Общество 5 ноя 2020 2273

​Голос Усть-Орды

© фото: Александр Махачкеев

12 октября экс-сенатор от Бурятии, академик РАН Арнольд Тулохонов опубликовал открытое обращение к губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву, сенаторам, депутатам регионального парламента и жителям Усть-Ордынского Бурятского округа.

Академическая критика

Он напомнил, что с 2005 года округ находится в составе Иркутской области: «Сегодня трудно судить о достоинствах и достижениях упразднения округа, которое свелось в основном к ликвидации федеральных структур, окружной Думы, сокращению других элементов самостоятельности в федеративном устройстве Российской Федерации, росту безработицы». Академик предложил «увеличить и законодательно закрепить квоту представительства коренного населения округа в исполнительных и законодательных органах федеральной и региональной власти, создать систему историко-патриотического воспитания в каждом районе и селе и тем самым укрепить духовное единство бурятского народа и особый статус округа в составе области».

Обращение Тулохонова носит критический характер, и в целом его мнение отражает позицию бурятского субэтноса в соседнем регионе, недовольного своим представительством в органах законодательной и исполнительной власти Иркутской области.

Бурятский голос

Какова будет реакция губернатора Игоря Кобзева на это письмо? В начале текущего года, в преддверии губернаторских выборов, он встречался с представителями бурятских общественных организаций, поскольку Усть-Орда традиционно играет важную роль в избирательном процессе. Несмотря на относительно небольшую численность избирателей - около 80 тысяч, жители округа голосуют очень сплоченно при высокой явке. И, как правило, губернатором становится тот кандидат, за которого голосует округ. Все губернаторы области знали об этом, поэтому всегда уделяли районам округа усиленное внимание. А предыдущий руководитель области Сергей Левченко даже «сделал» сенатором Вячеслава Мархаева, который в 2015 году помог добиться высокого уровня поддержки усть-ордынцами губернатора-коммуниста.

Но, нужно отметить, что традиционно землячества в Улан-Удэ не имеют единой консолидированной позиции на губернаторских выборах в Иркутске. В том же 2015 году Арнольд Тулохонов и ряд других видных представителей бурятских иркутян агитировали за тогдашнего действующего единоросса Сергея Ерощенко. И в первом туре он убедительно победил в бурятских районах, но во втором результаты были уже не в его пользу.

Гневный Ольхон

А в сентябре этого года уже Кобзев проиграл в Усть-Орде, несмотря на поддержку, оказанную ему со стороны некоторых землячеств. Если протестно настроенные города — Иркутск и Ангарск — поддержали кремлевского ставленника, то округ отдал предпочтение КПРФ. Средний уровень поддержки Игоря Кобзева в Иркутской области составил 60%, а в бурятских районах (включая Ольхонский) не дотянул до 50%.

В чем причины такого провала генерал-губернатора в округе и на Ольхоне? Ведь ольхонцы к тому же проголосовали против поправок об обнулении президентских сроков Путина. Они уже не раз, в том числе и рядом публичных акций, выказывали недовольство тотальным запретом на хозяйственную деятельность на Байкале. Как возмущался знакомый охотник – зверобой на нерпу: «В лес на охоту не ходи, рыбу не лови, скот не разводи, дрова не заготавливай, только горельник! Ничего на Байкале нельзя! Не знаем, где теперь наша Родина? Все Москва за нас решает! Пока туристы ещё едут, но поговаривают, что скоро и им закроют дорогу!».

Урожайная пандемия

Впрочем, туристско-рыбацкий Ольхон стоит особняком, а основой экономики шести районов Усть-Орды всегда было земледелие и скотоводство. Жесточайший экономический кризис накрыл и глубинку, а государство натурально «кинуло» сельчан, никак не поддержав и ничего не дав за вынужденный карантин. Особенно пострадали они весной, в начале пандемии, когда закрылись рынки в Иркутске, Ангарске, Черемхово и Усолье. Невозможной стала и уличная торговля, а их молочная продукция внезапно оказалась невостребованной. Потеряв еженедельные наличные деньги от молока, сельчане не смогли закупать корма свиньям и птице. Только пластичность спасла мелкие хозяйства, и хоть с потерями, но они вышли из этой ситуации. Например, в ущерб надоям стали переводить дойных коров на подсос телятам или же сдавать молоко оптовикам.

Что касается растениеводства, то, будучи летом в Алари, я порадовался тучным нивам. Порядка 70% пахотных земель в этом самом плодородном районе области находится в сельскохозяйственном обороте. В конце июля там вовсю разворачивалась уборочная кампания. Официально в округе она завершилась 21 октября. С площади 120,1 тыс. га намолочено свыше 236,6 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур. Это 27% от объемов всей области, и при этом цифры на 7,3% больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Урожайность зерновых по округу составила около 20 центнеров с гектара.

Брак по расчету

Очевидно, что Усть-Орда выиграла от объединения в экономическом плане. Доступ к городским рынкам сельчане имели и так. Хотя фермеры недовольны высоким размером платы, а также несвоевременностью заключения договоров на предоставление мест на Центральном рынке Иркутска. Тем не менее глава округа Анатолий Прокопьев и руководство рынка открыли «зеленый свет» фермерам, в том числе и в плане предоставления арендной платы на льготных условиях в период пандемии. Но пока только хозяйства Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов реализуют свою продукцию на Центральном рынке и то не очень активно. Прорабатывался вопрос с администрацией Иркутска о проведении ярмарок выходного дня в городе. Однако, в связи с введенным режимом повышенной готовности, вопрос пока остается открытым.

Наиболее активными участниками региональных программ поддержки сельхозтоваропроизводителей являются усть-ордынцы. На 22-й Российской агропромышленной выставке «Золотая осень – 2020», которая проходила на днях в Москве, семейная животноводческая ферма Максима и Марины Дамбиновых из Алари была отмечена серебряной медалью в номинации «Лучшая семейная животноводческая ферма». Их ферма построена с участием средств гранта минсельхоза Иркутской области, выданного в 2018 году. Кстати, перспективы агропромышленного бизнеса давно оценили выходцы из округа и воспользовались уже этими возможностями. Это примеры предприятий Геннадия Бербидаева в Баяндае, Льва Асалханова в Осе и Нукутах и ряда других бизнесменов.

Не хлебом единым

Вместе с тем, это и отражение глубинных процессов, идущих в округе. Идёт процесс консолидации и приватизации земель крупными фермерами и агрохолдингами. Интенсификация производства ведет к вытеснению ЛПХ, а исключение населения из производственного процесса, в свою очередь, ведёт к её оттоку в города. Особенно молодёжи. В той же Алари в 2000 году было 26493 человека, а в 2018 году уже 20330. Однако, исключение населения идет не только из производства, но и в целом из социально- культурной и политической жизни. А бурятские голоса становятся нужны лишь в период избирательных кампаний.

Между тем, исторически так сложилось, что большая часть интеллектуальной элиты иркутских бурят обосновалась в Улан-Удэ, а не в областном центре. Сегодня маятник качнулся в обратную сторону. В Иркутск едет не только молодежь округа, но и из Бурятии и Забайкалья. И вопрос увеличения представительства бурят в областных исполнительных и представительных органах власти, представительствах федеральных ведомств будет актуализироваться. Это неизбежное следствие демографических, социально-экономических и политических процессов, происходящих в целом в стране и Байкальском регионе, а не только в Усть-Орде.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ​

Фото: Александр Махачкеев

Читайте также