Не многим семьям удается прожить вместе больше шести десятков лет, сохранив и пронеся в душе тепло и любовь друг к другу. Супруги Николай и Прасковья Котляревские на своем веку пережили тяжелое военное детство, работали не покладая рук и вместе справлялись со всеми трудностями, встававшими у них на пути. 21 декабря глава семьи отметил свое 90-летие.
Николай Павлович родился в 1930 году в Хандагае Тарбагатайского района младшим из восьми детей. Родители Павел Никифорович и Татьяна Романовна занимались сельским хозяйством, держали скот. Позже семейство переехало в Тарбагатай, отец работал на омулевке, здесь же их встретила война. С 11 лет Николай трудился в местном обувном цеху, как и большинство сверстников шил рукавицы для фронта. Затем Котляревские переезжают в Улан-Удэ, чтобы старшие дочери смогли получить образование. Мама хлопотала по хозяйству, а отец стал столяром, занимался изготовлением табуретов и стульев.
Из Улан-Удэ Николай Котляревский призвался в армию, работал на ТЭЦ-1, в небольших организациях, а после устроился на приборостроительный завод, где три года трудился строителем, а потом слесарем в цехах. Стаж работы на «приборке» - 27 лет, а общий трудовой - 55. Как рассказывает его супруга Прасковья Евгеньевна, на работе он был востребован, не раз его портрет висел на Доске почёта. Был большим профессионалом, которого постоянно переманивали из одного цеха в другой.
Сама она сама родом из Шартыкея Джидинского района. Отец ушел, когда ей было 8 лет, мама была беременна пятым ребенком. Родилась девочка. В то время женщин отправляли работать через месяц после родов, поэтому мама назначила маленькую Паню няней, а сейчас таких восьмилетних самих всюду за руку водят. Как-то в мамино отсутствие пришли ставить прививки, но дети не впустили медиков.
- Ума не было. Девочка у нас через год умерла. Такое было время, - вздыхает баба Паня.
Окончила она Кяхтинский сельхозтехникум, гидромелиоративное отделение.
- По направлению меня отправили в Тарбагатай старшим гидротехником в исполком. Там было три МТС, несколько гидротехников, их сократили, и осталась я одна. Проработала 3 года. Жила тогда на квартире вместе с учителями, - вспоминает Прасковья Евгеньевна.
На новый 1957 год Николай Павлович приезжал с другом из Улан-Удэ в Тарбагатай. Здесь на танцах они впервые встретились.
- Однажды мне говорят: «Тебя Николай спрашивает». Интересуюсь: «Какой Николай?». Оказался тот, с которым я танцевала, - говорит наша героиня. - Оказывается, где-то он нашел заводного мишку и хочет мне подарить. Так раз десять мы встречались с нового года до февраля. Его друг возил какого-то босса, а он - тарбагатайский. Как поедет, так и Николай с ним ко мне на свидание. Поженились в феврале 1958-го, и вместе 63-й год. Свадьба была, но без колец и подвенечного платья. Поехали в ЗАГС втроем, с другом - как свидетелем. Тогда я только окончила учебу, он только из армии пришел, служил 4 года в Приморье, в Татарском проливе.
В семью Котляревских Прасковья пришла с маленьким чемоданчиком. Те жили тогда на Батарейке, в бараке.
- Женщины сказали: «Чего такую бедненькую взял?». А моя свекровь, которая была очень мудрой, ответила: «Да откуда ей богатой быть, она же только отучилась!» - вспоминает Прасковья Евгеньевна.
В Шартыкее в свое время был колхоз имени Ворошилова. Мама нашей героини работала на ферме, а маленькая Пана чистила стойла. Потом началась война. По весне колхозный сад садили, летом хлеб пололи. Потом наступил голод.
- На заготовке кормов женщины были на зародах, я - на лошади, садили на волокушу, туда грузили сено. Осенью на току работала, носила мешки. Видимо, из-за той тяжелой работы у нас детей и не получилось, - вздыхает женщина.
С ЗАБОТОЙ О БЛИЗКИХ
В барачном доме в одной комнате жили мать, брат с женой и двое детей, сюда же и молодожены. Отец спал на кухне. Выехав из Тарбагатая, Прасковья Евгеньевна устроилась в ДСУ геодезистом. Впоследствии проработала в разных должностях (мастером, прорабом) 31 год, награждена «Знаком почёта». Как и муж, ветеран войны, есть медаль к столетию Ленина, юбилейные медали к годовщинам ВОВ.
