Общество 23 дек 2020 1526

Один день с красавицей Кяхтой

Бывший город русских миллионеров ждёт открытия границы, чтобы конвертировать историю в звонкую монету

Когда взялся писать этот текст, в голову пришло избитое: «Живая история Кяхты». Но если это действительно так? Коридоры Администрации района украшает старинный купеческий трюмо, а в кабинете Главы стоит кресло, на котором сидел сам Модогоев, в бытность первым секретарём.

По нынешним меркам это обычный стул, но какова его история и уважение к ней со стороны местных преемников Андрея Урупхеевича! Ещё одна нерушимая традиция - это столовая Администрации, кормят вкусно, недорого, и это забота о людях, а ведь во многих других районах их давно нет.

Здесь бережно хранят артефакты неолита, Чайного пути и атрибуты вчерашнего дня. СССР нет уже 29 лет, а стены клуба в Усть-Киране до сих пор украшают плакаты с гербами 15 союзных республик! Просто здесь не отказываются бездумно от прежних ценностей и чтут свои исконные традиции. И сегодня Кяхта начинает использовать эту память, эти сокровища себе на пользу – развивать индустрию гостеприимства. Но самое главное, бережное отношение к истории помогает сохранить самих себя, сохранить Кяхту как своеобразный сплав народов и субэтносов, сохранить её неповторимое лицо на самой границе России.

Великая история

У депутата Хурала Валерия Цыремпилова как обычно с утра толпится народ. Идёт со своими проблемами: ремонт дорог, по связи – нужно установить вышки, ремонт общежития медколледжа, городского моста и прочее, и прочее. Когда нет помощника, он сам пишет ответы, обращения, звонит, ведёт переговоры, в общем, обычные депутатские будни.

Но вот звонок от академика Арнольда Тулохонова, и мы едем на объект - дом Лушникова, памятник архитектуры XIX в. Сергей Шойгу обещал помочь с его реставрацией. Кяхта - это военный город, а Шойгу ещё и президент Русского географического общества. В этом качестве совместно с Главным военным прокурором, нашим земляком Валерием Петровым он инициировал строительство арки – памятника исследователям Центральной Азии. Её возвели рядом с домом Лушникова, а открыли в конце сентября.

- Наряду с Пржевальским, Козловым, Обручевым и Грум-Гржимайло в исследование Центральной Азии и Тибета внесли огромный вклад Гомбожаб Цыбиков, Бямбын Ринчен и другие наши земляки, - говорит Валерий Цыремпилов. – ПСД на дом Лушникова готова, но республика и район должны внести свою долю. Будем изыскивать средства. Ещё одна важная тема - это 100-летие в наступающем году Договора о признании советской Россией независимости Монголии и сотрудничестве с ней. Именно в Кяхте 8 марта 1921 г. состоялся I съезд МНРП. Монголы готовятся к юбилею, и мы не должны остаться в стороне.

Пандемические контрмеры

Глава района Бимба Нимаев на этом посту два года. Главным своим достижением считает стабилизацию финансового состояния. Идёт работа по созданию с монголами СП по пошиву меховых изделий. В прошлом году совместно с Министерством туризма впервые провели Фестиваль черёмухи и сумели удачно монетизировать его. Только Союз женщин Монголии делегировал 167 гостей на четырёх автобусах. Кяхтинцы показали русскую, семейскую, бурятскую, казачью и татарскую культуру, традиции и распродали всю свою продукцию. Большим успехом у монголов пользовались казаки, особенно в плане селфи с казаками и казачками.

Но в этом году вмешалась пандемия, уменьшились как доходы, так и расходы. Закрытие российско-монгольской границы сказалось на торговле, гостиницах и общепите. Муниципалитет срочно поддержал предпринимателей в плане местных налогов, аренды земли и имущества на период с марта по декабрь, и массового банкротства удалось избежать. Хотя у малого бизнеса, как правило, нет своих накоплений. В то же время, по словам Нимаева, коронавирус заставил кяхтинцев мобилизоваться. В Кудара-Сомоне уже в марте наладили пошив масок, в то время, когда их не хватало. Добровольцы развозили на своём транспорте продукты, маски, средства дезинфекции всем нуждающимся. И всё это от души, по зову сердца.

Молочное хозяйство

Граница закрыта, но она работает! Широкая полоса между двумя рядами колючей проволоки усеяна тюками сена. Когда будет нужно, пограничники откроют ворота, и сельчане вывезут свои корма. В селе Киран мы заехали к фермеру Алине Воронцовой. Муж Павел был на службе, хозяйством он занимается в свободное время. Эта схема, когда муж контрактник, распространена в районе, так легче удержаться на плаву. Главная проблема у них - кадровая. «Рабочих рук нет, - пожаловалась она. – Трактористов нет, забойщиков нет, сварщиков нет». Тем не менее, Воронцовы справляются с большим хозяйством.

У них 40 дойных коров, за которыми ухаживают две доярки. Молоко реализуют в Кяхте, в том числе и через установленные в магазинах молокоматы (аппарат по продаже разливного молока). Их фермеры получили по гранту от района. Отдельно, на заимке держат отару овец и около 200 голов крс мясной породы.

Живут Воронцовы, действительно, крепко. Дом благоустроенный, а сама Алина Сергеевна, словно сошедшая с картин Кустодиева русская красавица. «Кроме Воронцовых, в нашем поселении ещё три КФХ занимаются молоком, - сообщил местный глава Алексей Будаев. – Остальные заняты мясным скотоводством, а всего их 10. У нас много рисков. Если не засуха, то наводнение. Поэтому фермерам нужно заниматься не только молоком или мясом, но и огородничеством, например…»

Улан-Удэ – Кяхта – Киран

(Продолжение следует)

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев