Причем, в списке улиц, которые по их разумению нужно было переименовать, одной из первых числилась улица Родины.

Тех «демократов» я выгнал, и с тех пор, слава Богу, на глаза они мне не попадались. Ни одной улицы мы не переименовали, а памятник Ленину сегодня является визитной карточкой Улан-Удэ. Но, сколько раз еще затем мне приходилось видеть живые подтверждения цитаты британского писателя Томаса Карлейля: «Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи».    

С распадом Советского Союза, с роспуском КПСС мы потеряли, на мой взгляд, национальную идею – строительство справедливого общества. И оказалось, что другой идеи у нас нет. У нас нет той другой единой цели, которая бы так же эффективно и успешно скрепляла общество. Единственное, что нас еще объединяет – это великая победа! Память о той цене, которую мы за нее заплатили, и память о том, что мы были победителями. Несмотря ни на что мы победили! И это чувство гордости за свою страну у нас еще есть. Но нет той страны СССР. Мы уже давно живем в другой стране – России.

Мы, люди старшего поколения, помним, как жили простые люди в этой стране. Мы оттуда, и мы помним, как первый космонавт Юрий Гагарин полетел в космос, как наши хоккеисты побеждали почином непобедимых канадцев, как строился БАМ. Мы гордились результатами Олимпиады-80, и  плакали, когда провожали олимпийского Мишку.

Сегодня мы как страшный сон вспоминаем распад СССР. В одночасье случилось то, что мы и представить себе не могли, мы увидели, как повторяются события 17-го года, казалось бы, с точностью наоборот, но с теми же лозунгами: «Все снесем, все сломаем, и на обломках построим новое общество».

Все достижения под руководством коммунистической партии были забыты, многое было очернено, облито грязью. Началась повальная эпидемия, состязание «кто больше снесет памятников эпохи большевизма». Люди с упоением сносили памятники Ленину, Сталину, Дзержинскому, повально переименовывали улицы и города, как будто не было почти сотни лет Советской эпохи. Почему мы так относимся к своей истории? Почему в угоду кучки людей, дорвавшихся до власти, нас так легко убеждают забыть свое прошлое? Кому это надо? И надо ли это нам?

На первый вопрос ответ вроде бы есть. Это надо врагам нашей страны, которые хотели бы продолжить дело развала СССР, и расколоть новую Россию на отдельные княжества. И поэтому понятен их интерес к процессам, происходящим в России, особенно в национальных республиках.

А вот на второй вопрос, надо ли это нам, однозначного ответа нет. Он, этот ответ, вроде бы лежит на поверхности: «мы не хотим, чтобы наши потомки забыли, откуда они родом». А с другой стороны, что мы делаем для того, чтобы этого не произошло? К большому сожалению, приходится констатировать, практически ничего.

Конечно, мне могут оппонировать, говорить «мы делаем то-то и то-то». Но согласитесь, дорогие оппоненты, в сравнении с советским периодом эти усилия - мизер. Вспомните октябрят, пионерию, комсомол. У того поколения молодежи были герои, которым хотелось подражать. Кому сегодня хочет подражать нынешняя молодежь?

В детстве мы с друзьями очень сожалели, что родились поздно, и не застали Великую Отечественную войну, где могли проявить себя. Нас с детства воспитывали патриотами. Мы выросли на фильмах «Александр Невский», «Чапаев», и других. Любовь к Родине, своему родному городу, селу, школе   сама по себе не возникнет. Эта любовь целенаправленно воспитывается! Какая может быть любовь, когда со всех рупоров говорят о том, как у нас все плохо?! Что все советское прошлое – это «Совок»?!

Сколько деревень у нас умерло в буквальном смысле? Не счесть. Молодежь из сел уезжает в город, старики едут к детям. В итоге Улан-Удэ сегодня в окружении деревянных домов. Поневоле задумаешься, кто во всем этом виноват, Государственная политика или мы сами? Я имею в виду старшее поколение. Мы плохо изучали свой родной язык, и не научили своих детей говорить на языке предков? Мы не открыли им историю родного края, не показывали личный пример любви к родине? Или это мировой тренд такой, быть космополитами?

Конечно, можно сослаться на происки врагов, но мне кажется, в большей степени все-таки виноваты мы сами. Мы вспоминаем стариков, участников ВОВ только к юбилеям, а так они существуют сами по себе. Где общественные организации, почему мы о них не знаем, и где работа с молодежью?  Вроде бы все структуры есть, чиновников становится все больше, а конкретных результатов нет?!

Чувство патриотизма в сознании молодежи необходимо воспитывать с детского сада. Раньше, повторюсь, наша страна опиралась на мощнейшую систему патриотического воспитания. Итогом работы этой системы был тот факт, что молодежь охотно возвращалась домой, и стремилась быть полезной  для родной земли.

Я полностью поддерживаю решение президента России возродить нормы ГТО, но это лишь первый шаг. Необходимо идти дальше, создавать детские и молодежные организации, достойные аналоги октябрятского движения, пионерии, комсомола, и создавать их для воспитания подрастающего поколения, а не в политических целях. Ничего нового мы сами не придумаем, опыт не купишь ни за какие деньги! Нам следует переосмыслить и продолжить традиции Советского союза, а не отказываться подобно манкуртам от наследия великой страны!

О чем речь
Геннадий Айдаев, доктор экономических наук, почётный профессор Московского авиационного института, член-корреспондент Международной инженерной академии, мэр города Улан-Удэ в 1998—2012 годах.

Автор: Геннадий Айдаев

Фото: Фото из личного архива Геннадия Айдаева