- Я получу копейки, муж - тоже, всё отдавали семье. В итоге свекровь сказала: «Дети, ищите квартиру, здесь вы ничего не накопите». На Лысой горе сняли подвал. Переехали туда с одной железной кроватью. Два козлика для пилки дров застелили газетами - и получился стол, вместо стульев - чурки. Мать дала маленькую кастрюльку, две чашки, ложки. Это было все наше нехитрое богатство, с которого начинали. Затем поднакопили денег и купили стол, а потом на Московской дали комнату в 16 кв. метров с кухней. В нынешней квартире на Профсоюзной живем уже 50 лет. Ее выделили на моей работе. Если бы мне не дали, его бы очередь на «приборке» подошла. Однажды мужа вызвали на работу, сказали, что квартиру дают, а мы уже получили. Это был конец 60-х. Хотели тогда взять ребенка на воспитание, но не давали. В то время в детских домах у всех были матери. Ей одной воспитывать тяжело, поэтому дети не с ней, но она есть. Буряты же вообще никогда не отдавали детей. Даже если мама умерла, даже самые дальние родственники старались ребенка забрать к себе и вырастить, - продолжает рассказ о жизни собеседница.
Нерастраченную родительскую любовь Котляревские подарили племянникам. Их у семейной четы много, как у Николая Павловича, так и у Прасковьи Евгеньевны. Принимали непосредственное участие в жизни племянников, воспитывали, помогали. Одного племянника проводили в армию, затем встретили, женили.
- Брат умер в 43 года, помогли невестке воспитать его детей, и они нас теперь не оставляют. За нами ухаживают племянник с невесткой, у них трое детей. Все привезут, все сделают, хотя жизнь у них тоже непростая. Полы я уже не могу мыть, поэтому к нам сын племянника приезжает, помогает. Он учится в восьмом классе, но уже сейчас думает, куда поступить. Я ему все наказываю - учись! - говорит Прасковья Евгеньевна.
ГОДЫ НЕ ТЕ
Николай Павлович был вынужден уволиться из цеха: начались головные боли. В «Водоканале» немного проработал охранником, затем в гостинице «Байкал», где ремонтировал кровати, стулья, табуреты.
- Он разбирался во всем. Как-то даже я приносила чертежи с асфальтного завода, - говорит супруга. - Хоть техникум окончила, но разобраться не могла. Николай помог, хотя у него образование - 7 классов ПТУ. Он - мастер на все руки, хороший сантехник. Когда был в силах - и красил, и белил, и ремонт всевозможный был на нем, мог сколотить полки, много их раздали.
В 90 лет от проблем со здоровьем уже никуда не денешься. У Николая Павловича барахлит сердце.
- Однажды муж чуть не умер. Врач поставил неправильный диагноз, и он потерял сознание прямо в магазине. Вызвали скорую, установили диагноз и поставили кардиостимулятор, который не дает сердцу остановиться. Еще его мучают головные боли. Как сказали врачи, в вене, которая снабжает мозг кислородом, образовалась бляшка и закрыла ее на 70 %. Одни врачи говорят: делать операцию в его возрасте опасно, другие, наоборот, нужно. В итоге не сделали, и головные боли такие, что теряется в ориентации. Но скажу, что жизнь он прожил достойную, 55 лет общего трудового стажа. Всю жизнь мы посвятили работе, от звонка до звонка. Где-то слышала, что сейчас лишь 198 человек осталось по Бурятии в возрасте 90 лет и старше, - говорит Прасковья Евгеньевна.
ГЛАВНОЕ - ПОНИМАТЬ
Спрашиваем у Николая Павловича о том, какой он по характеру.
- Откуда я знаю? - пожимает плечами юбиляр.
- Характер у него спокойный, - берет слово жена. - Я на работе допоздна, прихожу домой, а он уже сварит ужин. Бывало, конечно, чего-нибудь психанет, но он не ругается, просто замолчит и не разговаривает. Я тоже зайду в ванную, там посижу, и за это время проходит. С возрастом люди примеряются друг к другу, нужно уметь щадить, прощать и понимать. Мой муж, собственно говоря, ревнивый. Раз на машине я приехала, смеялась, он увидел и не разговаривает. Хотя опять же я всю жизнь проработала в мужском коллективе, и ничего, нормально. Главное - нужно саму себя правильно поставить и вести себя, как следует. Его другие женщины тоже одолевали. Одна ему говорила: «Увези меня в пионерлагерь!». А в заводской пионерлагерь тогда принимали только в выходной день. Наступает выходной, и она опять привязалась. Я говорю: «Так там автобус ходит. От «приборки» садись и езжай». Он ей так и передал, но она не давала покоя. В семье нужно уметь подстраиваться друг к другу, находить в себе силы прощать и мириться. В этом и нехитрый рецепт долгой семейной жизни.
Редакция газеты «Бурятия» поздравляет Николая Павловича Котляревского с 90-летием и желает ему и его супруге здоровья, прилива сил и хорошего настроения.